Использование метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающихся, формирование активной позиции, субъективности обучающихся в учебном процессе.
«Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Содержание

Введение 3
Внедрение компетентностного подхода в рамках реализации проектного метода обучения. 6
Диагностика сформированности компетенций у обучающихся. 9
Средства формирования компетенций при реализации метода проектов. 13
Деятельность по обеспечению качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования проектных технологий. 24
Использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с проектной технологией обучения 27
Отслеживание уровня развития проектных умений, формируемых через реализацию учебных проектов. 29
Результативность деятельности за межаттестационный период. 32
Проектная часть. 36
Выводы. 38
Литература 40
Приложения 42

Работа содержит 1 файл

Аналитический отчет за 2007-2011.doc

— 752.00 Кб (Скачать)

Я использую методику оценки сформированности мотивов и сформированных компетенций у обучающихся.      

  Данная методика основана на принципе соответствия уровней учебной мотивации структуре сформированных базовых компетенций, что подтверждается главенствующей ролью мотивационной составляющей в структуре формирования компетенций.

Для определения структуры учебной мотивации использую адаптированную методику Г.П.Карповой. (Приложение 2)

Для определения структуры учебной мотивации использую методику определения  сформированности   ключевых компетенций, авторы –Э.Э.Сыманюк и А.М.Павлова.  (Приложение 3)

При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации.

Пример диагностики уровня сформированности базовых компетенций, проведенной  в группе 205 по профессии «Продавец, контролер-кассир» обучающихся начального профессионального обучения.

По результатам исследования получены следующие данные:

Структура мотивации:

Мотивация

Эмоционально – психологич.

Внешняя

Социальная

Учебно – познават.

Творческая

Самосовер

шенств.

11,1%

21,2%

16,2 %

18,5%

14%

19%

 

Структура компетенций:

Компетенции

Эмоционально – психологич.

Регулятивн.

Социальные

Учебно – познават.

Творческие

Самосовер

шенств.

18%

16,6%

16

15,7%

15,1%

18,6%

 

Структура мотивации и компетенций:

Ранг

Мотивация

Компетенции

1

Внешняя

Самосовершенствования

2

Самосовершенствования

Эмоционально – психологические

3

Учебно – познавательная

Регулятивные

4

Социальная

Социальные

5

Творческая

Учебно – познавательные

6

Эмоционально – психологическая

Творческие

 

 

Анализ соотношения типов мотивации и компетенций показывает в целом соответствие формируемых компетенций той мотивации обучающихся, которая складывается в учебной деятельности: самосовершенствования, социальные  практически совпадают по рангу, внешняя мотивация занимает 1 место, а регулятивные компетенции, детерминированные этой мотивацией, занимают 3 место.

Проблемы возникают с формированием эмоционально – психологических и социальных компетенций. При низком уровне сформированности социальной мотивации складывается низкий уровень социальных компетенций, что является проблемой, так как профессия «Продавец» предполагает большое общение с людьми.

С формированием эмоционально – психологических компетенций происходит обратный процесс. Эмоциональная мотивация снижена, находится на 6 месте, однако эмоционально – психологические компетенции стоят на 2 месте. Это можно объяснить снижением общего эмоционально - психологического тонуса.

В целом, в данной группе проявился низкий уровень сформированности творческих компетенций и творческой мотивации.

На основе проведенных мной исследований я определила для себя следующее:

1.                  Необходима целенаправленная работа по формированию творческой мотивации и творческих компетенций. Больше использовать заданий творческого характера, позволяющие проявить креативные способности обучающихся.

2.                  Необходимо поднимать уровень эмоционально – психологической мотивации, снижать порог тревожности перед будущей ситуацией взрослой жизни. Включать в уроки задания на выполнение проекта. Такие задания позволят учащимся проявить не только творческие способности, но и научат самостоятельности в выполнении работы.

3.                  Необходимо  формировать социальные компетенции у обучающихся по профессии «Продавец», тем более что такая потребность при работе по данной профессии есть. Поэтому я для себя определила использовать на уроках информатики больше коллективных проектов.

 

Таким образом, предлагаемая методика установления уровня сформированности базовых компетенций позволяет установить уязвимые точки в процессе формирования компетенций у обучающихся, составить адекватную картину происходящих процессов личностного развития, определить способы работы с целью коррекции формирования компетенций у обучающихся.

 

 


Средства формирования компетенций при реализации метода проектов.

 

Компетентность формируется с помощью задач развития. Задачи развития – группы проблем, требований и жизненных ситуаций, порождаемые биологическим развитием, социальными ожиданиями и собственными действиями человека. Компетенция не формируется, если нет проблемы. Задачи развития являются «двигателями» развития компетенции. Чтобы сформировать компетентность, нужно ставить обучающихся в проблемную ситуацию.

Проекты могут представлять собой:

•         исследование - групповое или индивидуальное исследование по заданной теме;

•         процесс - разработка, создание, представление какого-либо продукта.

         Проекты осуществляются по заданию, сформулированному заранее мной или разработанному  совместно с обучающимся. В задании указывается время, отводимое на выполнение проекта. В групповых проектах оценивается вклад каждого участника.   

Проект позволяет обучающемуся продемонстрировать, как правило, следующие компетенции:

       Регулятивные:

      понимание процесса /планирование использования умений/ умение планировать время;

Социальные:

      использование/выбор методов исследования, источников информации,  в том числе, справочной литературы;

      умение пользоваться инструментами и применять различные техники технологии;

      умение работать в команде /сотрудничать.

Аналитические:

      способность анализировать, оценивать, делать выводы и давать рекомендации;

      понимание и употребление понятий в конкретной области;

      способность выполнять задание /создавать/ конструировать/действовать;

Творческие:

      умение разрабатывать /творческие умения/ умение решать проблемы /оценивать;

      презентационные умения;

При работе над проектом провожу коррекцию формирования компетенций у обучающихся с помощью задач развития.

Для формирования эмоционально-психологических компетенций использую следующие типы задач:

      Мотивация учащихся к изучению темы, через профессиональную деятельность.

      Создание эмоциональной обстановки при обсуждении темы проекта.

В зависимости от профессии выбираю темы проектов, так для групп по профессии Продавец, контролер-кассир реализуется проект «Помоги выбрать компьютер покупателю»

Проект «Помоги выбрать компьютер покупателю»,

Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.

Планируемый результат: осознанный выбор обучающегося модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики в профессиональной деятельности, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.

Информация о работе Использование метода проектов на уроках информатики для развития личностного потенциала учащихся