Использование метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающихся, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Содержание

Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Аналитический отчет за 2007-2011.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

 

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном профессиональном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности обучающегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения системы начального профессионального образования, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

      проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

      неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, а также развитие личностного потенциала обучающегося.

Я считаю, что внедрение метода проектов на уроках информатики, сопровождаемое разработанными мною проектами, будет также положительным в учебно-воспитательном процессе. И реализация использования метода проектов отразит качественный рост знаний обучающихся.


Литература

1.      http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php Закон «Об образовании»

2.      http://www.nachalka.com Сапегин К.В. Образовательная технология проектной деятельности

3.      http://www.referent.ru/1/173627  Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

4. Intel "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е издание, испр. – М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция", 2006.

5.      Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование. – М.: Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3, 2009.

6.      Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

9.      Панина Л.П., Сафонова Е.Г., Сыманюк Э.Э. Ключевые компетенции субъекта учебно – профессиональной  деятельности. Екатеринбург. 2002.

10. Педагогические технологии обучения в условиях реализации государственного стандарта образования. Сб. Педагогические технологии. Физика. Информатика и ИКТ./ авт. сост. Ананичева С.В., Левицкова Л.А. Ульяновск.: УИПКПРО, 2007. 64стр.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Прогресс,1986. - 250 с.

12. Романцев Г.М., Хамантуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище.- Екатеринбург: Изд – во Урал.гос. проф.-пед. ун-та.1997. – 136 с.

13. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: Национальный фонд подготовки кадров. 2001. – 194 с.

14. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода, Екатеринбург 2009.

15. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

16. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

17. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций //Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 – 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru .

 

 

 

 

 

 


Приложения

Приложение 1

Базовые  компетенции субъекта учебной деятельности

Эмоционально – психологические компетенции:

     -  учение с интересом;

     -  доверие педагогам;

     -  умение   проявлять    эмоциональную   устойчивость   при  

        напряжениях   и  другие  компетенции.

Регулятивные компетенции:

    -  определение целей учебной деятельности;

    -  ответственность за результаты учебы;

    -  концентрация на учебе;

    -  умение  делать  заключительные   выводы   и    другие  

       регулятивные  компетенции.

Социальные  компетенции:

    -  проявление терпимости к другим мнениям и  позициям;

    -  оказание помощи другим учащимся;

    -  умение сотрудничать с другими учащимися;

    -  умение работать в группе и другие социальные компетенции.

Учебно – познавательные компетенции:

    -  умение  учиться;  

    -  умение отыскивать причины явлений;

    -  самостоятельное выявление допущенных  ошибок;

    -  самостоятельное выполнение домашнего   задания и  другие

       учебно - познавательные  компетенции.

Творческие компетенции:

    -  умение принимать решения в различных  ситуациях;

    -  умение заявлять о своих потребностях и  интересах;

    -  умение находить другие источники  информации;

    -  способность генерировать  другие  способы  решения проблемы  и 

        другие    творческие   компетенции.

                            Компетенции самосовершенствования:

   -  применять знания и умения на практике;

   -  умение извлекать пользу из полученного опыта;

   -  навыки самоконтроля и саморазвития;

   -  желание   учиться   и   самосовершенствоваться    дальше   и   другие  

      компетенции  самосовершенствования.

 


Приложение 2

Уважаемые     учащиеся!

    Просим  оценить, насколько значимы для Вас причины, по которым Вы занимаетесь учебой. Для этого обведите  кружком нужный балл:

 

 

              0 баллов – не имеет значения, 2 балла – заметно значимо,

              1 балл  -  частично значимо,    3 балла  -   очень значимо.             

 

Опросник:

Утверждение

Показатели

1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться    педагог.

0

1

2

3

2

Для меня немаловажно получить хорошую оценку на    экзамене.

0

1

2

3

3

Люблю быть генератором идей.

0

1

2

3

4

Мне нравится заниматься, расширять свои    знания о профессии, о мире.

0

1

2

3

5

Я испытываю интерес только к отдельным занятиям.

0

1

2

3

6

Знания помогают развивать ум,  сообразительность.

0

1

2

3

7

Если на занятии царит обстановка    недоброжелательности, у меня пропадает всякое     желание учиться.

0

1

2

3

8

Успешная учеба – немаловажная основа для признания    у сокурсников.

0

1

2

3

9

Приходится выполнять домашние задания, чтобы    избежать разносов.

0

1

2

3

10

Я испытываю чувство удовлетворения, когда справлюсь с трудным заданием.   

0

1

2

3

11

Нравится выполнять творческие самостоятельные задания.

0

1

2

3

12

Хочу знать как можно больше, чтобы     стать культурным человеком.

0

1

2

3

13

Мне нравится, когда на занятии организуют     групповую работу.

0

1

2

3

14

Для меня важно учиться, чтобы найти высокооплачиваемую работу.

0

1

2

3

15

Нравится, когда задание носит нестандартный характер.

0

1

2

3

16

Учусь хорошо, так как стремлюсь быть в числе лучших.

0

1

2

3

17

Я стараюсь разобраться в теоретическом материале, чтобы

уметь хорошо решать задачи.   

0

1

2

3

18

Стараюсь учиться хорошо, чтобы получить высшее образование.

0

1

2

3

Приложение 3

Уважаемые учащиеся!

 

 

   Просим Вас оценить ваши успехи  по всем предметам, отметив плюсом нужный ответ:

 

 

       Качество учебной деятельности

 

Проявилось

    ярко

Скорее да,

   чем нет

Осталось

на прежнем

уровне

 

       Не проявилось

1.

  Определение      целей         учебной

            деятельности

 

 

 

 

2.

   Умение принимать решения в                    различных ситуациях

 

 

 

 

3.

   Ответственность за результаты учебы

 

 

 

 

 

4.

   Проявление терпимости к другим     мнениям и позициям

 

 

 

 

5.

          Концентрация на учебе

 

 

 

 

 

6.

   Обобщение результатов учебной деятельности

 

 

 

 

7.

Способность генерировать идеи

 

 

 

 

 

8.

    Нахождение источников другой информации

 

 

 

 

9.

   Самостоятельное выполнение домашнего задания

 

 

 

 

10.

     Проявление эмоциональной устойчивости при напряжениях

 

 

 

 

11.

   Умение сотрудничать с другими учащимися

 

 

 

 

12.

             Доверие  педагогам

 

 

 

 

 

13.

Умение нестандартно подходить к решению проблемы

 

 

 

 

14.

Готовность к самостоятельному учению

 

 

 

 

 

15

            Учение с интересом

 

 

 

 

 

16.

    Самостоятельное выявление допущенных ошибок

 

 

 

 

17.

    Умение извлекать пользу из полученного опыта

 

 

 

 

18.

          Желание учиться дальше

 

 

 

 

 

 


Приложение 4

 

 

 


Приложение.

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

3 балла – умею;

2 балла – иногда получается;

1 балл – чаще не получается;

0 баллов – не умею

Ф.И. ученика,__________________________________________________

Группа________________________________________________________

Проектные умения             

Начало проекта             

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

                           

2. Ставить цель             

 

             

3. Ставить задачи             

 

             

4. Выбирать методы и способы решения задач             

 

             

5. Планировать работу

 

                           

6. Организовать работу группы             

 

             

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.             

 

             

8. Выбирать вид конечного продукта проекта             

 

             

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

                           

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект             

 

             

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны             

 

             

12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта             

 

 

Информация о работе Использование метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся