Классификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:21, реферат

Описание работы

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Содержание

Введение
1. Понятие информационных систем
2. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач
3. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления
4. Типы информационных систем
5. Прочие классификации информационных систем

Работа содержит 1 файл

информатика.docx

— 39.43 Кб (Скачать)

    Содержание.

         Введение  

  1. Понятие информационных систем  
  2. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач  
  3. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления 
  4. Типы информационных систем  
  5. Прочие классификации информационных систем 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    В прошлом  информация считалась сферой бюрократической  работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и  эффективности работы людей.

    Наиболее  широко информационные системы и  технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения  и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут  рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется  рассмотрению информационных систем и  технологий с позиций использования  их возможностей для повышения эффективности  труда работников информационной сферы  производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

  1. Понятие информационной системы.

    Под системой понимают любой объект, который  одновременно рассматривается и  как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных  элементов. Системы значительно  отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

    В информатике  понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых  значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических  средств и программ. Системой может  называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться  множество программ для решения  конкретных прикладных задач, дополненных  процедурами ведения документации и управления расчетами.

    Добавление  к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой  области. Они помогают анализировать  проблемы и создавать новые продукты.

    Информационная  система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

    Современное понимание информационной системы  предполагает использование в качестве основного технического средства переработки  информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с  персональным компьютером в состав технической базы информационной системы  может входить мэйнфрейм или  суперЭВМ. Кроме того, техническое  воплощение информационной системы  само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение  и представление.

  1. Классификация информационных систем по признаку структурированности задач.

    При создании или при классификации  информационных систем неизбежно возникают  проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим  описанием решаемых задач. От степени  формализации во многом зависят эффективность  работы всей системы, а также уровень  автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения  на основе получаемой информации.

    Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень  автоматизации задачи.

    Различают три типа задач, для которых создаются  информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

    Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

    Неструктурированная (не формализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

    В структурированной  задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей  точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

    Информационные  системы, используемые для решения  частично структурированных задач, подразделяются на два вида: 

  • создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
  • разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

    Информационные  системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют  доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры  манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие  возможности:

  • составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;
  • быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
  • управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
  • логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
  • автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

    Информационные  системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и  экспертными.

    Модельные информационные системы предоставляют  пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование  которых облегчает выработку  и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему  для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

    Основными функциями модельной информационной системы являются:

  • возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
  • достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
  • оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
  • возможность графического отображения динамики модели;
  • возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

    Экспертные  информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных  альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных  с обработкой знаний. Экспертная поддержка  принимаемых пользователем решений  реализуется на двух уровнях.

    Работа  первого уровня экспертной поддержки  исходит из концепции "типовых  управленческих решений", в соответствии, с которой часто возникающие  в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки  на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых  альтернатив.

    Если  возникшая проблемная ситуация не ассоциируется  с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень  экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных  альтернатив.

  1. Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления.

    Функциональный  признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

    В хозяйственной  практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

    Производственная  деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

    Маркетинговая деятельность включает в себя:

  • анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
  • организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
  • рациональную организацию материально-технического снабжения.

    Финансовая  деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

    Кадровая  деятельность направлена на подбор и  расстановку необходимых фирме  специалистов, а также ведение  служебной документации по различным  аспектам.

    Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

  • производственные системы;
  • системы маркетинга;
  • финансовые и учетные системы;
  • системы кадров (человеческих ресурсов);
  • прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости
  • от специфики деятельности фирмы.

    В крупных  фирмах основная информационная система  функционального назначения может  состоять из нескольких подсистем для  выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие  подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного  инжиниринга и т. д.

    Для лучшего понимания функционального  назначения информационных систем в  таблице ниже приведены по каждому  рассмотренному выше виду, решаемые в  них типовые задачи.

    Система маркетинга
    Производственные  системы
    Финансовые  и учетные системы
    Система кадров (человеческих ресурсов)
    Прочие системы, например ИС руководства
    Исследование  рынка и прогнозирование продаж 

    Управление  продажами 

    Рекомендации  по производству новой продукции 

    Анализ  и установление новой цены 

    Учет  заказов

    Планирование  объемов работ и разработка календарных  планов 

    Оперативный контроль и управление производством 

    Анализ  работы оборудования 

    Участие в формировании заказов поставщикам 

    Управление  запасами

    Управление  портфелем заказов 

    Управление  кредитной политикой 

    Разработка  финансового плана 

    Финансовый  анализ и прогнозирование 

    Контроль  бюджета 

    Бухгалтерский учет и расчет зарплаты

    Анализ и  прогнозирование потребности в  трудовых ресурсах 

    Ведение архивов записей о персонале 

    Анализ  и планирование подготовки кадров

    Контроль за деятельностью фирмы 

    Выявление оперативных проблем 

    Анализ  управленческих и стратегических ситуаций 

    Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Информация о работе Классификация информационных систем