Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования – развития интеллектуальных способностей с помощью интерактивных кроссвордов.
Цель исследования – изучение влияния использования интерактивных кроссвордов на усвоение учебного материала в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике учащихся.
Предмет исследования – кроссворды как средство активизации учащихся на уроках информатики.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………...…..3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников
Интеллектуальные способности школьников…………………………..6
Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики….10

Глава 2. Активизация учащихся через использование интерактивных кроссвордов на уроках информатики
2.1. История создания кроссвордов……………………………………………14
2.2. Использования кроссвордов на уроках информатике как средство развития познавательных интересов школьников…………………………….20


Заключение ……………………………………...…………………………....26
Список литературы……………………………………………...…

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая Каманов.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, согласно которым развитие интеллекта должно осуществляться средствами любого из предметов, стать специальной целью образования, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу.[2]

     Доказано, что интеллектуальное развитие  – непрерывный процесс, совершающийся  в учении, труде, играх, жизненных  ситуациях, и что оно наиболее  интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.[15]

Развитию мышления, умений и навыков умственного  труда уделяется внимание в программах курса информатики А.В. Горячева, Н.В. Макаровой, М.А.Плаксина, Ю.А. Первина, А.Л. Семенова.

Известен также  учебный курс В.В. Дубининой «Уроки развития».

Освоение информатики  предполагает формирование основных приемов  умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия); позволяет проводить обучение быстрыми темпами на высоком уровне трудности; осуществлять переход от реальных объектов к их моделям (абстракция); демонстрировать и моделировать реальные процессы, развивая творческие способности, фантазию, воображение.

     Специфические черты информатики как науки и как учебного предмета определяют ее особые возможности в процессе развития личности. Многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.[4]

Возможности новых  технологий, в том числе информационных, колоссальны. Вместе с тем, как говорил  Н. Винер: «новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и для зла». Много информации, как известно, не гарантирует ее качества. Сделать правильный выбор из потока разноречивой информации, не допустить в собственное сознание «информационный вирус» способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.

Для решения  проблемы развития интеллекта на уроках информатики  поставлены следующие задачи:

1) становление  интеллектуальной компетентности  учащихся через расширение понятийного  опыта личности (знакомство с  понятиями «информация», «компьютер»,  «модель», «алгоритм» и их ролью  в формировании современной картины мира);

2) формирование  навыков интеллектуальной инициативы  и творчества как способности  самостоятельно осуществлять поиск,  обработку, хранение информации, в том числе и посредством  современных компьютерных технологий;

3) формирование  механизмов интеллектуальной саморегуляции через формирование теоретического мышления;

4) развитие алгоритмического  и логического стилей мышления  с учетом уникальности склада  ума учащихся через овладение  ими основными мыслительными  операциями, такими как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; формирование умения последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в виде последовательности простых.[4]

Перечисленные интеллектуальные умения позволяют  судить не только об уровне усвоения содержания информатики учащимися, но и об индивидуальных интеллектуальных возможностях личности.

Таким образом, главной задачей учителя информатики  сегодня является формирование у  школьников системного подхода к  оценке и выбору информации. Решение поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуальной сферы учащихся.

Интеллектуальная  сфера включает в себя:  
• логическое мышление;  
• критическое мышление;  
• креативное мышление;  
• память;  
• воображение;  
• внимание. [2]

Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоянное развитие всех перечисленных выше составляющих.  
Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.

Для развития интеллектуальной сферы учащихся осуществляются следующие  виды деятельности (при двух уроках информатики в неделю):  
• проведение разминки;  
• решение занимательных задач;  
• обсуждение «фразы недели»;  
• проведение викторины;  
• разработка веб - сайта или презентации.[4]

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует  необходимой технической квалификации. Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

 

Глава 2. Активизация учащихся через использование  интерактивных кроссвордов  на уроках информатики

 

 

 

2.1. История  создания кроссвордов

 

 

Первые кроссворды нашли при раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году. В Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Кроссворд в современном понимании этого слова появился - по историческим меркам - совсем недавно, около века назад (для сравнения скажем, что шахматам и шашкам более полутора тысяч лет). Версии его возникновения на сегодняшний день очень противоречивы. Три страны - Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская Республика - оспаривают ныне право называться родиной кроссворда. Жители туманного Альбиона считают, что первый кроссворд появился в Англии. По их мнению, первые кроссворды печатались уже в середине XIX века в лондонской газете "Таймс", а первым автором игры был Майкл Девис. Эти головоломки были очень просты и предназначались в основном для детей. Задача состояла в следующем: заполнить буквами клеточки квадратов таким образом, чтобы одно и то же слово получалось и по горизонтали, и по вертикали.[26]                    

А вот жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. А дело было так. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, что если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилась читателям, что они в своих многочисленных письмах просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов. Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна. 

    Он назвал игру «Туда-сюда по квадратам». Редактор не сразу оценил ее, но его друзьям игра так понравилась, что они весь вечер только и занимались отгадыванием слов, после чего редактор вынужден был опубликовать кроссворд: именно такое название получила игра к моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды стали печатать другие газеты и журналы. Больше всего исследователей истории кроссворда считают правильным взять за основу американскую, как-никак названы конкретный автор, дата издания, печатный орган.                                      

В России первый кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Но недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В.Набоков.  Так что же такое кроссворд? Из словаря иностранных слов легко узнать, что это «род задачи-головоломки по разгадыванию слов; представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд разгаданных слов». Из этого же словаря можно узнать, что кроссворд — слово английского происхождения, образованное из cross-word, где cross — крест + word — слово, что можно перевести как «пересекающиеся слова» или «крестословица». В некоторых словарях понятие «кроссворд» толкуется другими словами, но смысл этого толкования остается неизменным — разгадывание, узнавание «спрятанных» — и порой весьма искусно — слов в вопросах о них, зачастую в хитроумной и необычной форме, например, в виде образов, «картинок».

 

Классификация кроссвордов

 

О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них стандартно характерна фигурная черно-белая сетка. Но одинаковыми они кажутся только на первый взгляд, поскольку их содержание может быть удивительно многообразным.

  1. Классический кроссворд. Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.
  2. Сканворд. Вопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках не занятых буквами. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.
  3. Эстонский кроссворд (с перегородкам). Слова в этом кроссворде разделены не блоками, а утолщенными сторонами клеток, в которых расположены буквы. Данные кроссворды выглядят очень плотными.
  4. Кейворд. Разновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово. 
  5. Крисс-кросс Дана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
  6. Филлворд. Данный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз. Немецкий тип предполагает расположение слов по прямой линии в любом направлении, при этом одна буква может использоваться несколько раз.
  7. Тематические кроссворды. Кроссворды, посвященные определенной теме. Такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать, особенно если тема кроссворда хорошо вам известна.[26]
  8. Кроссворды полиглоты. Чтобы решить такой кроссворд, потребуются знания иностранных языков. Определения к словам задаются на одном языке, а разгаданные слова в сетку вписываются на другом. Такие кроссворды часто используют преподаватели иностранных языков.
  9. Алфавитные кроссворды. Эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова одинаковой длинны или начинаются с одной и той же буквы.
  10. Юмористические кроссворды. Одна из самых популярных разновидностей. Определения задаются в шутливой форме. Например: Половина чижик (пыжик).
  11. Кроссворд с фрагментами. Определения в кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок, фотография).
  12. Ребусный кроссворд. Ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.
  13. Рассыпной кроссворд. В кроссворде этого типа сетка уже заполнена словами и разрезана на квадратики. Вам необходимо собрать весь кроссворд из кусочков, при этом, слова должны увязываться между собой.
  14. Дуаль. В каждую клетку этого кроссворда вписаны две буквы. Нужно вычеркнуть лишние буквы, и в итоге отгадчик должен увидеть слова, переплетенные как в обычном кроссворде.
  15. Белый кроссворд. Кроссворды этого типа не имеют ни одной черной клетки. Плотность равна 100%.      
  16. Венгерский кроссворд (венворд). Форма этого кроссворда называется «Венгерский кроссворд» или сокращенно венворд. Это особая головоломка. Ее сетка – прямоугольник, разделенный вертикальными и горизонтальными линиями на клетки. В каждой стоят буквы; на первый взгляд, они вписаны беспорядочно, произвольно, но это не так. Буквы можно соединить линиями, идущими вверх, вниз, вправо, влево, и тогда получится слово. Задача – отыскать все «спрятанные» в сетке слова.
  17. Кроссворд с перегородками. В сетках этих кроссвордов вообще нет (или очень мало) черных клеток. Слова отделяются друг от друга утолщенными линиями перегородками, поэтому получаются кроссворды очень высокой плотности.  
  18. Сканворд. Самый популярный сейчас вид кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова вписываются по направлениям, указанными стрелками. В идеальной сетке не должно быть пустых клеток. Определения имеют ассоциативный характер (Гоголь - писатель, утка, моголь и т.д.). При решении сканвордов порой приходится проявлять завидную интуицию.                                          
  19. Координатный кроссворд. Этот вид кроссворда - один из самых трудных для решения. Кроссвордное поле представляет собой прямоугольник с буквенно-цифровой нумерацией снаружи. Необходимо не только разгадать слова, но и построить сетку кроссворда. Иногда в условии даются подсказки, например, заштриховываются несколько клеток или после каждого вопроса в скобках указывается цифра, означающая количество букв слове.
  20. Русский кроссворд. Фигура русского кроссворда представляет собой квадрат с четным числом клеток. Штриховка, как на шахматной доске - по диагоналям. Слова располагаются также по диагоналям, в любом направлении. Цифры в задании показывают, в каком месте расположено слово, а не его направление. Нумерация осуществляется слева направо и сверху вниз.                                                                                   
  21. Скользящий кроссворд. От обычного кроссворда отличается тем, что каждое слово в сетке имеет люфт на одну клетку. Так, для слова КРОССВОРД будет дано не 9, а 10 клеток. Задача отгадчика - решить, в какую сторону смещать слово при вписывании.
  22. Словарный кроссворд. Кроссворд, составленный из готового списка слов. Такие кроссворды имеют очень не плотную и не красивую сетку. Основное назначение таких кроссвордов образовательный процесс. На западе такие кроссворды называют freeformvocabularypuzzle.
  23. Фигурные кроссворды. Кроссворды с нестандартными сетками. Сетка может быть выполнена в виде любого рисунка (самолет, елка, рыба и т.д.), или иметь необычную форму (круг, соты). В диагональных или круговых кроссвордах слова вписываются по радиусам или дугам. Сотовый кроссворд напоминает пчелиные соты различной конфигурации с количеством букв в слове от 3 до 9. Сетка сотового кроссворда заполняется словами вокруг цифры, стоящей в центре каждой соты. Начало слова и его направление помечается меткой.
  24. Объемные кроссворды. Название трехмерный кроссворд говорит само за себя, это кроссворд не на плоскости а в пространстве, слова пересекаются сразу в трех измерениях. Если сетку кроссворда натянуть на куб, то получится кроссворд с соответствующим названием. Для таких кроссвордов важно, чтобы имелись пересечения со всеми видимыми гранями. Колодец, это тоже кроссворд на кубе, только не снаружи, а внутри куба.[24]

 

 

2.2.  Использование интерактивных кроссвордов  на уроках информатике как средство  развития познавательных интересов школьников.

 

 

 

Как отмечает Е.В.Коротаева  интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

1)  учебно-познавательную (предельно конкретную);

2) коммуникационно-развивающую  (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);

3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются  уже за пределами учебного  времени и пространства). [11]

Подробнее рассмотрим результаты и эффекты интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний.

2. Интерактивное  обучение повышает мотивацию  и вовлеченность участников в  решение обсуждаемых проблем,  что дает эмоциональный толчок  к последующей поисковой активности  участников, побуждает их к конкретным  действиям. 

3. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.

4. Интерактивное обучение  делает контроль ЗУНов более гибким и гуманным.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в учебном процессе.

Среди большого разнообразия способов проверки знаний обучаемых можно выделить, довольно редкий для информатики, способ - решение интерактивных кроссвордов. Их можно применять не только для активизации обучаемых. Использование решения кроссвордов на компьютере по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. В тестах подсказка дается в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), а в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти.[10]

Основное достоинство  применения интерактивных кроссвордов  как способа проверки - занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут самооценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика. Решение кроссвордов — это лишь один из немногих способов проверки и он не должен превалировать над другими способами. Для успешного достижения целей проверки следует разумно сочетать различные способы. Использование интерактивных кроссвордов на уроке активизирует деятельность учащихся, позволяет эффективно проверить уровень усвоения изучаемой темы.[9]

Информация о работе Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики