Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:42, курсовая работа
Проблема исследования – развития интеллектуальных способностей с помощью интерактивных кроссвордов.
Цель исследования – изучение влияния использования интерактивных кроссвордов на усвоение учебного материала в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике учащихся.
Предмет исследования – кроссворды как средство активизации учащихся на уроках информатики.
Введение……………………………………………….……………………...…..3
Глава 1.Психолого-педагогические основы развития интеллектуальных способностей школьников
Интеллектуальные способности школьников…………………………..6
Развитие интеллектуальных способностей на уроках информатики….10
Глава 2. Активизация учащихся через использование интерактивных кроссвордов на уроках информатики
2.1. История создания кроссвордов……………………………………………14
2.2. Использования кроссвордов на уроках информатике как средство развития познавательных интересов школьников…………………………….20
Заключение ……………………………………...…………………………....26
Список литературы……………………………………………...…
Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, согласно которым развитие интеллекта должно осуществляться средствами любого из предметов, стать специальной целью образования, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу.[2]
Доказано,
что интеллектуальное развитие
– непрерывный процесс,
Развитию мышления, умений и навыков умственного труда уделяется внимание в программах курса информатики А.В. Горячева, Н.В. Макаровой, М.А.Плаксина, Ю.А. Первина, А.Л. Семенова.
Известен также учебный курс В.В. Дубининой «Уроки развития».
Освоение информатики предполагает формирование основных приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия); позволяет проводить обучение быстрыми темпами на высоком уровне трудности; осуществлять переход от реальных объектов к их моделям (абстракция); демонстрировать и моделировать реальные процессы, развивая творческие способности, фантазию, воображение.
Специфические черты информатики как науки и как учебного предмета определяют ее особые возможности в процессе развития личности. Многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер.[4]
Возможности новых технологий, в том числе информационных, колоссальны. Вместе с тем, как говорил Н. Винер: «новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и для зла». Много информации, как известно, не гарантирует ее качества. Сделать правильный выбор из потока разноречивой информации, не допустить в собственное сознание «информационный вирус» способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.
Для решения проблемы развития интеллекта на уроках информатики поставлены следующие задачи:
1) становление
интеллектуальной
2) формирование
навыков интеллектуальной
3) формирование механизмов интеллектуальной саморегуляции через формирование теоретического мышления;
4) развитие алгоритмического и логического стилей мышления с учетом уникальности склада ума учащихся через овладение ими основными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; формирование умения последовательно, четко и непротиворечиво излагать свои мысли, представлять сложное действие в виде последовательности простых.[4]
Перечисленные интеллектуальные умения позволяют судить не только об уровне усвоения содержания информатики учащимися, но и об индивидуальных интеллектуальных возможностях личности.
Таким образом,
главной задачей учителя
Интеллектуальная
сфера включает в себя:
• логическое мышление;
• критическое мышление;
• креативное мышление;
• память;
• воображение;
• внимание. [2]
Для формирования
самостоятельной, творческой личности
необходимо постоянное развитие всех
перечисленных выше составляющих.
Очевидно, что удержать внимание и работоспособность
ребенка на достаточно высоком уровне
в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно.
Урок будет эффективен для ученика, если
ему интересно.
Для развития интеллектуальной
сферы учащихся осуществляются следующие
виды деятельности (при двух уроках
информатики в неделю):
• проведение разминки;
• решение занимательных задач;
• обсуждение «фразы недели»;
• проведение викторины;
• разработка веб - сайта или презентации.[4]
Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.
Глава 2. Активизация учащихся через использование интерактивных кроссвордов на уроках информатики
2.1. История создания кроссвордов
Первые кроссворды нашли при
раскопках древнеримского поселения Коринум
в 1868 году. В Англии была найдена плита
с изображенным на ней рисунком, очень
похожим на кроссворд. Находка датировалась
III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено
и на колонне в знаменитых Помпеях при
раскопках 1936 года. Это творение относилось
к 79 году нашей эры и поражало тем, что
кроссворд мог читаться одинаково слева
направо, справа налево, сверху вниз и
снизу вверх. Кроссворд в современном
понимании этого слова появился - по историческим
меркам - совсем недавно, около века назад
(для сравнения скажем, что шахматам и
шашкам более полутора тысяч лет). Версии
его возникновения на сегодняшний день
очень противоречивы. Три страны - Великобритания,
Соединенные Штаты Америки и Южно-Африканская
Республика - оспаривают ныне право называться
родиной кроссворда. Жители туманного
Альбиона считают, что первый кроссворд
появился в Англии. По их мнению, первые
кроссворды печатались уже в середине
XIX века в лондонской газете "Таймс",
а первым автором игры был Майкл Девис.
Эти головоломки были очень просты и предназначались
в основном для детей. Задача состояла
в следующем: заполнить буквами клеточки
квадратов таким образом, чтобы одно и
то же слово получалось и по горизонтали,
и по вертикали.[26]
А вот жители США утверждают, что первый в мире кроссворд был опубликован 21 декабря 1913 года в воскресном приложении «Fun» к газете «Нью-Йорк Уорлд» и придумал его журналист Артур Уинн, эмигрировавший в Америку из Англии. А дело было так. Издатель поручил Уинну составить к рождественским праздникам приложение к газете, которое вызвало бы интерес не просто отдельного читателя, но сразу целой семьи. И тут журналист вспомнил, как его дед задавал ему в детстве головоломки. Это были так называемые «магические квадраты», в которых горизонтали и вертикали заполнялись одинаковыми словами. Уинн усовершенствовал эту игру. Он решил, что если слово в задаче будет встречаться только один раз, это сделает ее интереснее. И Уинн, что называется, попал в точку. Его изобретение так понравилась читателям, что они в своих многочисленных письмах просили газету продолжить печатать подобные задачи. Артур Уинн первым также применил в кроссворде затемненные клетки для разделения слов. Есть и совсем романтическая история появления первого в мире кроссворда. В начале XX века житель ЮАР Виктор Орвилл, виновный в автомобильной катастрофе, был приговорен к трем годам тюремного заключения. В камере, где он сидел, пол был вымощен каменными плитами, которые представляли собой своеобразную сетку. От скуки он стал заполнять клетки буквами пересекающихся слов. Затем это было перенесено на бумагу, а к словам подобраны определения. Товарищи по несчастью одобрили новинку Виктора. Тогда Орвилл решил отправить свое изобретение по почте в редакцию крупной газеты Кейптауна.
Он назвал игру «Туда-сюда по
квадратам». Редактор не сразу оценил
ее, но его друзьям игра так понравилась,
что они весь вечер только и занимались
отгадыванием слов, после чего редактор
вынужден был опубликовать кроссворд:
именно такое название получила игра к
моменту выхода ее автора на свободу. Кроссворды
стали печатать другие газеты и журналы.
Больше всего исследователей истории
кроссворда считают правильным взять
за основу американскую, как-никак названы
конкретный автор, дата издания, печатный
орган.
В России первый кроссворд, как считалось до последнего времени, был напечатан в журнале «Огонек» (№ 18) от 12 мая 1929 года. Но недавно стали известны новые сведения о происхождении первого русского кроссворда. Журнал «Мир приключений» еще летом 1925 года ввел новый раздел «Переплетенные слова». Точно известно, что термин «крестословица» ввел русско-американский писатель В.В.Набоков. Так что же такое кроссворд? Из словаря иностранных слов легко узнать, что это «род задачи-головоломки по разгадыванию слов; представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которые нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получился ряд разгаданных слов». Из этого же словаря можно узнать, что кроссворд — слово английского происхождения, образованное из cross-word, где cross — крест + word — слово, что можно перевести как «пересекающиеся слова» или «крестословица». В некоторых словарях понятие «кроссворд» толкуется другими словами, но смысл этого толкования остается неизменным — разгадывание, узнавание «спрятанных» — и порой весьма искусно — слов в вопросах о них, зачастую в хитроумной и необычной форме, например, в виде образов, «картинок».
Классификация кроссвордов
О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех них стандартно характерна фигурная черно-белая сетка. Но одинаковыми они кажутся только на первый взгляд, поскольку их содержание может быть удивительно многообразным.
2.2.
Использование интерактивных
Как отмечает Е.В.Коротаева интерактивное обучение одновременно решает три задачи:
1) учебно-познавательную (предельно конкретную);
2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
3) социально-ориентационную
(результаты которой
Подробнее рассмотрим результаты и эффекты интерактивного обучения.
1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний.
2. Интерактивное
обучение повышает мотивацию
и вовлеченность участников в
решение обсуждаемых проблем,
что дает эмоциональный толчок
к последующей поисковой
3. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний.
4. Интерактивное обучение делает контроль ЗУНов более гибким и гуманным.
Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность учащихся в учебном процессе.
Среди большого разнообразия способов проверки знаний обучаемых можно выделить, довольно редкий для информатики, способ - решение интерактивных кроссвордов. Их можно применять не только для активизации обучаемых. Использование решения кроссвордов на компьютере по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. В тестах подсказка дается в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), а в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти.[10]
Основное достоинство применения интерактивных кроссвордов как способа проверки - занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут самооценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика. Решение кроссвордов — это лишь один из немногих способов проверки и он не должен превалировать над другими способами. Для успешного достижения целей проверки следует разумно сочетать различные способы. Использование интерактивных кроссвордов на уроке активизирует деятельность учащихся, позволяет эффективно проверить уровень усвоения изучаемой темы.[9]
Информация о работе Использование интерактивных кроссвордов в школьном курсе информатики