Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования – развития интеллектуальных способностей с помощью интерактивных кроссвордов.
Цель исследования – изучение влияния использования интерактивных кроссвордов на усвоение учебного материала в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике учащихся.
Предмет исследования – кроссворды как средство активизации учащихся на уроках информатики.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………...…..3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников
Интеллектуальные способности школьников…………………………..6
Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики….10

Глава 2. Активизация учащихся через использование интерактивных кроссвордов на уроках информатики
2.1. История создания кроссвордов……………………………………………14
2.2. Использования кроссвордов на уроках информатике как средство развития познавательных интересов школьников…………………………….20


Заключение ……………………………………...…………………………....26
Список литературы……………………………………………...…

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая Каманов.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Детартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

 

 

 

Школьное отделение

 

Предметно-цикловая комиссия физико-математических дисциплин

 

 

Каманов Кирилл Валерьевич

Студент 31 группы

 

 

использование интерактивных кроссвордов  в школьном курсе информатики

 

 

Курсовая работа

По специальности 05070952 – преподавание в начальных  классах

 

 

Квалификация  – учитель начальных классов  с дополнительной подготовкой в  области информатики

 

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель Крапивина И.В.

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

Валуйки, 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………….……………………...…..3

Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников

    1. Интеллектуальные способности школьников…………………………..6
    2. Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики….10

 

Глава 2. Активизация учащихся через использование  интерактивных кроссвордов  на уроках информатики

2.1. История создания  кроссвордов……………………………………………14

2.2.  Использования кроссвордов на уроках информатике как средство  развития познавательных интересов школьников…………………………….20

 

 

Заключение   ……………………………………...…………………………....26

Список  литературы……………………………………………...…………....28

Приложения………………………………………………………………….…30

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.[1] Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л.Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач. В настоящее время в обучении все чаще используется занимательный материал в виде кроссвордов. Отгадывание кроссвордов увлекает  и интересует учащихся.  Многие учителя стали самостоятельно составлять кроссворды для активизации познавательного интереса к своему предмету. Я также на практике пробных уроков стал самостоятельно составлять кроссворды по изученным темам и применять их на уроках повторения и обобщения материала. Данный вид работы заинтересовал учащихся и они стали  лучше усваивать изученный материал.

Проблема  исследования – развития интеллектуальных способностей с помощью интерактивных кроссвордов.

Цель  исследования – изучение влияния использования интерактивных кроссвордов на усвоение учебного материала в начальной школе.

Объект  исследования: процесс обучения информатике учащихся.

Предмет исследования – кроссворды как средство активизации учащихся на уроках информатики.

Гипотеза: применение кроссвордов на уроке информатики способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся

Задачи  исследования

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
  2. Систематизировать материал по истории создания кроссвордов.
  3. Познакомиться с методикой составления кроссвордов.
  4. Составить кроссворды по информатике для начальной школы.

Методы: анализ психолого-педагогической и учебной литературы, обобщение, построение гипотез, изучение массового и индивидуального опыта.

Теоретическая значимость: изучение и анализ специальной литературы: по информатике, психологии, педагогике, методике преподавания информатики в свете сформулированной проблемы исследования; анализ учебных пособий по информатике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников

 

 

    1. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития школьников

 

 

Проблема интеллектуального  развития учащихся в условиях современной  школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.[5]

Эффективное решение  данной проблемы должно основываться на результатах научно-педагогической разработки проблемы соотношения обучения и развития, в рамках которой обучение рассматривается как педагогический процесс, играющий ведущую роль в психическом и духовном развитии человека (Дж.Брунер Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Л.В.Занков, Л.Клингберг, И.Я.Лернер, А.Н.Леонтьев и др.).

 «Интеллект - это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.[9]

Под интеллектуальными  способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения школьников.

Важная задача современной психологии – построить  объективные, научно обоснованные индикаторные психологические методики, с помощью  которых можно диагностировать  уровень умственного развития школьников на различных возрастных этапах.

    К настоящему времени разработаны некоторые методы диагностики интеллектуального развития школьников в процессе обучения. Эти методы связаны с оценкой и измерением таких параметров умственной деятельности, как:

    • приёмы умственной деятельности;
    • умение самостоятельно добывать знания и др.[4]

В числе первых с призывом заняться исследованием  общего умственного развития, общего интеллекта выступили С.Л.Рубинштейн и Б.Г.Ананьев. Так, Ананьев говорил  об этих категориях, как о такой  сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.

     Психологи  пытаются раскрыть структуру  общих умственных способностей. Например, Н.Д.Левитов считает, что  общие умственные способности  прежде всего включают в себя  те качества, которые обозначаются  как сообразительность (быстрота умственной ориентировки), вдумчивость, критичность.

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие “интеллектуальные  способности”, невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование интеллектуальных задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к интеллектуальным. Необходимо также помнить, что интеллектуальные способности рассматриваются как-то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития интеллектуальных способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. К сожалению, именно этим так мало занимается нынешняя школа, хотя можно планировать работу по их формированию и развитию на основе специально разработанной системы задач, заданий и упражнений (часть из которых представлена в данной книге) и ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся. Принципиальное значение в данном случае имеет и отработка приемов умственной деятельности. [19]

Развитие интеллектуальных способностей школьника не может  происходить без постановки и  решения самых разнообразных  задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в  ней выражается первое пробуждение мысли. Однако анализ учебной литературы по различным школьным предметам, наблюдения за работой учителей и учащихся зачастую показывают, что в широкой практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности. По данным некоторых исследователей, лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы, например, творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты схватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, направлены на выяснение причин и взаимосвязей явлений, то есть задачи творческого характера.[17]

Разумеется, увидеть  что-то по-новому, не так, как все, и  не так, как ты видел раньше, –  очень не простая задача. Но этому  можно научить, если направить процесс  обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.

Как правило, в традиционном обучении собственно творческие задачи являются средством диагностики уже сформированных творческих способностей учащихся. Нас же должна интересовать проблема целенаправленного, управляемого со стороны учителя развития этих способностей при помощи специальной системы познавательных задач, при решении которых у школьников должен появляться интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи, как по правильности, рациональности, так и по «красоте» – простоте, изяществу, лаконизму.[9]

Необходимо  особо отметить, что не стоит готовить творческие задания персонально  для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивать следует только успех. Учитель должен всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в каждом школьнике индивида с особыми возможностями и дарованиями. Когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы  любознательны и полны желания  учиться. Для того чтобы они могли  проявить свои дарования, нужно умное  руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Современные психологи сходятся во мнении, что большинство детей, да и, как это ни странно, взрослых успешнее решают те проблемы и задачи, которые предлагаются им в игровой форме. Тем не менее, на уроке можно часто услышать фразу: «Это вам не игрушки!» В ней – пренебрежение учителя к такому виду деятельности. Конечно, легче объяснить какой-либо материал в стандартной, научной форме, чем в доступной, игровой.[20]

Важно помнить также, что  огромное, неоценимое влияние оказывает  игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей, выполняющих в процессе игры большую умственную работу, которая была бы им не под силу в обычной ситуации. Недаром у детских психиатров существует диагноз: ребенок в детстве не доиграл.[7]

Ни для кого не секрет, что с каждым годом  все более возрастают требования к умственной деятельности людей. И поэтому в последнее время растет число обучающих и обучающихся, удлиняются сроки обучения, увеличивается объем усваиваемых знаний. До сих пор этот путь приводил к весьма значительным результатам.

 

 

    1.  Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики

 

 

Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках информатики предполагает учет и введение в обиход системы  специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе.

Современные технологии производства достигли такого уровня развития, что управлять ими может  только высокоинтеллектуальная личность, стремящаяся к самопознанию и  самореализации. Поэтому на систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особенностей каждого.

Информация о работе Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики