Интернет как средство социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:38, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении нормативно-ценностных и социальных структур, которые возникают в результате функционирования и развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории Интернета.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие Интернету как средству массовой коммуникации;

2. дать анализ аудитории Интернета как в мире в целом, так и в России;

3. рассмотреть коммуникативную функцию Интернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующую функцию Интернета, развлекательную функцию Интернета.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………2

Основная часть.

Глава 1. Понятие Интернета:

1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4

1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9

Глава 2. Функции Интернета:

2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12

2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13

2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16

2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19

2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21

Заключение………………………………..………………….…….…...........24

Список используемой литературы…………………………………..………25

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 38.56 Кб (Скачать)

Будучи частью СМИ, соответствующие ресурсы в Интернете  обладают и присущими им универсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет, обладая  мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информацию более богатой по изобразительно-выразительным качествам, более полной и объемной. Новое в выполнение информационной функции вносят такие особенности Интернет, как их растущее количество и асинхронность восприятия информации пользователями. Здесь могут возникнуть проблемы с формированием «повестки дня», а в конечном итоге - и с формированием

необходимой обществу единой информационной и ценностно-нормативной  базы.

2.4. Ценностно-регулирующая  функция

Содержание этой функции  во многом совпадает с той, что  Г. Лассуэллом было названо функцией корреляции отношения к действительности, присущей всем социальным коммуникациям. Семья и школа осуществляют первичную социализацию, то есть приобщение личности к знаниям, нормам, ценностям, опыту, традициям, накопленным обществом и окружающей социальной микросредой. Далее в современном обществе эта функция в значительной мере переходит к СМИ. Они служат выработке и сохранению общей ценностно- нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.

Интернет приносит технологически принципиально новую  степень свободы в обмене информацией, возможности высказать свою точку  зрения на множестве площадок.

Интернет обостряет  проблему социальной идентичности - отнесения  себя к определенным социальным общностям. Есть точка зрения, что если традиционные коммуникации (письмо, книга, телефон) сломали пространственно-временные  барьеры, то новейшие средства идут дальше: ломают границы идентичности, здесь  создается широкий спектр виртуальных  сообществ, быстро сменяющих друг друга.

В этой связи важность выполнения ценностно-регулирующей функции, т.е. установления общей ценностно-нормативной  базы возрастает.

Как известно, ценностно-регулирующая функция проявляется разнообразно: не только в самом содержании, но и через отбор сообщений, их комментирование, расположение в определенной последовательности, на определенных страницах.

Из исследований аудитории  традиционных СМИ давно известно, что одна ее часть стремится, используя  различные, в том числе альтернативные, источники информации, составить  собственную точку зрения. Другой же удобнее руководствоваться одной  и только одной предлагаемой позицией.

Выполнение ценностно-регулирующей функции в демократических СМИ  происходит на основе выполнения функции  информирования и фокусирования  внимания аудитории на определенных событиях и проблемах, то есть формировании повестки дня. Однако, в Интернете происходит дальнейшее дробление аудитории. Особенно остро проблема

организации общей  аудитории стоит для коммуникаций общенациональных Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - 2004..

2.5. Развлекательная  функция Интернета

Интернет - среда, где  стираются не только пространственные рубежи, но и границы между сферами  жизнедеятельности людей: работой  и бытом, хобби и реализацией  гражданского статуса, обучением и  развлечением. Средства для информационного  обеспечения этих сфер и участия  в них находятся в единой медийной среде, дистанция между разными сферами практически не ощущается.

Нельзя утверждать, что указанные возможности Интернета  уникальны. Они проявились еще в  традиционных СМИ, особенно на телевидении. В советское время официальные  идеологи в штыки встречали попытки  социологов включать в спектр функций  СМИ развлекательную. Дискуссии на этот счет закончились победой такой функции не только в теории, но и на практике: современные радио и телевидение, да и большая часть печатной периодики, оказываются средствами развлечения, часто и в ущерб другим функциям.

Если в области  «серьезного» контента новая медиасреда может даже стимулировать интерес к чтению, то в сфере развлечения отношения между традиционными СМИ, особенно телевидением, и Интернетом - конкурентные.

Интернет вообще во многом оказывается стихией игры, его интерактивные возможности  и разнообразие игровых средств  и форм с традиционными СМИ  несравнимы. Интеллектуальный уровень  развлечений может быть самым  разным - от непритязательных забав  для подростков до насыщенных особым этикетом и содержанием «крепостей»  для взрослых.

Вначале пользование  Интернетом не связывалось с отдыхом. Внешне очевидный образ зрелища, привычный для ТВ, у Интернета  проявился отнюдь не сразу. Зато, обнаружив  возможность быть не только созерцателями, но и непосредственными участниками  игры (а это особый и немаловажный вид активности), люди быстро поставили  новое средство на службу развлечению.

Наиболее очевидная  тенденция в освоении Интернета  человечеством состоит в том, что наряду с инструментом познания, средством обучения и информирования он превращается в способ развлечения  для массы людей. Однако взаимоотношения  со «старыми» СМИ неоднозначны. По мнению М. Кастельса, гипотеза насчет того, что использование Интернета создает конкуренцию именно в сфере развлечения, не подтвердилась. Есть пределы времени, затрачиваемого на данный вид активности. Однако массовизация состава пользователей Сети, то есть увеличение их числа и расширение социально-демографического состава, уменьшение разницы в доступности пользования Сетью для разных групп, приведет все-таки к тому, что в пределах времени, затрачиваемого на развлечения, лидирующим окажется именно Интернет. В 2002 г. в США доли пользователей, обращавшихся в Сеть для чтения ежедневных газет и для участия в онлайновых играх были, близки. Но ведь назначение Интернета, считает М. Кастельс, не изоляция людей в воображаемом мире, в сфере ролевых игр с их фальсификацией личности. «Он используется для распространения политических посланий, для организации коммуникации по электронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поиска информации. Это средство коммуникации, а не развлечения» Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003. - С. 333..

Разнообразные опции  и выразительные возможности  Интернета стоит использовать для  того, чтобы процесс общения и  получения информации становился не лишенным приятности занятием, а развлекательные  моменты способствовали выполнению других функций. Интересен с этой точки зрения опыт так называемых «звездных чатов», где состав приглашенных звезд, этикет общения с ними, содержание задаваемых им пользователями вопросов могут служить и познавательным эффектам, и поддержанию стимулов к овладению заинтересовавшей профессией, и к тренировке навыков социального  общения.

Будущее покажет, станет ли развлечение одной из основных социальных функций Сети. Пока же ее развитие переживает такой этап, когда  в силу массовизации аудитории отношения ее с Интернетом теряют былую «серьезность».

Заключение

Итак, мы дали понятие  Интернету как средству массовой коммуникации, сделали анализ аудитории  Интернета как в мире в целом, так и в России, рассмотрели  коммуникативную функцию Интернета, информационную функцию Интернета, ценностно-регулирующую функцию Интернета, развлекательную функцию Интернета.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Интернет - это более  эффективное и удобное средство массовой коммуникации.

Интернет - это «клуб» для всестороннего безграничного  открытого общения.

Интернет - это средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики).

Интернет меняет весь образ жизни людей, стиль мышления человека, трансформирует личность, расширяет  ее границы. Повышается социальная мобильность, создаются новые модели поведения, технологии воздействия на массовое сознание становятся более эффективными. Развитие новых информационно-коммуникативных  технологий способствуют интернационализации  рынков труда и усилению их взаимозависимости, индивидуализации и плюрализации стилей жизни.

Можно сказать, что  исследования Интернета как нового средства массовой коммуникации сегодня  еще только начинаются, нередко они  лишь успевают фиксировать некоторую  феноменологию в ущерб ее разностороннему  изучению и анализу, но их актуальность и практическое значение не вызывают сомнения. Реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современной России, актуализируя необходимость дальнейшего  научного поиска в данном направлении.

Список  используемой литературы:

1. Дайсон Э. Жизнь  в эпоху Интернета. Release 2.01. М., 1998.

2. Гуманитарные исследования  в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М., 2000.

3. Кастельс М. Галактика Интернет. М., 2003.

4. Лукина М.М., Фомичева  И.Д. СМИ в пространстве Интернета.  Серия «Интернет-журналистика».  Вып.1. - М., 2005.

5. Мень Е. Еще раз об умной толпе // Критическая масса. - 2003.

6. Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа // Журнал коммуникации. - 1996 - № 1.

7. Филатова О.Г.  Интернет как масс-медиа // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - М., 2004. 

Информация о работе Интернет как средство социальной коммуникации