Компьютерные информационные технологии в бухучёте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических основ компьютерных информационных систем в бухгалтерском учете.
Для выполнения поставленной цели необходимы задачи:
-определить принципы ведения бухгалтерского учета;
-изучить программные продукты информационной системы бухгалтерского учета;
-выявить технологию компьютерной обработки учетных задач на малом предприятии;
-проанализировать сетевую технологию обработки бухгалтерских задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты компьютеризации бухгалтерского учета………….5
1.1.Сущность и принципы ведения бухгалтерского учета…………………....5
1.2.Программные продукты ИС бухгалтерского учета…………………….….8
1.3.Классы программных продуктов ИС бухгалтерского учета…………….14
2.Практические аспекты компьютеризации бухгалтерского учета………....20
2.1.Технологический процесс и перспективы его развития………………….20
2.2.Технология компьютерной обработки учетных задач на малом предпри-ятии……………………………………………………………………………….24
2.3.Сетевая технология обработки бухгалтерских задач…………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список использованной литературы……………………………………….….36

Работа содержит 1 файл

компьютерные информационные технологии в бухучете.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Решая вопрос компьютеризации на малом  предприятии, необходимо учитывать  ряд факторов, связанных со спецификой финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, его экономическими возможностями, а также уровнем подготовки персонала. Подбор оптимальной конфигурации технических средств и программного обеспечения является серьезной проблемой, с которой сталкивается малое предприятие. Это связано с тем, что среди сотрудников малого предприятия редко встречаются специалисты, разбирающиеся в вопросах компьютеризации бухгалтерского учета. Для составления индивидуального проекта не у всякого малого предприятия хватит средств, поэтому важное значение здесь имеет правильный выбор типового проекта и адаптация его к конкретным условиям своего предприятия. Как правило, следует выбирать фирму, оказывающую конкретную помощь во внедрении типового проекта и издающую хорошую документацию по его освоению. При выборе типового проекта малому предприятию необходимо ориентироваться на хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, ознакомиться с результатами конкурсов программ автоматизации бухгалтерского учета, которые регулярно публикуются в журналах «Компьютеризация бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», «Финансовой газете».

     Компьютеризация бухгалтерского учета на малых предприятиях ведется на основе большого количества программных средств, относящихся к классам «Мини-бухгалтерия» и «Интегрированная бухгалтерская система».

     Пакеты  «Мини-бухгалтерия» имеют много  общего и действуют по аналогичной схеме обработки информации. Рассмотрим принцип работы этих пакетов на примере программы «1С: Бухгалтерия».

     Программа ориентирована на привычную ручную работу бухгалтера и журнально-ордерную систему. Меню программы составлено в удобной форме, имеется возможность пересчета остатков и оборотов после ввода и изменений операций, получение итогов за любой расчетный период и интервал времени. В программе имеется возможность формирования и печати всех необходимых первичных документов: приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных документов. Программа обеспечивает ведение учета в валюте, хранит курсы валют и позволяет автоматически выполнять переоценку валют.

     Результатом обработки является набор форм отчетности для анализа финансового состояния  предприятия на основе показателей, принятых в международной практике. В руководстве дано описание макроязыка, используемого для самостоятельного составления документов и отчетов произвольной формы.

     В исходном состоянии программа меню содержит следующие блоки: «Операции», «Отчетность», «Сервис», «Окна» и «Помощь». Но при работе в большинстве режимов  программы в меню появляется еще одна группа функций - «Действия», - которая перечисляет действия, доступные в текущем режиме работы. Ниже строки меню располагается линейка пиктограмм. С ее помощью можно быстро вставить наиболее часто встречающиеся действия, например печать, поиск строки, вставка, копирование удаление и т.д. В нижней части окна располагается информационная строка - в ней выводятся сообщения о выполняемых программой действиях, подсказки и т.д. Остальная часть окна программы «1С: Бухгалтерия» является рабочим пространством - в нем выводятся списки бланки запросов, редактируемые документы и т.д.

     Рассмотрим  схему технологии обработки бухгалтерской  информации при помощи пакета «1С: Бухгалтерия».

     Технологический процесс включает в себя подготовительный, начальный и основной этапы.

     Подготовительный  этап выполняется при внедрении проекта. При этом осуществляется ввод реквизитов предприятия, данных о руководстве, главном бухгалтере (осуществляется режимом «Константы»).

     Выполняется корректировка и заполнение базы данных. Ведется просмотр плана счетов (режим «Счета»), добавление счетов, выделение субсчетов по некоторым счетам для ведения аналитического учета. Просматриваются типовые проводки (режим «Типовые операции») и самостоятельно формируются дополнительные проводки. «Типовые операции» предназначены для упрощения ввода стандартных и часто используемых операций. При вводе типовой проводки создается одна или несколько проводок, причем суммы этих проводок рассчитываются автоматически. Корректировка плана счетов может выполняться периодически. Функция «Валюты» обеспечивает хранение курса валют. В режиме «Виды субконто» отмечаются те счета, по которым будет вестись аналитический учет, например «Материалы», «Основные средства». Далее осуществляется ввод начальных остатков по каждому счету. Для этого необходимо войти в режим «Сервис» - функция «Параметры» - и установить рабочий период и дату, предшествующие текущим. Войти в режим «Операции» - функция «Интервал операций». Предварительно в верхней части экрана проверяется правильность рабочего периода и даты. Проводки состоят из номера счета, его корреспонденции «00» и суммы. При этом, если счет активный, в дебете записывается номер счета, а в кредите - «00», и наоборот. Проверка правильности ввода остатков осуществляется функциями «Расчет итогов» и «Оборотно-сальдовая ведомость». Если остатки введены верно, то остатки по «00» счету должны быть нулевыми, а проверку ввода остатков необходимо выполнить с помощью режима «Закрытие периода». При этом машина автоматически установит новый расчетный период, который необходимо проверить режимами «Установка параметров» и «Интервалы операций».

     Начальный этап выполняется периодически по мере ведения отчетного периода и заключается в воде в машину переменных данных с раз личных бухгалтерских первичных документов; реализуется функцией «Журнал операций». В журнал последовательно вводятся следующие реквизиты: дата, дебет, кредит, сумма, краткое содержание операции. При вводе номера счета, по которому ведется субконто, вводится «Количество», а «Сумма» рассчитывается автоматически на основе введенной в список субконто «Цены». Функция «Документы и расчеты» предоставляет еще более универсальные и гибкие средства для ввода документов I и проведения бухгалтерских расчетов. С помощью этого режима в журнал операций можно сразу ввести данные о некотором документе или расчете и связанные с ним проводки, которые автоматически рассчитываются по заданным формулам.

     Основной  этап завершается режимом «Отчетность», который реализует следующие функции:

  • «Расчет итогов» - выполняется перед формированием всех выходных документов, перечисленных ниже, на основании данных журнала операций. Расчет итогов производится по всему кварталу установленного периода или за конкретный месяц;
  • «Сводные проводки» - ведет переброску сводных сумм с дебета одного счета в кредит другого;
  • «Шахматка» - табличное представление оборотов сумм с одно го счета на другой (сводных проводок) и оборотов по счетам;
  • «Оборотно-сальдовая ведомость» - формирует по каждому счету (субсчету) остаток на начало периода, обороты (Дт и Кт) и остаток на конец периода. Остатки на начало квартала формируются при закрытии предыдущего периода. В нижней строке оборотно-сальдовой ведомости выводятся итоги по оборотам и остаткам;
  • «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» создает оборотно-сальдовую ведомость по каждому счету;
  • «Обороты счета (Главная книга)» - формирует сальдо и обороты в корреспонденции с другими счетами за указанные месяцы или квартал;
  • «Журнал-ордер и ведомость по счету» - выводит те же данные, что и «Обороты счета», но в детализации по датам и по отдельным проводкам;
  • «Карточка счета» - содержит все проводки с указаниями конкретного счета, позволяет получить Кассовую книгу, выписки из банка т.д.;
  • «Анализ счета по субконто» - для каждого субконто выводится остаток на начало периода, обороты и остаток на конец периода, список корреспондирующих счетов с указанием дебетового и кредитового оборота по каждому счету в отдельности;
  • «Анализ счета по датам» - по каждой дате рабочего периода выводится остаток на начало периода, обороты и остаток на конец периода указанием корреспондирующих счетов;
  • «Анализ субконто» - предоставляет бухгалтеру оборотно-сальдовую ведомость по субконто;
  • «Карточка субконто» - содержит все проводки по выбранному объекту аналитического учета за указанный период, включает в себя остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой операции. Данные выводятся в натуральном и стоимостном выражении. Документ получается из списка субконто;
  • «Обороты между субконто» - формируются обороты между субконто одного вида и одним или несколькими субконто другого вида;
  • «Отчеты по журналу операций» - производится выборка проводок из «Журнала операций» по определенным счетам, корреспонденциям и другим признакам;
  • «Произвольные отчеты» - программа предоставляет широкие возможности создания отчетов произвольной формы. При необходимости бухгалтер может сам изменить форму любого отчета или формулы расчета его показателей. Кроме того, бухгалтер может создать и новый отчет в соответствии со своими потребностями. В комплект поставки входит также набор отчетов для налоговой инспекции: баланс и приложения к нему, расчеты налогов и т.д.

     После составления отчетов и закрытия отчетного периода выполняется  функция «Закрытие периода», которая  обеспечивает автоматический переход к новому расчетному периоду. Во избежание потери информации в машине, в случае возникновения внештатных ситуаций, рекомендуется ежедневно перезаписывать информацию на дискету. Функция «Сохранение данных» позволяет сохранить введенную информацию на дискетах, а также использовать ее для передачи на другие компьютеры. 

     2.3.Сетевая  технология обработки  бухгалтерских задач

     Технология  обработки бухгалтерских задач  на средних и крупных предприятиях осуществляется на базе сетевых программных продуктов, относящихся к классу «Интегрированные бухгалтерские системы» и «комплексные бухгалтерские системы», ориентированные на организацию локальной вычислительной сети предприятия. Бухгалтерский является одним из основных элементов сетевых программ. Сетевая технология основана на организации многоуровневых АРМ, установленных в различных подразделениях предприятия и организации информационной связи между ними. Таким образом, сетевая технология является основой организации автоматизированной информационной системы предприятия (организации, фирмы). Сетевая технология базируется на создании единого банка данных и применении различного технического оборудования, интегрированного в единое целое: сервер, рабочие станции и комплектующее оборудование. Основным режимом сетевой технологии является «Клиент-Сервер», позволяющий осуществить технологию следующим образом. На сервере располагается вся база данных, с которой работают рабочие станции, установленные у пользователей, а также программы. Существует несколько способов реализации программ сетевой обработки данных. На рабочих станциях осуществляется ввод данных в систему, их первичная обработка и проверка, а затем посылка сообщений в сервер; обработка в основном ведется на сервере. Во многих случаях сервер осуществляет лишь хранение информации, а все процедуры, связанные с обработкой данных, выполняются на рабочих станциях.

     Технологический процесс «Клиент-Сервер» основан  на организации в сервере нескольких независимых баз данных, размещенных  в разных каталогах.

     Каждая рабочая станция имеет доступ только к определенным массивам. Полномочия и права доступа к разным массивам могут устанавливаться по-разному.

     Например, в сетевой версии программы «Парус»  эти права регламентируются «Картой пользователя», которая открывается администратором системы. В карте указывается: имя пользователя, пароль, полномочия, доступ к разным базовым массивам, находящимся на сервере. Работа пользователя в сети реализуется функциями меню: «Сервис» -> «Обслуживание сети». При запуске системы пользователь вводит свое имя и пароль. Система находит его карту и определяет полномочия I права доступа пользователя. На экране отражается перечень файлов, к которым пользователь имеет доступ; курсором выбираются нужные файлы.

     Организацию сетевой технологии рассмотрим на примере средней торгово-закупочной фирмы, основные функции которой заключаются ведении бухгалтерского учета, складского учета, осуществлении маркетинга и денежных расчетов с покупателями (на базе сетевой версии про граммы «Парус»).

     Для сервера был выбран компьютер 486 AT с общим объемом операционной памяти 8 МБ. Для рабочих станций - компьютеры 386 SX с общим объемом оперативной памяти 2 МБ.

     Автоматизированные  рабочие места были созданы в  следующих подразделениях:

  • АРМ маркетинга - в группе маркетинга, где осуществляется рассылка прайс-листов с наименованиями и ценами предлагаемых товаров, выписка счетов на оплату продукции, контроль за отпуском товаров;
  • АРМ склада - на складе, где ведется учет наличия движения материальных ценностей;
  • АРМ бухгалтера - в группе учета материальных ценностей, осуществляющей расчеты между фирмой и ее партнерами по доставке и продаже товаров и отработку накладной в учете;
  • АРМ бухгалтера - в группе денежных расчетов, предназначенной для проведения всех расчетов по кассе и банку;
  • АРМ главного бухгалтера - осуществляющий обобщение всей поступающей информации и ее анализ, проведение налоговых расчетов и составление отчетности.

     Работа  ЛВС обеспечивается функционированием  общей информационной базы, доступной для всех пользователей рабочих мест. Такими массивами являются: номенклатура товаров на складе, данные о партнерах фирмы, материально-ответственные лица, данные о валюте, бухгалтерские проводки, план счетов, выписанные и оплаченные счета.

     Сложность совместной работы пользователей программы связана со специальными информационными потоками и взаимозависимостью отдельных участков учета. Хозяйственные операции, зарегистрированные на одном участке, должны отражаться в учетных регистрах других участков. Так, группе маркетинга постоянно требуются данные о поступлении нового товара на склад, о факте оплаты покупателями выписанных счетов, т.е. данные других АРМ.

     Наличие товара на складе и его цена отражаются в номенклатуре товарно-материальных ценностей, сформированной АРМ склада. На основании этих данных АРМ маркетинга составляет «Прайс-лист».

     Далее АРМ маркетинга выписывает счет на оплату. Выписка счета проходит в режиме главного меню «Документы» → «Счета, спецификации» с указанием всех реквизитов продавца и покупателя, наименования количества покупаемых товаров, их цены и суммы налога на добавленную стоимость (НДС).

Информация о работе Компьютерные информационные технологии в бухучёте