Электронные каталоги: сущность, организация, использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать сущность электронного каталога, его организацию и использование.
Задания:
1) проследить историю развития электронного каталога в Укриане и за рубежом;
2) проанализировать различные определения понятия «электронного каталога» ;
3) определить сущность и поисковые возможности электронного каталога ;
4) проанализировать состояние взаимодействия электронного и традиционных каталогов в библиотеке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………………………………5
1.1 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ И В УКРАИНЕ………………………………………………………………………...5
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ КАТАЛОГОВ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ДО ЭЛЕКТРОННОГО……………………………………………………………….15
РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ КАК БИБЛИОТЕЧНО -ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА.........................................26
2.1 СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА: ЕГО ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ……………….……………………….26
2.2 ПОИСК ЗАПИСЕЙ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОМ
КАТАЛОГЕ …………………………………………………………………….29
ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ УИПА ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ……………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Электронные каталоги.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

Кафедра документознавства и книгознавства

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ЭЛЕКТРОННЫЕ КАТАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 2 курса ФБИ

Бородулина Я.А.

ПРОВЕРИЛ:

Канд. Пед. Наук, Доцент

Седых В.В

 

 

 

 

 

Харьков, ХДАК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………………………………5

1.1 РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА ЗА РУБЕЖОМ И В УКРАИНЕ………………………………………………………………………...5 
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ КАТАЛОГОВ ОТ ТРАДИЦИОННЫХ ДО ЭЛЕКТРОННОГО……………………………………………………………….15

РАЗДЕЛ 2 ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ КАК БИБЛИОТЕЧНО -ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА.........................................26 
2.1 СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА: ЕГО ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ……………….……………………….26

2.2 ПОИСК ЗАПИСЕЙ ДОКУМЕНТОВ  В ЭЛЕКТРОННОМ  
КАТАЛОГЕ …………………………………………………………………….29

ОПЫТ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ УИПА ПО СОЗДАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО КАТАЛОГА………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРИ……………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  исследования. Глобальный процесс, получивший название «информатизация общества», оказывает влияние на все стороны общественной жизни. Главное, что отличает этот процесс, заключается в приобретении информацией статуса фундаментального фактора существования человечества. Если ранее жизнь и прогресс человечества зависели, в основном, от материального производства, то теперь они невозможны без максимального использования информации во всех ее видах.  
Информационный фактор быстро приобретает почти такую же значимость, как и материальный. 
Изменились и общественные потребности в информации, одним из следствий этого  стала коренная трансформация библиотечного дела. Оно все больше превращается в одну из мощнейших и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования. 
Кардинальные социально-экономические и политические преобразования в Украине, ориентация на использование новых информационных технологий меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Библиотеки в настоящее время являются основой для создания в Украине новой информационной инфраструктуры.  
Современная библиотека является сложной информационной системой, состоящей как из традиционных, так и новых, нетрадиционных информационных подсистем. Важную роль среди новых информационных подсистем библиотеки играет электронный каталог (ЭК), и его создание является приоритетной целью автоматизации библиотек. Именно электронный каталог открывает быстрый и качественный доступ к информационным ресурсам библиотеки. Качество и эффективность электронного каталога обуславливаются комплексом методов и средств, определяющих технологию его создания.

 

Объектом исследования является библиотечный каталог, как информационная поисковая система – перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный в определенном порядке.

 

Предмет исследования – электронный каталог - библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный в распоряжение читателей библиотеки.

 

Цель – исследовать сущность электронного каталога, его организацию и использование.

 

Задания:

1) проследить историю развития электронного каталога в Укриане и за рубежом;

2) проанализировать различные определения понятия «электронного каталога» ; 
3) определить сущность и поисковые возможности электронного каталога ; 
4) проанализировать состояние взаимодействия электронного и традиционных каталогов в библиотеке.

 

Методы исследования. Для комплексного исследования электронного каталога (выявления его свойств и признаков) используется аналитический метод. Для определения и сравнения понятий «электронного каталога» был положен сравнительно-аналитический метод. Чтобы проследить электронный каталог на каждом его историческом этапе развития применяется исторический метод научного познания. Благодаря методу обобщения изучены общие свойства электронного каталога.   
 
 
Раздел 1 История развития электронного каталога

1.1 Возникновение электронного каталога обусловлено внедрением в библиотечную практику электронно-вычислительной техники, которую в технической литературе принято обозначать «принципиально новой», знаменующей техническую революцию. Можно, конечно, искать корни электронного каталога в глиняных табличках, но при этом следует отдавать себе отчет в том, что все виды каталогов, кроме электронного, не требует применения технических средств при их использовании, тем не менее, современный уровень развития вычислительной техники и использования информационных технологий в библиотечной сфере является результатом длительного процесса, прошедшего несколько этапов [3]. 
В 1961 г. в Библиотеке Конгресса (США) рабочая группа исследовала возможности автоматизации отдельных библиотечно-библиографических процессов. Результаты деятельности этой группы позволили сделать вывод, что базой для решения многих проблем является представление библиографической информации в машиночитаемой форме. К апрелю 1966 г. был разработан формат MARC, а в ноябре того же года стал осуществляться опытный проект по еженедельному распространению библиографической информации в машиночитаемой форме на магнитных лентах среди 16 участников проекта [17]. 
MARC – это акроним названия MAchine – Readable Catalogue or Cataloging (машиночитаемый каталог или каталогизация). Формат MARC обеспечивает удобный способ хранения библиографических данных и обмена ими. При этом он характеризуется возможностью применения его для всех видов библиотечных документов, гибкостью для решения разнообразных задач в дополнение к основной и удобством применения в различных автоматизированных системах.  
В записи MARC перед каждой частью библиографической информации содержатся ориентиры к данным. т. е. определенные указатели («signposts»). 
 
Каждая запись состоит из элементов (автор, заглавие, количественная характеристика и т.п.) называемых полями. Поле, в свою очередь, содержит несколько отдельных взаимосвязанных элементов, называемых подполями, которым предшествует определенный код-маркер (признак подполя). В коммуникативном формате определены маркеры для каждого элемента записи с унифицированный состав полей и подполей, которые содержат библиографические сведения. Определенные поля заполняются в соответствии с правилами составления библиографических записи. Поля, имеющие конкретное значение, объединены в блоки, которые соответствуют областям и элементам библиографической записи [19]. 
В 1968 г. формат MARC был утвержден, и начала свою деятельность Служба по распространению машиночитаемой информации в формате MARC. Потребовалось некоторое время для того, чтобы магнитные ленты MARC распространились в библиотечном деле США и стали достойной альтернативой печатным каталожным карточкам. 
В начале 1960-х гг. отдельные американские библиотеки, главным образом университетские, имевшие возможность подключиться к вычислительным системам своих организаций, также предприняли усилия в области автоматизации отдельных технологических процессов, например комплектования, учета книговыдачи и каталогизации [18]. 
С самого начала компьютеризации целью крупных университетских библиотек было создание интегрированных библиотечных систем, работающих в пакетном режиме на базе ЭВМ 2-го поколения класса IBM/7090. Компьютеризация позволяла быстрее и с меньшими трудозатратами выполнять отдельные технологические процессы, хотя и изменяла некоторые черты указанных процессов. Например, появилась возможность хранить библиографическую информацию в машиночитаемой форме. Одни библиотеки продолжали производить с помощью ЭВМ продукцию на каталожных карточках, другие начали записывать библиографическую информацию на магнитные ленты. Но по разным причинам использование в библиотеках ЭВМ для создания  библиографической информации было крайне ограниченным.  
В 1970-х гг. на американском рынке появились более дешевые и более мощные ЭВМ 3-го поколения, что послужило стимулом к разработке программного обеспечения для автоматизации библиотечно-библиографических процессов, которая, в основном, обслуживала интересы не читателей, а библиотекарей, выступавших также в роли посредников. Первым достижением, которое доводило преимущества автоматизации непосредственно до читателей, стал электронный каталог.  
В 1970-е гг. появились первые ЭК. Наибольшую популярность для обозначения распределенного ЭК в американской профессиональной печати получила аббревиатура OPAC (On-line Public Access Catalog) [26]. Следует отметить, что в зарубежной литературе аббревиатура OPAC используется двояко: как обозначение электронного каталога, так и только интерфейсной его части, отвечающей за обеспечение доступа к ББД. Далее в работе термин OPAC трактуется в первом смысле. 
В 1970-е гг. лишь незначительное число библиотек разрабатывало OPAC, так как первые поколения миникомпьютеров обладали ограниченными возможностями интерактивного доступа.  Первым в мире OPAC стал электронный каталог, разработанный в библиотеке университетского штата Огайо [3]. 
Наряду с ростом количества OPAC в библиотеках США шло и их постоянное совершенствование. На начальном этапе функционирования (OPAC первого поколения) они находились на уровне карточного каталога, например, обеспечивали доступ только к документам, известным потребителям, а предметный поиск, система ссылок, авторитетный (нормативный) контроль данных отсутствовали. В ряде случаев OPAC не были интерактивными в прямом смысле этого слова. Потребитель формировал запрос, а поиск информации на основе запроса осуществлялся обслуживающим персоналом. 
Как и все OPAC, созданные до 1980-х гг., электронный каталог OSU вырос из автоматизированной системы учета книговыдачи, функционирующей в университете с ноября 1970 г [28]. В январе 1975 г. был впервые открыт ограниченный доступ читателей к каталогу с нескольких терминалов, и некоторое время карточный и электронный каталоги существовали параллельно. В итоге 1982 г. карточный каталог был закрыт.  
Началом эры OPAC в американских библиотеках являются 1980-е гг. Большое влияние на решение библиотекарей оказало заявление Библиотечного Конгресса США о закрытии своих карточных каталогов с 1 января 1981 г. и о переводе их в машиночитаемый каталог, который будет формироваться из библиографических записей на магнитных лентах службы 
MARC. 
После всеобщего признания число OPAC стало быстро расти не только в США, но и в Канаде, Австралии, Великобритании и других европейских странах. Ранние OPAC весьма отдаленно напоминали современные системы. При их подсчете использовались разные критерии поэтому опубликованные сведения о количестве OPAC в те годы разноречивы. 
Позднее к ЭК были предъявлены такие требования: 
- быстрое выделение новой информации из общего массива данных; 
- мощные поисковые средства; 
- средства управления и анализа информации (статистический и текстуальный анализ); 
- возможность выгрузки информации пользователю для дальнейшей работы; 
- многопользовательский доступ; 
- удаленный доступ. 
С ростом интереса к OPAC многие из них, разработанные в 1970-е гг. для внутреннего использования в библиотеке собственными силами, стали продаваться через коммерческие организации или самими библиотеками-разработчиками. Некоторые библиотеки предпочли не пользоваться услугами коммерческих автоматизированных систем и разработали их сами или на основе контактов с техническими организациями. В итоге сложились два вида OPAC в составе АБИС: 
1. OPAC, разработанные внутри библиотеки силами ее сотрудников. Наряду с системой LCS, функционирующей в системе библиотек университета штата Огайо, наибольшую известность получили: 
1) NOTIS - интегрированная система Северо-Западного университета, также являющаяся одной из первых в США (функционирует с 1971 г.); 
2) MELVYL - система Калифорнийского университета. Это одна из крупнейших систем (функционирует с 1977 г.); 
3) VTLS (Virginia Technical Library System) - система, разработанная библиотекой Политехнического института штата Виргиния; 
4) LIAS (Library Information Access System) - система Пенсильванского университета; 
5) SULIRS (Syracuse University – Libraries Information Retrieval System) - система Сиракузского университета; 
6) CARL (Colorado alliance of Research Libraries) - автоматизированная система Союза научных библиотек штата Колорадо, объединяющая 4 университетских и 1 публичную библиотеки и т. д. [14]. 
К числу самых  популярных относится Aleph, LCS, NOTIS и VTLS. Последняя система, например, работает более чем в 500 библиотеках мира. Она была приобретена Российской государственной библиотекой и впоследствии дополнена системой Aleph [8]. 
2. OPAC, разработанные специализированными фирмами. Как правило, они ориентированы на ПЭВМ, поэтому большинство библиотек, имеющих компьютеры, предпочитают покупать системы «под ключ» в коммерческих структурах. При этом фирмами-разработчиками преследуется цель привлечь в качестве потенциальных покупателей и небольшие библиотеки. Несмотря на доступность таких OPAC, они не всегда удобны в использовании, так как выполняют только те функции, которые предусмотрены разработчиками систем, и не учитывают особенностей и потребностей конкретных библиотек. Кроме того, далеко не все системы можно расширить для выполнения дополнительных функций или взаимодействия с другими автоматизированными системами, что необходимо при создании интегрированных систем. Поэтому в крупных библиотеках возникает потребность в разработке своих автоматизированных  систем или подсистем [12]. 
За прошедшие десятилетия, автоматизированные библиотечные системы были в значительной мере усовершенствованы и стали обеспечивать более эффективное обслуживание потребителей, их поисковые возможности заметно превосходят традиционные библиотечные каталоги. Рассмотрим их отличительные особенности: 
1. Более широкие функциональные возможности: 
- отпадает необходимость создавать систему библиотечных каталогов, поскольку появляется возможность автоматического формирования различных типов каталогов в зависимости от способов комплексирования материала (алфавитных, систематических, предметных и т.д.), видов отражаемых документов (книг, периодических и продолжающихся изданий, авторефератов диссертаций, специальных видов технической документации и т.д.); 
- ЭК является частью интегрированной системы по обслуживанию пользователей и может предоставлять информацию о наличии или отсутствии документов в фонде наряду с отражением самих библиотечных фондов, например, при наличии полных текстов документов в электронной форме.

- ЭК может бать различным по территориальному охвату (местным, региональным, национальным, всемирным). Теоретически не существует ограничений на число библиотек, желающих отразить свои фонды в сводном ЭК [13]. 
2. Более широкие поисковые возможности: 
- в ЭК осуществляется оперативное отражение новых поступлений в библиотечные фонды при минимальных затратах ручного труда; 
- многоаспектное отражение фондов библиотек, так как имеется возможность обеспечивать поиск информации по любому элементу или части элемента библиографической записи; 
- использование авторитетных данных как средства осуществления единообразия баз данных и обеспечения ссылок от различных форм написания имен или предметных рубрик к нормативным;

- ЭК может одновременно  обеспечивать поиск информации  по классификационным индексам, предметным рубрикам, ключевым словам  и т.д. 
3. Являются дружественными по отношению к пользователям: 
- пользователь может работать в ЭК на службе, дома и т.д. независимо от того, работает настоящая библиотека или нет; 
- доступ пользователей к ЭК в режиме диалога является большим преимуществом для них, хотя сам процесс поиска информации в некоторых системах достаточно сложен и предусматривает предварительное обучение потребителей пользованию OPAC. [3]. 
Проблемно-ориентированные библиографические базы (ПОБД) данных появились в США в 1960-е гг. и интенсивно стали развиваться с середины 1970-х гг. В одних случаях они отражали фонды библиотеки, в других отбор документов происходил вне связи с библиотечным фондом и был шире него. Задача библиографических баз данных – более глубокое раскрытие содержания частей документов по отдельным предметам, чем в библиотечных каталогах [7]. Основным видом документов в проблемно-ориентировочных ББД стали статьи сериальных изданий. В ряде автоматизированных систем предусматривается хранение не только библиографической информации, но и текстов статей. На начальном этапе ББД и автоматизированные системы каталогизации развивались независимо друг от друга, поэтому во многих случаях оказались несовместимыми. 
Системой, позволяющей удовлетворить самые разные потребности пользователей, является информационная система БК США LOCIS (Library of Congress Information Service) позволяющая с 1993 г. осуществлять автоматизированный поиск информации через Internet всем желающим, находящимся вне стен библиотеки. Раньше такой доступ предоставлялся только членам Конгресса США, научным работникам и сотрудникам БК США. ЭК включает десятки файлов, содержащих десятки миллионов записей [18]. 
Потребители могут пользоваться одновременно ЭК БК США и различными ББД (универсальными и тематическими). 
Таким образом , в современных библиотеках исторически сложилось и в настоящее время параллельно существуют: каталог в форме книжного издания, карточный каталог, электронный каталог и каталог на CD-ROM. Двум последним не более 30 лет. 
Ведущей формой библиотечных каталогов в современных библиотеках сегодня является OPAC. Он отражает принципиально новые технические возможности и является вершиной форм библиотечных каталогов современной эпохи. Но, возникнув сравнительно недавно, OPAC в большинстве случаев является лишь продолжением карточного каталога, отражающий поступления в библиотечные фонды с 1980-х гг. 
Крупнейшие библиотеки мира успешно провели ретроспективную конверсию каталогов в машиночитаемую форму. В то же время для многих библиотек в мире это по-прежнему является актуальной задачей. 
Каталогизация относится к числу самых сложных библиотечных процессов. ЭВМ первых двух поколений не могли в полной мере справиться с этими сложными задачами, поэтому на начальном этапе использования ЭВМ в библиотечной практике вопрос об электронном каталоге не стоял. Усилия библиотекарей были сконцентрированы на выпуске с помощью ЭВМ библиотечных каталогов в традиционных формах и централизированной каталогизации в машиночитаемой форме. В пакетном режиме с помощью ЭВМ в более короткие сроки, легко и с меньшим количеством ошибок можно получить распечатки каталожных карточек, каталог в форме книжного издания и каталог на микроносителях. Автоматизированное производство каталожных карточек началось в США в начале 1960-х гг. Наиболее работы в этом направлении велись БК США и OCLC [3]. 
Понимание того, что средства вычислительной техники можно использовать в качестве альтернативы карточному каталогу, пришло с широким распространением ЭВМ класса IBM/360-370 в 1970-е гг., когда усилилось внимание специалистов к интерактивному доступу в связи с широкими перспективами, открывающимися при его использовании. 
До середины 1970-х гг., когда карточный каталог был самым популярным в библиотеках США, производство каталожных карточек неуклонно росло.  
Затем началась тенденция постепенного снижения количества выпускаемых каталожных карточек, так как со стороны библиотек уменьшились заказы на них в связи с закрытием карточных каталогов и переходом на электронный каталог. 
Электронное поколение каталогов в форме книжного издания зародилось в США в 1950-е гг. и получило широкое распространение с 1960-х гг. в библиотеках разных типов, включая публичные. Копии сводных каталогов стали распространяться не только среди библиотек, входящих в сеть, но и далеко за ее пределами. Дополнения к каталогам стали осуществляться также автоматизированным способом, что значительно упростило их подготовку. 
С 1 января 1981 г. БК США закрыла карточные каталоги, что послужило дополнительным примером и стимулом изменения каталогизационной практики для очень многих библиотек. Обеспечение доступа к фондам, каталогизированным до начала электронной обработки новых поступлений в ЭК, становится главной целью конверсии традиционных каталогов в машиночитаемую форму. При этом стандартом становится использование форматов из семейства MARC для представления библиографической записи (БЗ) в машиночитаемой форме [16]. 
Практически повсеместное использование форматов семейства MARC для представления библиографической информации, а также электронная обработка новых поступлений создали все условия и породили совершенно определенную тенденцию, направленную на создание «единого» электронного каталога фондов библиотеки или некоторого объединения библиотек [19]. Единство этого каталога следует понимать, прежде всего, в плане его логической структуры, а также лингвистического обеспечения. Иными словами, все записи, входящие в электронный каталог, должны быть созданы по единым правилам как в структурном, так и в содержательном аспектах. Первые шаги к созданию ЭК и компьютеризации каталогов в Украине были сделаны в конце 1980-х гг на инициативных началах в некоторых библиотеках Министерства культуры и искусств (Национальной Парламентской, Государственных для детей и юношества, Центральной городской библиотеке им. Л. Украинки в Киеве и др.). и Национальной библиотеке им. Вернадского НАН Украины, где начали создание автоматизированных библиотечных систем. Сегодня они обеспечили пользователям доступ к ЭК.  
В 1992 г. Министерство культуры начало генеральный проект организации автоматизированной информационной системы (АБИС) подвластных ему библиотек, одной из задач которого является формирование интегрированного ЕК библиотечного фонда Министерства. С 1996 г. в 13 научных библиотеках, в частности областных (Херсонской, Полтавской, Донецкой), функционируют локальные ЭК. Совокупный объем баз данных библиографических записей в ЭК составлял около 2 миллионов. В дальнейшем, обеспечив совместимость программно-аппаратных комплексов локальных ИПС, стало возможным объединение их информационных ресурсов в интегрированный ЕК библиотек Министерства культуры и искусств. Такая же проблема решается библиотеками других ведомств, особенно интенсивно вузовскими, например 15 библиотек вузов г. Харькова создали ЕК. Таким образом, ЕК, развиваясь, идут по пути от локальных к интегрированным сетям. Создание интерактивных интегрированных ЭК позволит украинским пользователям иметь доступ к любым документным фондам страны и даже мира, независимо от их места размещения, и в свою очередь открывает их для иностранных потребителей [18].

1.2 Эволюция – это «движение от простого к сложному». Эволюция форм библиотечных каталогов – это движение от простых непрофессиональных древних попыток как-то организовать библиотечную информацию до современных компьютерных баз данных, онлайновых каталогов и Web-каталогов. 
Первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным, он продолжается и сейчас. 
В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи, функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда [3]. 
Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание. Возникает необходимость обобщения опыта, научной разработки теоретических основ, конкретной методики библиографической работы, истории библиографии, затем профессиональной подготовки (обучения) библиографических кадров и, наконец, организационного управления библиографической деятельностью [10].

За сотни лет эволюции библиотечных каталогов появляется большое количество их видов:

Каталог заглавий – алфавитный каталог заглавий документов.

Каталог местных изданий  – библиотечный каталог, отражающий выпущенные на данной территории издания.

Комплексно-системный  каталог – библиотечный каталог, в котором библиографические  записи располагаются по крупным  комплексам и их подразделениям в  систематическом порядке, а внутри их – по комплексным предметным рубрикам, расположенным в алфавитном порядке.

Краеведческий каталог  – региональный библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого содержания.

Нумерационный каталог  – библиотечный каталог, в котором  библиографические записи располагаются  в порядке номеров, присвоенных  документам.

Предметный каталог  – библиотечный каталог, в котором  библиографические записи располагаются  в алфавитном порядке предметных рубрик.

Реальный каталог –  библиотечный каталог, отражающий содержание документов.

Региональный каталог  – библиотечный каталог:

- отражающий литературу, относящуюся по своему содержанию  к определенному региону;

- организованный в  систематическом или предметном  порядке.

Сводный каталог –  библиотечный каталог, отражающий фонды  нескольких самостоятельных библиотек  или библиотечной сети региона / отрасли.

Систематический каталог  – библиотечный каталог, в котором  библиографические записи располагаются  по отраслям знания в соответствии с определенной системой классификации  документов.

Словарный каталог –  библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в едином алфавитном порядке имен лиц, наименований организаций, заглавий документов и предметных рубрик.

Служебный каталог –  библиотечный каталог, предназначенный  для использования сотрудниками библиотеки.

Страноведческий каталог – региональный библиотечный каталог, отражающий документы, относящиеся по своему содержанию к определенной стране.

Топографический каталог  – библиотечный каталог, в котором  библиографические записи располагаются  в соответствии с расстановкой документов на полках.

Хронологический каталог  – библиотечный каталог, в котором  библиографические записи располагаются  по годам издания или первой публикации документов.

Центральный каталог  – библиотечный каталог, отражающий фонды библиотеки и всех ее филиалов.

Читательский каталог  – библиотечный каталог, предоставленный  в распоряжение читателей.

Электронный каталог  – машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени [2].

Развитие библиотечных каталогов и каталогизации можно  рассматривать в двух аспектах. Первый – это развитие правил, стандартов и каталогизационных ИПЯ. В прошедшем веке это длинный путь: правила конца 20-х годов, «Единые правила…», ISBD и отечественные стандарты, базирующиеся на них «Правила библиографического описания…» 80-х годов, и наконец, МАРК-форматы и новые правила каталогизации. Это также развитие методики предметизации, УДК и отечественной ББК. Второй аспект – это развитие форм каталогов: от печатных и системы карточных каталогов к компьютерным базам данных, он-лайновым каталогам и Web-каталогам [23].  
Библиотечные каталоги могут ограничиваться только перечнем наличествующих изданий, но могут и содержать списки материалов других библиотек. Каталоги существуют в форме книг, картотек, микрофильмов, компакт-дисков и компьютерных файлов.

Информация о работе Электронные каталоги: сущность, организация, использование