Электронные каталоги: сущность, организация, использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать сущность электронного каталога, его организацию и использование.
Задания:
1) проследить историю развития электронного каталога в Укриане и за рубежом;
2) проанализировать различные определения понятия «электронного каталога» ;
3) определить сущность и поисковые возможности электронного каталога ;
4) проанализировать состояние взаимодействия электронного и традиционных каталогов в библиотеке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………………………………5
1.1 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ И В УКРАИНЕ………………………………………………………………………...5
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ КАТАЛОГОВ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ДО ЭЛЕКТРОННОГО……………………………………………………………….15
РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ КАК БИБЛИОТЕЧНО -ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА.........................................26
2.1 СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА: ЕГО ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ……………….……………………….26
2.2 ПОИСК ЗАПИСЕЙ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ
КАТАЛОГЕ …………………………………………………………………….29
ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ УИПА ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ……………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Электронные каталоги.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

2.2 Технологии информационного поиска активно развиваются с начала  
60-х гг. ХХ в. За это время сформулировано несколько технологий информационного поиска. 
В целом следует различать «информационный поиск» и «поиск данных». Под информационным поиском понимается поиск неструктурированной информации, единицей представления которой является документ произвольных форматов. Предметом поиска выступает информационная потребность пользователя, неформально выраженная в поисковом запросе. И критерий поиска, и его результаты недетерминированы. Этими признаками информационный поиск отличается от «поиска данных», который оперирует набором формально заданных предикатов, имеет дело со структурированной информацией и его результат всегда детерминирован [3]. 
Классический информационный поиск. Пользователь формулирует запрос в виде нескольких слов или фразы и получает список документов. В информационной системе хранится некоторое представление этого текста, используемое при обработке запроса. Запрос представляет собой набор слов, описывающих информационную потребность. Результатом поиска является список ссылок, которые отобраны системой как потенциально содержащие полезную для пользователя информацию. 
Автоматическая кластеризация и рубрикация документов. В этом случае система объединяет документы коллекции в группы, которые содержат схожую информацию. Пользователь ищет информацию, выбирая из относительно небольшого числа кластеров или рубрик. Рубрики, на которые разбиваются документы, заранее задаются пользователем или экспертом, а кластеры формируются системой автоматически при анализе коллекции. 
В последнее время в технологии поиска все чаще стали внедряться элементы контент-анализа – методологии, возникшей в конце ХIХ – начале ХХ в. Эта методология, изначально ориентированная на применение в психологии и социологии, сегодня используется в различных автоматизированных системах. Различают количественный и качественный контент-анализ. Если качественный контент-анализ базируется на глубоком лингвистическом и семантическом анализе отдельных предложений и всего текста, то основой количественного контент-анализа являются статистические подходы. 
Существует классификация по видам поиска: 
- библиографический поиск – вид информационного поиска по массивам библиографических описаний документов.  
- документальный информационный поиск, поиск документов – вид информационного поиска, связанный с процессами нахождения и выдачи документов. 
- двоичный поиск – быстрая техника, использующаяся для поиска любой конкретной записи в упорядоченном списке записей. 
- фактографический информационный поиск – вид информационного поиска, связанный с процессами нахождения и выдачи конкретных (фактографических) данных; 
- координатный поиск – вид информационного поиска, основанный на использовании координатного индексирования. 
- ретроспективный поиск – информационный поиск, проводимый по всему накопленному массиву документов или фактов по любому запросу, соответствующему тематике и виду информационно-поискового массива [4]. 
Выделение информации из  текста. Система производит анализ текстов документов и формирует выдержку из текста или массив текстовых фрагментов, которые по оценке системы, содержат интересующую пользователя информацию. Широко распространенными и активно развивающимися вариантами этой задачи в настоящее время являются: 
- автоматическое аннотирование, когда система формирует краткое содержание большого текста; 
- фактографический поиск, когда по названию объекта система возвращает фрагменты с описанием некоторых атрибутов заданного объекта; 
- поиск ответа на вопрос, когда запросом является сформулированный на естественном языке вопрос, а система выдает фрагменты текста, содержащие возможные на него ответы [13]. 
В последнее время все чаще реализуют смешанные варианты информационного поиска. Например, система автоматически кластеризует документы, которые возвращены как результат классического информационного поиска, или в качестве результата поиска выводится не список документов, а список созданных из текста документов аннотаций. 
В настоящее время используется несколько подходов к представлению информации в базе данных для обеспечения последующего поиска этой информации. Все многообразие моделей традиционного информационного 
поиска принято делить на три вида: теоретико-множественные, алгебранческие и вероятностные [3]. 
Наиболее популярны два подхода: основанный на теории множеств (булева модель) и на основе векторной алгебры (векторная модель). Оба подхода широко используются, несмотря на общий недостаток: считается, что содержание документа определяется множеством ключевых слов – терминов и понятий, входящих в него, при этом частично теряются содержательные оттенки текста, хотя поиск идет быстрее. 
Существуют и другие методы, например семантические, в рамках которых делаются попытки выявить смысл текста за счет анализа грамматики текста, использования баз знаний и различных тезаурусов, отражающих семантические связи между отдельными словами и их группами. Очевидно, что такие подходы требуют больших затрат на поддержку баз знаний и тезаурусов для каждого языка, тематики и вида документов. 
Следует также отметить, что при поиске в ЭК оператор AND может очень сильно сократить число документов, которые выдаются на запрос в зависимости от того, насколько характерны для ЭК выбранные поисковые термины. Оператор OR напротив, может привести к неоправданно широкому запросу, в котором полезная информация затеряется за информационным шумом.  
Эти модели разрабатывались для полнотекстового поиска, тем не менее в электронных каталогах используются обе описанные модели поиска. Следует отметить, что семантический анализ полей БЗ затруднен, вследствие того, что обычно в них отсутствуют более или менее длинные фрагменты связного текста. Наличие аннотации в БЗ – достаточная редкость. С другой стороны, заглавия (подзаголовки) естественнонаучных документов, статей в особенности, семантически однозначны и могут интерпретироваться как набор ключевых слов. В то же время, заголовки документов, относящихся к гуманитарной и социально – экономической областям знаний, отличает многозначность смысла, и извлечение из них семантики весьма затруднено [24]. 
Существует также несколько моделей представления документов: документ как множество слов, как множество семантических фрагментов и т.д. Электронный каталог отличается тем, что модель документа (БЗ) полностью определяется используемым машиночитаемым форматом представления БЗ. 
Анализ методов, используемых в коммерческих системах, весьма затруднен в силу неполной информации об используемых алгоритмах и отсутствия достоверных данных о количественных показателях качества поиска [21]. 
Можно сделать такие выводы,  что отличительной особенностью ЭК от остальных традиционных каталогов в том, что процесс поиска является закрытым, и вследствие этого пользователь не имеет возможности его откорректировать, если в ответ на запрос поступают несоответствующие информационному запросу записи; также огромным плюсом является быстрота и многогранность поиска. Этой возможностью лишены ручные ИПС, где поиск ведет сам пользователь, который имеет возможность в случае неудовлетворенного результата выбрать другой путь, опираясь на ссылки, справочные карточки, тексты записей и т.д. [18]. 
В отличии от ручных ИПС поиск в ЭК осуществляется автоматично. В результате вычислительный комплекс предоставляет соответствующую запросу библиографическую информацию про состояние и содержание фонда, информирует про документы, которые отсутствуют с указанием причины. Для этого каталогизатор, оперируя методами аналитико-синтетической переработки документов и в соответствии принятого формата, 
сворачивает их содержание и другие признаки библиографической записи. 
В Украине таким форматом является UNIMARC который отвечает международному стандарту библиографического описания ISBD [20]. 

 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы библиотеки Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА) по созданию и ведению електронного каталога.  
 
Современная библиотека не мыслима без электронного каталога (ЭК). Внедрение данного ресурса в справочно-библиографическую систему не может расцениваться как простая апробация новых технологий или дань компьютерной моде. Благодаря ЭК можно говорить о важном качественном изменении в библиотечно-информационной сфере – изменении самой модели взаимодействия библиотеки и пользователя. Отныне библиотечный фонд не является тайной, охраняемой лабиринтами каталогов, а библиотека перестает нести вековую традицию – хранить книги. Отныне каждый пользователь, независимо от того, в какой точке мира он пребывает, может получить необходимую информацию о местонахождении книги, а библиотека – международное признание и авторитет. Иными словами, ЭК – это визитная карточка библиотеки. Корректно составленное описание, удобный и разноплановый поиск по каталогу, разнообразные дополнительные информационные услуги – все это создает хороший имидж не только библиотеке, но и учебному заведению [7].

Итак, попытаемся прояснить, что это такое - «электронный каталог». Ответить на этот вопрос можно двояким образом: вначале, обратившись к широкой семантике данного понятия, а затем, сфокусировавшись на специфическом значении данного термина в библиотечном деле.

Рассуждая об ЭК в широком контексте, мы сталкиваемся с такими понятиями как «информационное пространство» и «информация». Каталог, и здесь не имеет значения электронный он или нет, всегда создается с целью структурировать информационное пространство и, в конце концов – ускорить процесс информирования. Умберто Эко, один из виднейших филологов и философов современности, утверждает, что «информация представляет собой некое добавление, является чем-то таким, что добавляется к уже известному». Следовательно, пользователь, обратившись к каталогу должен в итоге получить некий «довесок» к своим первоначальным знаниям, получить новые, детализированные сведения о книге. Современные ЭК, по нашему мнению, в полной  мере соответствуют понятию «информационный ресурс». Электронный вариант «библиотечной карточки» может содержать намного больше информации о книге, чем ее бумажная предшественница, он более мобилен, надежен. Таким образом, в широком контексте информационной теории, понятие «библиотечный каталог» означает некий упорядоченный реестр сведений о книгах (и не только), являющийся источником информации о них [24].

Теперь, вооружившись общими теоретическими знаниями об информационном пространстве библиотеки, обратимся  к истории создания ЭК в библиотеке УИПА.

Работа по созданию ЭК в библиотеке УИПА началась в 1999 году на базе автоматизированной библиотечной информационной системы «LIBER Media» с создания базы данных новых поступлений. Новые возможности поиска заставили обратить серьезное внимание на использование дополнительных, ранее не востребованных данных при составлении библиографического описания документов. Любая, даже самая современная библиотечная система способна выдать ту информацию, которая в нее заложена и чем полнее и грамотнее эта информация, тем более плодотворным может быть поиск пользователя.

В связи с этим было принято решение раскрывать содержание документов.

В октябре 2006 года библиотека перешла на автоматизированную библиотечную информационную систему «ИРБИС-32», что позволило продолжить создание ЭК на более высоком уровне. Принятое решение о раскрытии содержания документов позволило значительно расширить поисковые возможности электронного каталога. Теперь уже можно говорить, что на практике проявились неоспоримые преимущества ЭК перед традиционной системой карточных каталогов [15].

Система «ИРБИС-32» предполагает технологию автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется  быстрый поиск по любым элементам  описания и их сочетаниям. Приоритетным становится поиск по «ключевым словам», так как их словарь формируется машиной из всех слов, которые входят в библиографическое описание, в том числе и из содержания [1].

В 2000 году начался очередной крупномасштабный этап работы по созданию ЭК — ретроконверсия, т.е. перевод традиционных карточных каталогов в цифровую форму, что является одним из основных условий для завершения автоматизации поиска сведений о документах из фондов библиотеки. Необходимо было построить несколько промежуточных технологических процессов, каждый из которых является очередным приближением к идеальной автоматизированной схеме. Было принято решение:

  • во-первых, что содержательная обработка информации будет осуществляться только de visu документа, т.к. объем библиографической информации на каталожной карточке не соответствует возможностям заполняемых полей ЭК, которые значительно шире, а самое главное – далеко не всегда по информации с каталожной карточки можно сформулировать предметную рубрику;
  • во-вторых, что ретроввод будет осуществляться постепенно, начиная с отдела обслуживания учебной литературы, затем – читальный зал, и сейчас библиотека приступила к вводу литературы из фондов обслуживания научного абонемента (ее наиболее востребованная, активно используемая  часть);
  • в-третьих, что ретроввод всех экземпляров одного издания будет осуществляться одновременно, независимо от их местонахождения.

Реализация такой технологии возможна только при непосредственном участии всех отделов библиотеки. Были разработаны технологические  инструкции по ретровводу изданий из фондов библиотеки, в которых был определен порядок работ и обязанностей каждого из отделов: от отделов-фондодержателей и книгохранения до отдела научной и технической обработки литературы [15]. В текущем году в этой технологической цепочке подключился и отдел комплектования, который осуществляет шрих-кодирование изданий.

Такая методика проведения ретроконверсии карточных каталогов  позволяет выявить и исправить  ошибки карточных каталогов и  учетных форм библиотеки в написании  инвентарных номеров и расстановочных шифров. Такая работа по сверке фонда и корректировке качества ретроспективных библиографических записей (БЗ) дает самый лучший результат для улучшения работы библиотеки [25].

Как было упомянуто выше, в октябре 2006 г. библиотека перешла на автоматизированную библиотечную информационную систему «ИРБИС-32». К моменту перехода ЭК содержал около 30 тыс. записей. Было важно сохранить всю информацию. После конвертации записей работниками библиотеки проведена огромная работа по их корректировке и редактированию. Необходимо было выяснить и восстановить отсутствующие библиографические сведения о документах и устранить технологический брак.

На сегодняшний момент ЭК библиотеки насчитывает более 40 тыс. записей и доступен не только в локальной академической сети, но и в сети Интернет.

На данный момент библиотека УИПА осваивает один из специфических объектов каталогизации – описание электронных ресурсов (как самостоятельных, так и виде приложений к печатной продукции). Ряд полей, которые предназначены для описания их специфических характеристик, соответствуют стандарту 7.83-2001. Это общее определение материала, основные характеристики в области вида, размера и объема ресурса, данные о физическом носителе, системные требования, которые включают данные о технических устройствах, языке программирования, операционной системе.

Также библиотека предоставляет доступ к полнотекстовым версиям учебно-методических пособий, изданных в УИПА и передаваемых авторами в библиотеку в электронном виде, через библиографическую запись ЭК [15].

Задумываясь над ретроконверсией  фондов, работники библиотеки понимают, что в ближайшем будущем столкнуться с проблемой ввода в ЭК малоспрашиваемой части фонда, которая не востребована читателями. Наверное, будет не целесообразной и неоправданно затратной методика осуществления ретроввода этой части фонда согласно разработанной и внедренной ими технологической цепочки. В настоящее время, кроме стандартных приемов создания записей в ЭК, все более широкое применение находит практика создания имидж-каталогов путем технологии сканирования каталожных карточек. Такой каталог способен не просто упорядочивать изображения карточек, но и выполнять полнотекстовый поиск по их содержимому. Результат поиска – образ каталожной карточки. В этом случае пользователь будет избавлен от необходимости выполнять трудоемкий библиографический поиск по карточным каталогам, а для обнаружения всех материалов по интересующей теме понадобятся считанные секунды. Пользователи получают все преимущества работы с электронной информацией: удаленный доступ, одновременный доступ нескольких пользователей, возможность копирования. Создание имидж-каталога будет наиболее эффективным способом ретроконверсии карточных каталогов на малоспрашиваемую часть фонда [12].

Подводя промежуточный итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что вузовская библиотека, являясь местом концентрации информационных ресурсов,  местом сосредоточения поиска знаний, призвана направлять свои усилия на создание информационных продуктов и услуг, всеобъемлющих стратегий поиска, структурирования, использования и предоставления упорядоченного знания. Практика показывает, что качественная предметизация создает более широкие возможности для раскрытия содержания документа.

Поиск по ключевым словам на данный момент оправдывает себя. Но с ростом  объема ЭК все больше будет расти и «информационный шум», сопровождающий поиск по ключевым словам [4]. Поэтому, по мнению работников библиотеки УИПА, будущее все-таки за структурированным поиском – поиском по предметным рубрикам. Проблеме формирования предметных рубрик сотрудники отдела уделяют особое внимание. Если работа каталогизатора регламентируется стандартами описания, систематизатора – таблицами классификаций, то при создании предметных рубрик очень силен субъективный фактор.

Опыт создания электронного каталога в библиотеке УИПА, позволил сделать выводы, что успешность поиска информации по предметным рубрикам во многом зависит от двух факторов:

  • во-первых, от четкого соблюдения правил унификации отдельных элементов предметных рубрик;
  • во-вторых, от стабилизации их сочетаемости.

Сотрудники библиотеки УИПА обращаются к вузовским библиотекам с предложением поработать над созданием универсального списка предметных рубрик. Этот интеллектуальный продукт способствовал бы созданию корпоративной каталогизации и сводных каталогов вузовских библиотек; позволил бы включить предметные рубрики в поисковый аппарат ЭК наряду с фамилией автора, заглавием, ключевыми словами и годом издания. А главное, поднял бы уровень предоставляемых потребителям информационных услуг.

Опыт работы библиотеки УИПА по созданию ЭК позволяет сделать следующий выводы:

  1. ЭК библиотеки становится ключевым элементом ее открытого информационного пространства, главным звеном информационной системы, объединяя и логически завершая ее.
  2. На базе ресурса ЭК формируются основные библиотечные технологические процессы.
  3. Рост качественных характеристик работы ЭК таких как: формирование максимально полных библиографических записей, наличие научного инструмента поиска документов может существенным образом влиять на формирование «информационного климата» библиотеки, приостанавливая или ускоряя ее самую главную парадигму развития – формирования настоящего и будущего интеллектуального потенциала академии [15].

Информация о работе Электронные каталоги: сущность, организация, использование