Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования – развития интеллектуальных способностей с помощью интерактивных кроссвордов.
Цель исследования – изучение влияния использования интерактивных кроссвордов на усвоение учебного материала в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике учащихся.
Предмет исследования – кроссворды как средство активизации учащихся на уроках информатики.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………...…..3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников
Интеллектуальные способности школьников…………………………..6
Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики….10

Глава 2. Активизация учащихся через использование интерактивных кроссвордов на уроках информатики
2.1. История создания кроссвордов……………………………………………14
2.2. Использования кроссвордов на уроках информатике как средство развития познавательных интересов школьников…………………………….20


Заключение ……………………………………...…………………………....26
Список литературы……………………………………………...…

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая Каманов.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Многие учителя  при создании кроссвордов используют программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.[10] Применение данной формы проверки на уроке мотивирует учащихся к обучению и создает условия для самореализации личности школьников, заметно повышается интеллектуальная самостоятельность обучающихся, нестандартность мышления, яркость и оригинальность идей.

На уроках информатики  используются интерактивные кроссворды с учетом дидактической цели.

При проверке домашнего  задания целесообразно использовать индивидуальные задания в виде готовых  интерактивных кроссвордов.

На этапе  проверки понимания изученного материала или закрепления изученного материала, обобщении и систематизации знаний можно использовать как готовые интерактивные кроссворды для работы индивидуально и в группе, так и давать задания самостоятельного создания кроссвордов.[10]

 Если же  рассмотреть использование кроссвордов  для решения задачи контроля  и самоконтроля, то в данном  случае, возможно использовать готовые интерактивные кроссворды как дополнение к контрольным и проверочным  работам.

Необходимо  помнить, что включая школьников в эту интеллектуальную игру, учитель  в нетрадиционной, а значит, более  интересной для учащихся форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении[5].

Когда только начинается изучение информатики в школе, практикуется использование преимущественно готовых интерактивных кроссвордов.

Эти кроссворды может  составлять учитель. Как только ученики  почувствуют прелесть такой деятельности, предлагается им самим составлять кроссворды. Этим можно заниматься как дома, так и на уроках. Составляют кроссворды ученики или индивидуально, или в группе. 

Составление кроссвордов  учащимися - это достаточно полезный вид самостоятельной работы, дающий ребенку возможность самореализации.[25]

Составленные детьми  интерактивные кроссворды должны «работать». Их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса. Необходимо извещать авторов об общественной пользе их труда. Это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом.

Возможно использовать такие задания на составление кроссвордов:

- дается набор терминов и слов по конкретной теме. Необходимо создать сетку из подходящих по горизонтали и вертикали слов, пронумеровать, отобрать и составить вопросы к ним;

- называется только тема курса информатики, все остальное учащиеся делают сами.

Задачу создания интерактивных кроссвордов на уроках информатики возможно решать одним из программных средств:  Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.[10]

Достаточно трудоемок способ создания кроссвордов в Microsoft Excel. Необходимы прочные знания работы в данной программе, использование встроенных функций, знания языка программирования. Но достоинства данного метода высоки: возможность многократного использования, эффективная возможность  использования в электронном виде.

Создание интерактивного кроссворда в программе Microsoft PowerPoint наиболее сложный, так как необходимо уметь работать со встроенным редактором Visual Basic (VBA). Конечно, создать такой кроссворд легко учителю информатики, но изучив алгоритм, это несложно сделать и ученику. Также создание кроссворда в данной программе занимает большое количество времени и сил. Но очевидны и достоинства:

    • Возможность многократного использования.
    • Эффективная возможность  использования в электронном виде.
    • Можно этому научить ребят, и они столько кроссвордов сделают и по любой предметной области ...
    • Кроссворд получается «живой» (а не статический, как на бумаге)

Использование кроссвордов на уроках информатики  является одним из самых активных средств развития познавательных интересов. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению. Составление интерактивных кроссворда активизирует мыслительную деятельность  и дает возможность самореализации личности школьников.[25] Творческие способности, разнообразие форм, формулировок, тем позволяют учащимся искать новую информацию и создавать кроссворды, тем самым развивая в непринужденной форме познавательные интересы.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках информатики предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе.

Кроссворд обладает уникальным свойством дать возможность  проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, познавать мир на интуитивном уровне.

Думаем, что  в итоге от положительного результата в процессе работы на уроке дети получают значительный заряд оптимизма  и веры в свои собственные силы. Использование кроссвордов позволяет индивидуально и дифференцированно подходить к учащимся на уроке. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе.

Итак, кроссворд  – это своеобразная самопроверка, занимательный тест.

Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что процесс усвоения новых знаний осуществляется в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие  у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.

Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

  Развивающая  и организующая роль кроссвордов  состоит в том, что при их  решении учащимся приходится  без всякого принуждения работать  с учебными пособиями и другой  литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.

Использование кроссвордов на уроках информатики  является одним из самых активных средств развития познавательных интересов. Выполнение заданий кроссвордов  оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению. Составление интерактивных кроссвордов активизирует мыслительную деятельность  и дает возможность самореализации личности школьников. Создание таких кроссвордов возможно минимальными компьютерными средствам, например Microsoft Office Excel, Power Point.

Творческие  способности, разнообразие форм, формулировок, тем позволяют учащимся искать новую  информацию и создавать кроссворды, тем самым развивая в непринужденной форме познавательные интересы и  развивать свою информационную культуру .

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Ануфриев А.Ф, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.-33с.
  2. Баракина Т.В. Развитие интеллекта при обучении информатики в начальной школе. Журнал «Начальная школа плюс», №7/2007.-5с.
  3. Гальперин П.Я., Психология как объективная наука, издательство «Московский психологический институт» 2000. -3с.
  4. Дебердеева С.Г. Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на уроках информатики // Информатика и образование. № 10/2003. -34с.
  5. Дубровина И.В. «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.-.31с.
  6. Жалдак Н.Н «Развитие логического мышления у младших школьников.» «Начальная школа» № 7 / 2000. - 53с.
  7. Жукова З.П. «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры» «Начальная школа» № 5/2006г.-13с.
  8. Зак А.З. «Различия в мыслительной деятельности младших школьников», Москва – Воронеж, 2000. - 77с.
  9. Камышников. В.Н. «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников» № 6 / 2002. - 15с.
  10. Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование №10 /2008. - 21с.
  11. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М. : Сентябрь, 2003.
  12. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения Издательство «Педагогика»1999. - 186с.
  13. Матюшкин А.М.Учебное пособие – Издательство «Педагогика».2000.-79с.
  14. Менчинская Н.А.,  проблемы обучения, воспитания и психологического развития, издательство «Просвещение» 2002. - 98с.
  15. Рубинштейном С.Л.Основы обшей психологии Издательство «Питер» 2000. - 39с.
  16. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. – М.: Изд-во Моск.психолого-социального ин-та;  Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003г.-23с.
  17. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. Учебник издательство «Просвещение»2001.-35с.
  18. Тестов А.Р. «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации» «Начальная школа» № 2/ 99г.
  19. Тихоненко А.В. «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений» «Начальная школа»№ 2/2001г.-31с.
  20. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002.-34с.
  21. Шадрикова В.Д. «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990г.-21с.
  22. Якиманская психологическая. И.С.педагогика основные проблемы издательство «Педагогика»2001.-158с.
  23. Яковлева. С.Г. «Развитие логических суждений у младших школьников» «Начальная школа»№ 12/ 2002г.-10с.
  24. www.e-crossword.ru/
  25. www.fizik.bos.ru/kross/metod.htm
  26. www.kpoccword.h10.ru/history.htm

 

Приложение 1

 


Информация о работе Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики