Классификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

Содержание

Вопрос № 1
Классификация информационных систем
Вопрос № 2
Информация и проблема принятия решений
Вопрос № 3
Структура системы поддержки принятия решений
Вопрос № 4
Финансовое моделирование

Работа содержит 1 файл

Вариант 3_контр_работа.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

    Основная  задача стратегических ИС — сравнение  происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом организации. Стратегическая информационная система - компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития предприятия.

    По  способу распределения ресурсов

      Локальные информационные системы

    Локальные ИС используют одну ЭВМ и предназначены  для автоматизации отдельных  функций управления на отдельных  уровнях управления. Такая ИС может  быть однопользовательской, функционирующей  в отдельных подразделениях системы управления.

    Распределенные  ИС

    В распределенных ИС взаимодействуют  несколько ЭВМ, связанных сетью. Отдельные узлы сети обычно территориально удалены друг от друга, решают разные задачи, но используют общую информационную базу.

    По  характеру использования информации

    Все ИС, классифицируемые по характеру  используемой информации, относятся  к автоматизированным информационным системам (АИС). Информационно-поисковые  системы (ИПС) ориентированны на решение задач поиску информации, документа или факта в множестве источников информации (документов). Содержательная обработка информации в таких системах отсутствующая. Производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке билетов. В таких системах хранится информационный массив, из которого по требованиям пользователей выдается нужная информация. Поиск информации по требованию пользователя осуществляется либо автоматически, либо вручную. 

    

    Поисковый образ документа (ПОД) получается в  результате процесса индексирования, который состоит из двух этапов: выявление смысла документа и  описание смысла на специальном информационно-поисковом  языке (ИПЯ). Запрос к ИПС описывается  также на этом языке. Поиск документа состоит в сравнении множества хранящихся в системе ПОД и текущего поискового образа запроса (ПОЗ), в результате чего пользователю выдается требуемый документ или отказ.

    Информационно-поисковые  системы делятся на два типа.

    1. Документальные (документографические)

    Это системы, в которой объектом сохранения и обработки есть собственно документы.. В такой ИПС все хранимые документы  индексируются некоторым специальным  образом. Каждому документу (статье, отчету, протоколу и т.п.) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск идет не по самим документам, а по их поисковым образам, которые содержат информацию (адрес) о местонахождении документа.

    2. Фактографическая информационная поисковая система - ИПС

    Это система, где, объектом или сущностью  есть то, что представляет для проблемной сферы многосторонний интерес (сотрудник, договор, изделие и т.п.). Ведомости  об этих сущностях могут находиться во множестве разных входных и  исходных сообщений. В ИПС такого типа хранятся факты, относящиеся к какой-либо предметной области. Хранимые факты могут быть извлечены из различных документов. В базе фактов они связываются между собой системой разнообразных отношений. Такая сеть в ИПС носит название тезауруса предметной области. Запросы, поступающие в фактографические ИПС, используют тезаурус для поиска ответов на запросы. Поиск осуществляется методом поиска по образцу, широко применяющемуся в базах знаний систем искусственного интеллекта. ИПС фактографического типа постепенно приближаются по своей организации и функционированию к развитым базам данных и знаний.

    3. Информационно - решающие системы.

    В таких ИС по результатам поиска вычисляют  значения арифметических функций. Осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной совместной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

    4. Управляющие ИС - информационные системы

    Информационно-управляющие, или управленческие, системы (известные  в отечественной литературе под  названием «автоматизированной  системы организационные управления») представляют собой организационно-технической  системы, которые обеспечивают получение  решения на основе автоматизации информационных процессов в сфере управления, на основе которой человек принимает решение. Итак, они предназначены для автоматизированного решения широкого круга задач управления.

    Для этих систем характерны тип задач  расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.

    5. Советующие ИС

    Вырабатывают  информацию, которая принимается  человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

    По  характеру обработки  информации

    В соответствии с характером обработки  информации в ИС на различных уровнях управления экономической системой (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются несколько типов ИС.

    Типы  информационных систем по характеру  обработки информации

    1. Системы обработки данных - СОД предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений, расчета заработной платы, статистической отчетности и т.п.). Такие системы наряду с функциями ввода, выборки, коррекции информации выполняют математические расчеты без применения методов оптимизации. Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий (оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д.). Эти задачи имеют регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

    2. Информационные системы  управления - ИСУ ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

    3. Системы поддержки принятия решений - СППР используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Задачи СППР имеют нерегулярный характер. Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

    Идеальной считается ИС, которая включает все  три типа перечисленных ИС. 

    Вопрос  № 2

    Информация  и проблема принятия решений

    Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления. Информация – совокупность сведений, получаемых человеком из внешнего мира и способствующих более качественному взаимодействию с окружающими объектами, процессами и явлениями.

    В современной науке выделяют три фазы существования информации:

    1. Ассимилированная информация – представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок.
    2. Документированная информация – сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком-то физическом носителе.
    3. Передаваемая информация – сведения, рассматриваемые в момент передачи информации от источника к приемнику.

        Основная масса информация собирается, передается и обрабатывается  с помощью знаков. Знаки – это  сигналы, которые могут передавать  информацию при наличии соглашения  об их смысловом содержании  между источниками и преемниками  информации. Набор знаков, для которых существует указанное соглашение, называется знаковой системой.

    С точки зрения информатики, информация обладает рядом фундаментальных  свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и  др.

    Информацию  можно разделить на виды по разным критериям.

    По  способу восприятия:

    Визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая.

    По  форме представления:Текстовая, числовая, графическая, звуковая.

    По  предназначению:

    Массовая  — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

    Специальная — содержит специфический набор  понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут  быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

    Личная  — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение  и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

    Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих состояние производственно-хозяйственных или финансовых процессов на предприятии.

    Проблема  принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления. Так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления.

    Современную теорию управления можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные  знания, представляющие собой систему  принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений различных конкретных наук.

    Экономическая информация является основой всякого управления. Информация отражает (выражает) фактическое состояние объекта управления (управляемой системы), состояния среды, в которой находится объект управления, цели управления и собственно процедуру управляющего воздействия. Решения, в свою очередь, порождают управляющую информацию.

    Принятие  решения — это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например, высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера.

Информация о работе Классификация информационных систем