Классификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

Содержание

Вопрос № 1
Классификация информационных систем
Вопрос № 2
Информация и проблема принятия решений
Вопрос № 3
Структура системы поддержки принятия решений
Вопрос № 4
Финансовое моделирование

Работа содержит 1 файл

Вариант 3_контр_работа.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

    Структурированные задачи

    Содержание  может быть выражено в форме математической модели, имеющей алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер (например, составить бух. баланс). Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

    Неструктурированные задачи

    Это задачи, в которых решение связано  с большими трудностями из-за невозможности  создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, косвенной информации из разных источников.

    Пример: Формализация взаимоотношений в студенческой группе. Задача, не решаемая в связи с тем, что для нее существен психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.

    Частично  структурированные  задачи

    Это задачи, в которых известна лишь часть их элементов и связей между ними. В практике работы любого предприятия существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. На большинстве предприятий персонал сталкивается с частично структурированными задачами.

    ИС, используемые для решения частично структурированных задач, обычно подразделяются на два вида:

    Создание  отчета (репортинг) путем обработки данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, специалист принимает решение. ИС, создающие отчеты обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации БД и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать следующие возможности: составление комбинаций БД, получаемых из различных источников; быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; управление данными с использованием возможностей систем управления БД;

    логическую  независимость данных этого типа от других БД, входящих в подсистему информационного обеспечения; автоматическое отслеживание потока информации для наполнения БД; ИС, разрабатывающие альтернативы решения.

    Принятое  решение при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

    Экспертные  ИС - информационные сисиемы. Обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания ИС, связанных с обработкой знаний. Экспертные системы основаны на использовании искусственного интеллекта, и дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Подразделяются:

    по  степени централизации обработки - на информационно-централизованные, децентрализованные, информационной системы коллективные использования

    по  степени интеграции функций —  многоуровневые ИС с интеграцией  за уровнями управления (цеха – производство, управления - предприятие, предприятие - объединение, объединение — корпорация и т.д.), многоуровневые с интеграцией по уровням планирования и т.п.

    Модельные ИС - предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

    Классификация ИС по сфере деятельности

    Государственные информационные системы (ИС)

    Государственные ИС предназначены для решения  важнейших народнохозяйственных проблем  страны. На базе использования вычислительных комплексов и экономико-математических методов в них составляют перспективные  и текущие планы развития страны, ведут учет результатов и регулируют деятельность отдельных звеньев народного хозяйства, разрабатывают Государственный бюджет, контролируют его выполнения и т.п. К ним относятся автоматизированная система государственной статистики, автоматизированная система плановых расчетов, система обработки информации из цен, система управления национальным банком, система обработки научно-технической информации и т.п.

    Территориальные (региональные) ИС

    Территориальные ИС предназначенны для управления административно-территориальным регионом. Сюда относятся ИСУ области, города, района. Эти системы обрабатывают информацию, которая необходимая для реализации функций управления регионом, формирования отчетности и выдачи оперативных данных местным и руководящим государственным и хозяйственным органам.

    Отраслевые  информационные системы  управления - ИСУ

    Отраслевые  ИСУ предназначенные для управления подведомственными предприятиями  и организациями. Отраслевые ИСУ  действуют в промышленности и  сельском хозяйстве, строительстве  на транспорте и др. В них решаются задачи информационного обслуживания аппарата управления отраслевых министерств и их подразделов. Отраслевые ИС различаются за сферами применения — промышленная, непромышленная, научная и т.п.

    Классификация информационных систем по режиму работы

      Пакетные ИС - информационные сисиемы

    Пакетные  ИС работают в пакетном режиме: вначале  данные накапливаются, и формируется  пакет данных, а затем пакет  последовательно обрабатывается рядом  программ. Недостаток этого режима - низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы.

    Диалоговые  информационные системы 

    Диалоговые  ИС работают в режиме обмена сообщениями  между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, когда  пользователь может выбирать перспективные варианты из числа предлагаемых системой.

    Классификация информационных систем по степени автоматизации 

    В зависимости от степени автоматизации  информационных процессов ИС определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.

    

    Ручные  ИС - характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.

    Автоматизированные ИС– АИС - предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "ИС" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

    Автоматизированные  ИС, учитывая их широкое использование  в организации процессов управления, имеют различные модификации  и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

    Основу  АИС составляет банк данных, в котором хранится большая по объему информация о какой-либо области человеческих знаний. Территориально этот банк может быть распределенным. Важно, что для пользователя этот банк представляется, как единое хранилище информации, куда он может обратиться с запросом.  

    Автоматические ИС - выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

    Классификация информационных систем по функциональности

    Функциональный  признак определяет назначение системы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура ИС может  быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, поэтому функциональный признак может быть использован при классификации ИС.

    Тип ИС зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком  уровне управления. На рисунке показан  вариант классификации ИС по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала.

    

    Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью ИС. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности ИС, и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

    Основание пирамиды составляют ИС, с помощью  которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена — оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления ИС изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач.  

    В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации ИС, являются:

    Производственная - связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;

    Маркетинговая - включает в себя: анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж; организацию рекламной кампании по продвижению продукции; рациональную организацию материально-технического снабжения; финансовая. Связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации;

    Кадровая - направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

    Указанные направления деятельности определили типовой набор ИС: производственные системы; системы маркетинга; финансовые и учетные системы; системы кадров (человеческих ресурсов); прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

    По  квалификации персонала  и управления

    Информационные  системы специалистов помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы. Задача — интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

    В этом классе ИС можно выделить две  группы ИС:

    1. Системы офисной автоматизации

    Вследствие  своей простоты и многопрофильности  активно используются работниками  любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники  средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель —  обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Эти системы выполняют следующие функции: обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров; производство высококачественной печатной продукции; архивация документов; электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации; электронная и аудиопочта; видеоконференции и телеконференции;

    2. Системы обработки знаний - вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания.

    3. ИС менеджеров среднего звена используются для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих ИС: сравнение текущих показателей с прошлыми; составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне; обеспечение доступа к архивной информации ит.д.

    4. Стратегические ИС - предназначены для топ-менеджеров, поэтому для них существует второе, даже более часто применяемое название КИС (корпоративные информационные системы). Помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи осуществлять долгосрочное планирование. Развитие и успех любого предприятия, организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией.

Информация о работе Классификация информационных систем