Классификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:53, контрольная работа

Описание работы

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

Содержание

Вопрос № 1
Классификация информационных систем
Вопрос № 2
Информация и проблема принятия решений
Вопрос № 3
Структура системы поддержки принятия решений
Вопрос № 4
Финансовое моделирование

Работа содержит 1 файл

Вариант 3_контр_работа.doc

— 350.00 Кб (Скачать)

    Контрольная работа по информационным системам в экономике 

    Вопрос  № 1

    Классификация информационных систем

    Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

    Общая классификация систем

    Системы в природе бывают самые разнообразные, тем не менее, все их можно поделить на:

  1. Абстрактные

    2. Материальные

    Абстрактные системы — это продукт человеческого  мышления: гипотезы, знания, теоремы.

    Материальные  системы получаются из материальных объектов. Всю совокупность материальных систем можно поделить на неорганические (технические, химические и др.), органические (биологические) и смешанные (где содержатся элементы как органической, так и неорганической природы). В множестве смешанных систем особо следует выделить эрготехнические системы (систем «человек-машина») – это системы, которые состоят из человека-оператора (группы операторов) и машины (машин).

    По  временной характеристике системы  можно классифицировать:

    статические системы– это системы, в которых состояние системы с течением времени не изменяется;

    динамические  системы – это системы которые  с течением времени изменяют свое состояние;

    детерминированные - динамические системы, состояние элементов  которых в данный момент времени  полностью определяет их состояние в любой предыдущий или следующий момент времени

    вероятностные (стохастические) - динамические системы, в которых предусмотреть состояние  в вышеописанный способ невозможно.

    По  характеру взаимодействия системы  и внешней (окружающей) среды различают:

    1. открытые системы. Открытые системы активно взаимодействуют с окружающей средой, сохраняя благодаря этому высокий уровень организованности и развиваясь в сторону осложнения

    2. закрытые системы. Закрытые системы изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, происходят лишь внутри самой системы.

    Информационные  системы могут значительно различаться  по типам объектов, характером и  объемом решаемых задач и рядом  других признаков.

    Общепринятой  классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по разным признаками, что вызвало существование нескольких различных классификаций ИС

    Согласно  общепринятой классификации ИС - информационные системы - подразделяются:

    по  масштабам применения - настольные и офисные

    по  признаку структурированности задач - структурированные (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично структурируемые.

      Частично-структурированные делятся  на: ИС репортинга и ИС разработки  альтернативных решений (модельные, экспертные).

    Экспертные  в свою очередь делятся на:

  1. централизованные, децентрализованные и коллективного использования

    с интеграцией  по уровням управления, по уровням  планирования и т.д.

  1. по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.), кадровые;
  2. по квалификации персонала и уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов)
  3. по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений
  4. по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные
  5. по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные
  6. по характеру использования информации - на информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;
  7. по степени централизации обработки информации — на централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;
  8. по характеру использования вычислительных ресурсов – на локальные и распределенные;
  9. по сфере деятельности - на государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений, технологических процессов;
  10. по классу реализуемых технологических операций - на системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, СУБД, СУБЗ, системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;
  11. по месту в процессе управления предприятия – на АРМ специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;
  12. по концепции построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, ХД;
  13. по режиму работы - на пакетные, диалоговые и смешанные.
 

      

    Далее кратко рассматриваются основные типы и виды ИС в порядке приведенной  выше классификации.

    По  масштабам применения современные ИС подразделяются на:

    Настольные (одиночные) ИС - информационные системы -для работы одного человека. К ним можно отнести автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста (конструктора, технолога, расчетчика на прочность, бухгалтера, расчетчика заработной платы и т.д.) Настольные ИС реализуются на автономном компьютере (ПК). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создаются с помощью так называемых "настольных СУБД" (FoxPro, Paradox, dBase, MS Access ) или с помощью файловой системы и диалоговой оболочки для ввода, редактирования и обработки данных.

    Офисные (групповые) информационные системы - ИС

    Основная  цель информатизации офиса - обработка  данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Групповые ИС ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы (одного подразделения). Чаще всего строятся как локальная вычислительная сеть ПК или реже как многотерминальная централизованная вычислительная система.

    ИС  офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности  активно используются работниками  любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники  средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки и т.п. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ.

    Классификация ИС по концепции построения

    Файловые  системы

    Информационное  обеспечение построено в виде файловых систем. В современных ЭВМ  операционная система берет на себя распределение внешней памяти, отображение  имен файлов в соответствующие адреса во внешней памяти и обеспечение доступа к данным. Программное обеспечение ИС напрямую использует функции ОС для работы с файлами. Файловые системы обычно обеспечивают хранение слабо структурированной информации, оставляя дальнейшую структуризацию прикладным программам. В таких системах сложно решить проблемы согласования данных в разных файлах, коллективного доступа к данным, модификации структуры данных.

    Автоматизированные  банки данных

    Банк  данных - это система специальным образом организованных БД, программных, технических, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

    Все функции по работе с БД сосредоточены в специальном компоненте - системе управления базами данных (СУБД), которая играет центральную роль в функционировании банка данных, так как обеспечивает связь прикладных программ и пользователей, данными. Сведения о структуре БД сосредоточены в словаре-справочнике. Этот вид информации называется метаинформацией. В состав метаинформации входит семантическая информация, физические характеристики данных и информация об их использовании. Интеллектуальные банки данных (банки знаний, БЗ)

    Это сравнительно новый способ построения ИС, при котором информация о предметной области условно делится между двумя базами. БЗ содержит сведения о закономерностях в ПО, позволяющие выводить новые факты из имеющихся в БД; метаинформацию; сведения о структуре предметной области; сведения, обеспечивающие понимание запроса и синтез ответа.

    В интеллектуальном банке данных они хранятся в базе знаний и отделены от прикладных программ. В отличие от данных, знания активны: на их основе формируются цели и выбираются способы их достижения.

    Другое  характерное отличие знаний от данных - связность, причем знания отражают как структурные взаимосвязи между объектами предметной области, так и вызванные конкретными бизнес -процессами, например такие связи, как "происходит одновременно", "следует из...", "если -то" и др.

    Существенную роль в ИБД играет форма представления информации для пользователя: она должна быть как можно ближе к естественным для человека способам обмена данными (профессиональный естественный язык, речевой ввод / вывод, графическая форма).

    Хранилища данных - ХД

    В настоящее время в корпоративных  БД накоплены гигантские объемы информации, однако она недостаточно эффективно используется в процессе управления бизнесом, поэтому бурно развивается  новая форма построения ИС - склады (хранилища) данных.

    ХД  представляет собой автономный банк данных, в котором база данных разделена  на два компонента: оперативная БД хранит текущую информацию, квазипостоянная  БД содержит исторические данные. Подсистема оперативного анализа данных позволяет  эффективно и быстро анализировать текущую информацию. Подсистема принятия решений пользуется обобщенной и исторической информацией, применяет методы логического вывода. Для общения с пользователем служит универсальный интерфейс.

    Классификация ИС по оперативности  обработки данных

    ИС (информационные системы) пакетной обработки

    В чистом виде можно встретить на больших  централизованных ЭВМ. Это большинство  из ныне существующих ИС. Они решают задачи управления банковскими счетами, учета материальных ценностей, информационного поиска, мониторинга безопасности сетей на основе БД безопасности и т.д.

    ИС  оперативного (операционного) уровня

    Предназначены для аналитической работы с информацией  и поддержки специалистов-исполнителей в обработке оперативных данных (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение оперативной ИС — при функционировании в режиме реального времени отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

    ИС  оперативного уровня является связующим  звеном между фирмой и внешней  средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме  того, система — это основной поставщик информации для остальных типов ИС в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию. Отключение этой ИС привело бы к необратимым негативным последствиям.

    Классификация ИС по признаку структурированности  задач

    При создании или при классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.

    Степень формализации - это степень математического  описания задачи, от которой зависит  эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задач, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

    Различают три типа задач, для которых создаются  ИС: структурированные (формализуемые); не структурируемые (не формализуемые); частично структурируемые.

Информация о работе Классификация информационных систем