-
в компьютерной технике применяется
в основном RGB (и αRGB),
-
в печатной технике CMYK.
- Количество цветов
в видеоматериале определяется числом
бит, отведённым для кодирования цвета
каждого пикселя ( bits
per pixel, bpp):
- 1 бит позволяет
закодировать 2 цвета (обычно чёрный и
белый), 2 бита - 4 цвета, …,16 бит - 65 536
цветов,
- 24 бита - 16 777 216 цветов.
- В компьютерной
технике имеется стандарт и 32 бита на пиксель
(αRGB).
Ширина
видеопотока (для
цифрового видео)
- Ширина (скорость)
видеопотока или битре́йт (bit
rate) - это количество обрабатываемых
бит видеоинформации за секунду времени
«бит/с».
- Чем выше ширина
видеопотока, тем в общем лучше качество
видео.
- ширина видеопотока:
- формата VideoCD составляет
1 Мбит/с,
- DVD составляет
около 5 Мбит/с.
- HDTV использует
ширину видеопотока около 10 Мбит/с.
- Различают два
вида управления шириной потока в видеокодеке:
- - постоянный
битрейт (англ. constant bit rate,
CBR). Используется для безбуферных
систем реального времени и для прямого
эфира (например, для телеконференций)
- - переменный
битрейт (англ. variable
bit rate, VBR). Используется для буферизованных
видеотрансляций и передачи сохранённого
видеоматериала по компьютерным сетям
Стандарты
и методы цветового
кодирования (передачи
видеоинформации)
- С начала развития
техники цветного телевидения разными
комитетами по стандартизации и в зависимости
от имеющей место частоты промышленной
сети было разработано несколько различных
методов формирования кадра и систем передачи
телевизионного сигнала. Их называют
методами(системами)
цветового кодирования.
- В настоящее время
существуют аналоговые и цифровые системы
телевидения.
- Помимо систем
цветового кодирования существуют
стандарты, которые описывают различные
параметры телевизионных сигналов, способы
ввода сигнала в телевизор, сопряжения
звука и изображения и др. Основных телевизионных
стандартов в мире насчитывается 10
:
- B,D,H,G,I,K,L,M,N,K1.
- В России используется
стандарт: Secam D/K.
Системы
цветового кодирования NTSC
- NTSC ( National
Television Standards Committee) - Национальный комитет
по телевизионным стандартам) - система
аналогового цветного телевидения, разработанная
в США (30 кадров/сек.). 18 декабря 1953 года
впервые в мире было начато цветное телевизионное
вещание с применением именно этой системы.
- NTSC принята в качестве
стандартной системы цветного телевидения
в Канаде, Японии и ряде стран американского
континента и в насмешку называется «Never
the same coior!» («Один и тот же цвет не повторяется
никогда!»). В этих словах и заключена основная
проблема: при передаче цветовых сигналов
возникают фазовые сдвиги, приводящие
к искажению цвета в изображении. Метод
NTSC не позволяет компенсировать фазовые
погрешности.
- Основные рабочие
характеристики системы NTSC:
- Количество строк 525
- Частота полукадров 60
Гц
- Ширина полосы
видеосигнала 4,2 МГц
- Ширина полосы
канала 6 МГц.
PAL
- PAL ( phase-alternating
line) - разработана инженером немецкой
компании Telefunken Вальтером
Брухом и представленная как стандарт
телевизионного вещания в 1967 году.
- Система PAL является
стандартом во многих странах, в том числе
в Германии. Эта система была создана из-за
необходимости компенсировать фазовые
сдвиги в видеосигнале, приводящие к значительным
искажениям цвета.
- Основные рабочие
характеристики :
- Количество строк 625
- Частота полукадров 50
Гц
- Ширина полосы
видеосигнала 5 МГц
- Ширина полосы
канала 7 или 8 МГц.
SECАМ
(Sequential Couleur avec Memoire,) - система последовательной
передачи цветов с памятью
- SECАМ
разработана в СССР, идея принадлежит
французкому инженеру Анри Францу.
- С 1 октября 1967 г.
в СССР начались регулярные передачи цветного
телевидения в стандарте SECAM.
- Систему приняли
25 стран, включая страны Восточной Европы
(бывший социалистический лагерь, кроме
Югославии), франкоговорящие страны Африки
и Азии, часть Греции и Иран.
- При методе SECAM,
сигналы цветности передаются не одновременно,
как в системах NTSC и PAL, а попеременно строка
за строкой. Для получения полной цветовой
информации в этом случае всегда должен
промежуточно запоминаться некоторый
сигнал. Специальная модуляционная техника
позволяет сделать метод SECAM сравнительно
не чувствительным относительно искажений
и фазовых сдвигов.
- Основные рабочие
характеристики системы:
- Количество строк 818
- Частота полукадров
50 Гц
- Ширина полосы
видеосигнала 10 МГц
- Ширина полосы
канала 14 МГц.
Цифровые
системы передачи
телевизионного сигнала
- ATSC -
система стандартов, разработанная Международной
некоммерческой организацией Advanced Television
Systems Committee (ATSC). Образована в 1982г. с целью
разработки новых стандартов телевидения.
Именно эта группа специалистов разработала
стандарт цифрового вещания ATSC, который
теперь является основным на территории
США, Канады, Мексики, Аргентины, Тайваня
и Южной Кореи.
- Сюда входит
HDTV стандарт высокочеткого (high-definition)
цифрового телевидения. Используется
метод D2-MAC, который состоит в том, что сигналы
яркости и цветности передаются попеременно,
и это позволяет в значительной степени
избежать интерференционных помех. Еще
одним преимуществом является то, что
аудиосигналы передаются в цифровой форме.
- Основные рабочие
характеристики :
- Количество видимых
строк 1080
- Количество пикселов
в строке 1920
- Частота полукадров 50
Гц
- Ширина полосы
яркостного сигнала 20 МГц
- Ширина полосы
сигнала цветности 7 МГц.
- Формат кадра
16:9
DVB (англ.
Digital Video Broadcasting)
- DVB (англ. Digital
Video Broadcasting) — семейство европейских
стандартов цифрового телевидения.
- Данный стандарт
определяет физический уровень и канальный
уровень в системе телевещания. Все данные
передаются в транспортном потоке MPEG-2
с некоторыми дополнительными ограничениями
(DVB-MPEG).
- Существует 4 среды
доставки сигнала:
- наземное вещание
(DVB-T),
- вещание для портативных
устройств (DVB-H),
- спутниковое вещание
(DVB-S),
- кабельное вещание
(DVB-C).
- Из-за разницы в
частотных каналах и способах модуляции
декодеры для различных сред оказываются
несовместимыми.
ISDB (Integrated
Services Digital Broadcasting)
- ISDB (Integrated Services
Digital Broadcasting) - стандарт цифрового телевидения,
разработанный в Японии. Он интегрирует
в себя различные виды цифрового контента.
Это может быть HDTV, SDTV, звук, графика, текст
и т.д.
- Японская организация
по стандартизации и распределению радиочастот
Association of Radio Industries and Businesses (ARIB) разработала
стандарты для передачи цифрового телевидения
и радио под единым названием Integrated Services
Digital Broadcasting (ISDB).
- Основных ISDB-стандартов
в настоящее время четыре:
- наземное (ISDB-T);
- спутниковое (ISDB-S);
- кабельное (ISDB-C);
- мобильное (нет
аббревиатуры).
- Также как и в спецификациях
ATSC и DVB, для сжатия видеопотока при ISDB-вещании
используется система кодирования MPEG-2.
СЖАТИЕ ЗВУКА
Традиционные
методы сжатия данных - без потерь (Huffman,
LZW, и др.) плохо применимы для
сжатия аудио и визуальной информации
методы сжатия с потерями:
- Сжатие тишины(пауз)
- определяет периоды "тишины«
- ADPCM - Adaptive Differential
Pulse Code Modulation (в русскоязычной литературе
применяется термин адаптивная дельта-импульсно-кодовая
модуляция (АДИКМ).
- Apple разработал
собственную систему названную ACE/MACE. Сжатие
с потерями, основанное на предсказании
значения следующего отсчета. Сжатие порядка
2:1.
- Linear Predictive Coding
(LPC) - описывает сигнал с помощью "речевой
модели" и передает параметры модели
--> звучит как компьютерно синтезированная
речь, 2.4 kbits/sec.
MPEG - Moving Pictures
Expert Group.
Экспертная
группа по движущимся изображениям.
Организация
была создана в 1988 году и за время
своего существования выпустила
несколько стандартов, оказавших
большое влияние на информационные
технологии и современную жизнь в целом.
MPEG1 – первый
официальный международный стандарт,
посвященный хранению видео и аудио информации
в цифровом виде.
Стандарт
состоит из трех частей:
- Система. Описывает
системную часть формата. Определяет способы
мультиплексирования аудио и видео потоков,
синхронизацию и формат физического хранения
данных.
- Видео-канал. Определяет
формат и алгоритм кодирования видео-потока
и способ восстановления кадров изображения.
- Аудио-канал. Определяет
формат и алгоритм кодирования аудио-потока
и способ восстановления звукового потока.
Впоследствии,
когда формат сжатия аудио,
предложенный в третьей части
стандарта получил самостоятельное
распространение, он стал называться
MP3 (Moving Pictures layer 3).
Методы
кодирования звука
- Audio MPEG (Moving Pictures
Experts Group). Применяется в компьютерных звуковых
системах.
- PASC (Precision Adaptive
Sub-band Coding). Применяетя в системе DCC.
- ATRAC (Adaptive Transform
Acoustic Coding). Применяется в системе MiniDisc
Уровни AudioMPEG1
для сжатия стерео сигналов
Номер
уровня |
Коэффициент сжатия |
Скорость потока данных,
Кбит/с |
1 |
1:4 |
384 |
2 |
1:6…1:8 |
256…192 |
3 |
1:10…1:12 |
128..112 |
- Оптимальный уровень
- 3 со скоростью потока 125 кбит/с и плотностью
данных 1Мбит/мин
MPEG-4,
цели создания
Основы
разработки стандарта MPEG-4 были заложены
группой ученых из MPEG еще в 1993 году,
и уже к концу 1998 года произошло
утверждение первого стандарта.
Впоследствии стандарт неоднократно дорабатывался,
в 1999 году получил официальный статус
и затем был стандартизован со стороны
ISO/IEC.Это было связано с тем, что форматы
MPEG-1 и MPEG-2 не обеспечивали реальной возможности
трансляции видео по сети Internet и создания
интерактивного телевидения на их основе
- слишком уж большим был размер файлов.
Для его радикального уменьшения, а также
реализации других функций, необходимых
для передачи потокового видео, была начата
работа над спецификациями нового формата
- MPEG-4.
Целью создания MPEG-4
была выработка стандарта кодирования,
который обеспечил бы разработчиков
универсальным средством сжатия
видеоданных, позволяющим обрабатывать
аудио- и видеоданные как естественного
(снятого с помощью видеокамеры
или записанного с помощью микрофона),
так и искусственного (синтезированного
или сгенерированного на компьютере) происхождения.
По сути, он ориентирован не столько на
сжатие видео, сколько на создание так
называемого "мультимедийного контента"
- слияния интерактивного телевидения,
3D-графики, текста и т. д. Это обстоятельство
кардинальным образом отличает MPEG-4 как
видеостандарт от его предшественников
MPEG-1 и MPEG-2, в которых эффективное сжатие
данных достигается лишь применительно
к естественному видео и аудио.
Принципы
работы алгоритма
MPEG-4 обеспечивает
необходимые средства для описания
взаимного расположения объектов
(элементов) сцены в пространстве
и времени с целью их последующего
представления потенциальным зрителям
в ходе воспроизведения. Разумеется,
такая трактовка предполагает разделение
сцены на составляющие ее объекты, что
само по себе является весьма трудоемкой
задачей, к которой по сути и сводится
MPEG-4-кодирование. Кроме того, при разработке
стандарта MPEG-4 решались проблемы обеспечения
воспроизведения объектов сцены в различных
условиях пропускной способности сетей
передачи данных. Был разработан формат,
допускающий «универсальный доступ» к
мультимедийной информации с учетом возможных
ограничений полосы пропускания, возникающих
в сетях при самых разных условиях. Другими
словами, один и тот же видеофрагмент может
быть представлен с различным качеством
для различных каналов в зависимости от
их пропускной способности.