Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 10:05, статья
Возникновение информационного менеджмента и его задачи.
обоснования для высшего менеджмента компании.
2. Развитие и обслуживание ИС.
Существует очевидная
рамках ИМ следует принимать решения:
о соотношении
готовых ИС и собственных разработок;
в этом случае собственные разработки
должны быть конкурентно способными
и представлять интерес как изделия о
соотношении обслуживания у поставщика
и собственными силами; обслуживание готовых
покупных средств информатизации лучше
осуществлять силами поставщика (разработчика).
3. Планирование в среде ИС. Различают стратегический ИМ, оперативный ИМ. Между уровнями менеджмента существуют отношения подчиненности. Цели, определяемые на стратегическом уровне менеджмента, реализуются на оперативном. Планирование на стратегическом уровне ИМ является долгосрочным – от 3 до 5 лет. Стратегический ИМ определяет цели по всем вопросам ИС, и пути их достижения. Задачи оперативного ИМ решаются исходя из глобальных задач
стратегического
планирования и текущих задач
ИС компании.
4. Формирование организационной структуры ИС. Организационная структура ИС должна однозначно соответствовать основной деятельности предприятия и во многих случаях структуре самого предприятия. Общепринятой основой для решения задач проектирования и организации области ИС является структурный подход. Изменение в структуре функционирования компании может приводить к существенным изменениям в структуре организации области ОИ.
5. Использование и эксплуатация
ИС. Использование ИС должно быть
максимально эффективным с
смещение интересов
пользователей от вычислительных функций
отдельных компьютеров в
повышение требований к защищенности информации и ИС в целом
снижение интенсивности
необходимого текущего обслуживания ИС.
6. Формирование инновационной
передовую роль в своей отрасли, необходимы постоянные инновации в области ИС. Задачей ИМ такой компании является выявление перспективных направлений в развитии ОИ и преобразования их в инновационные проекты. Реализация инновационных проектов происходит на оперативном уровне
в соответствии
со стратегическими планами
7. Управление персоналом в сфере
ИС. Чрезвычайно важное направление ИМ.
Объектом управления для информационного
менеджера является не только персонал
ИС, а весь персонал компании. Основная
задача – сделать рядового сотрудника-пользователя
союзником в процессе эксплуатации и развития
ИС.
8. Управление финансами в области ИС. Финансовые средства, затрачиваемые на создание ИС, как правило весьма значительны. При этом финансовые затраты должны быть эффективны: окупаться в запланированные сроки, приносить доход. Бизнес просто не может себе позволить иного. Планируя создание и развитие ИС любая компания начинает с оценки необходимых затрат на создание и владение ИС. Задачей ИМ является рассмотреть вопросы финансов информационных систем в двух направлениях:
инвестиции в информационные технологии, создание и развитие информационных систем;
оценка совокупной
стоимости информационных систем.
Пути эволюции процесса «информационный поток» в «информационный менеджмент»
Рассмотрим пути эволюции процесса «информационный поток» в «информационный менеджмент» и для этого воспользуемся схемой жизненного цикла организационного развития (рис.1.) предложенной Емельяновым Е.Н. и Поварницыной С.Е. (Организационное развитие, 1996, № 2).
Рис. 1. Жизненные циклы организации
1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост, 3 — стабилизация, 4 — кризис
Первый цикл развития – «тусовка».
На этапе «тусовка» – организация может позволить себе индивидуальную работу работника или подразделения по сбору, обработке и передаче информации. Основные усилия менеджмента сосредоточены в этом случае на оттачивании профессионализма в коммуникациях партнеров. Основные задачи, которые решает менеджмент в еще не выделенном бизнес-процессе формулируются так:
Для реализации этих задач лежащих в области коммуникаций привлекают специалистов из областей: рекламы и PR и/или по работе с персоналом, так как их профессиональные навыки позволяют решать данные вопросы.
На этом этапе очень важным является этап «получение-передача информации», при этом владельцы информации превращаются в ключевых работников, а информация сосредотачивается в подразделениях по виду их деятельности, т.е. если необходимы данные о текучести кадров, их можно получить только в HR подразделении. Руководство, испытывая информационный голод, тратит много усилий на обучение сотрудников способам передачи информации друг другу, при этом зачастую получившие навыки передачи информации работники - начинают использовать ее с «максимальной выгодой для себя». Руководство, осознав всю сложность положения, когда оно по сути своей является заложником сотрудника, который может (хочет) или не может (не хочет) предоставить информацию пытается контролировать этот процесс. Но контроль - за передачей, а также наличием и отсутствием информации бывает очень затруднен и сложившаяся ситуация вынуждает руководство переходить в следующую стадию развития механизация хранения и обработки информационных данных.
Второй цикл развития – «механизация»
На этапе «механизация» целью
управления является систематизация
информационных данных. Задачу по сохранению,
пополнению и оперативному предоставлению
информации на этом этапе призваны обеспечить
IT-службы. Для этого IT - специалисты внедряют
системы: для управления отношениями:
с покупателями (CRM) и поставщиками (S RM
), с персоналом (HRM), для упорядочивания
информационных потоков внедряют электронный
документооборот и т.д. При этом хранилищем
информации является не отдельно взятое
подразделение, а бизнес-софт - являющийся
рабочим инструментом контроля над ресурсами
в т.ч. и информационными. При этом от настройки
«прав доступа работника» специалистом
IT-подразделения зависит информированность
потребителя информации. Складывается
парадоксальная ситуация – бизнес-процесс
«информационный поток» уже выделяется,
но у него все еще нет владельца, т.к. ранее
исполнявшие отдельные задачи специалисты
не обладают всем комплексом знаний и
навыков для управления им, а IT-службы
не хотят заниматься вопросами, выходящими
за рамки своей компетенции. При этом любое
изменение в каналах связи (например, в
предоставление прав доступа к информации),
очень часто грешит неоперативностью
(со стороны IT специалистов) и слабым контролем
(со стороны менеджмента). Решив вопрос
контроля над информацией и коммуникациями
на уровне ключевой работник, организация
становится заложником другой службы
– IT. Кроме того возникает вопрос о профессиональном
управлении коммуникациями, как в организации,
так и вне нее.
Третий цикл развития – внутренне предпринимательство или целевое управление (МВО).
При достижении третий стадии развития цель формулируется так - совершенствование процесса передачи информации, при этом речь идет об управлении коммуникациями в каждом отдельно выделенном бизнес-процессе. Организация испытывает потребность не только в собирании, хранении и скорости передачи (обработки) информации, ей необходимо знать, кто отвечает за качество передачи той или иной информации. Задачу качество в рамках выделенного бизнес-процесса призваны решать профессионалы (они получили профильное образование в данной области). Так в организации появляются специалисты по внутрикорпоративным, маркетинговым и PR коммуникациям, а также специалисты по работе с акционерами и IR(1).
Для них информация – это сведения, которые снижают неопределенность знаний потребителя о тех или иных объектах или процессах (например, бизнесе), и как следствие все их усилия заключаются в реализации информационных аспектов: создании и ведении фондов фирменной информации, подготовке аналитических материалов, создании рекламной продукции в своем направлении. При этом очень часто их действия не скоординированы. Так, например, специалист по внутрикорпоративным коммуникациям может просто быть не в курсе мероприятий, которые проводит специалист по маркетинговым коммуникациям, а специалист по PR не знает о программах проводимых IR-специалистом. Возникают эти проблемы зачастую от того, что каждый из вышеназванных специалистов реализует свой функционал в рамках подразделения, в котором он работает, а общекорпоративная политика «в области информации и коммуникаций» отсутствует или известна только первому лицу. Контроль за работой специалиста в области информации и коммуникаций осуществляет начальник, управляющий конкретным бизнес-процессом и целью которого является достижение ключевых показателей деятельности в своем направлении. Так как деятельность любой организации направлена на оптимизацию использования ресурсов и поэтому перед руководством фирмы встает вопрос об информационном менеджменте.
Четвертый цикл развития – менеджмент качества
Качественное использование ресурсов на этом этапе достигается за счет системного управления информацией и коммуникациями в организации, т.е. встает вопрос об информационном менеджменте. Информационный менеджмент - это процесс управления, не только людьми обладающими информацией, но и действиями позволяющими выделить цепочки бизнес-процессов, под которые подстраиваются организационные структуры и I Т-поддержка. При этом информационный менеджмент – это один из немногих процессов в организации, который существует в рамках жестко заданных ограничений, таких как:
Эта цель достигается в процессе управления информацией (Information Management Proccess), которая начинается (на входе) с выявления или поступления информационной потребности внутреннего заказчика системы, а на выходе формируется перечень средств и данных, необходимых для достижения поставленных целей. Задача в этом случае заключается в выявлении данного процесса, его регламентации, реинжениринге (кардинальной перестройке процесса), а также создании и поддержке основных информационных сервисов. Отвечают за управление данным процессом специалисты (менеджеры) по управлению информационными потоками, а реализуется все это за счет внедрения системы информационного менеджмента (SIM), при этом она является составной частью общей системы менеджмента.
Рис. 2. Роль SIM в принятии решения в организации
Система информационного менеджмента (SIM) позволяет установить контроль за прохождением информации за счет: формализации доступа к информации, наличия стандартов к форме и качеству передаваемой информации, а также заранее определенному каналу для ее передачи.
Рис. 3. Составляющие
SIM в организации
Опыт внедрения
Это хорошо видно на примере опыта внедрения SIM на базе российской компании, имеющей сеть разветвленных подразделений. Цель, которую поставило руководство фирмы при внедрении SIM, оно сформулировало так: Повысить скорость и качество прохождения информации от генерального директора до рядового работника. Для решения этой задачи специалисты, которые осуществляли внедрение использовали имеющиеся описания бизнес-процессов и провели исследования о состоянии информационного поля в компании. В результате были получены данные о: