Информационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 10:05, статья

Описание работы

Возникновение информационного менеджмента и его задачи.

Работа содержит 1 файл

Информационный менеджмент.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

      Введение. 

      Бурное     развитие компьютерной       техники,  создание     дружественного    для   не квалифицированного пользователя программного обеспечения привело  к широкому применению информационных технологий во всех областях человеческой деятельности, послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации. 

      За  короткий срок информационные системы  прошли развитие от вычислительных систем, применяемых в научных исследованиях  и АСУ крупных предприятий  до комплексных автоматизированных информационных систем, позволяющих реализовать весь спектр не только обработки, накопления информации, но и управления компаниями, организациями на всех уровнях. 

      Создание  персональных компьютеров, адаптированного  графического интерфейса расширило рынок информационных продуктов и услуг до уровня «домашнего потребления». Информационные системы из технологической составляющей бизнеса, управления превратились в фактор производства, фактор конкурентной борьбы. Однако вместе с очевидными преимуществами применения информационных систем возникла проблема управления информационными системами. 

             Практика создания и эксплуатации  информационных систем выявила  проблемы и противоречия,    которые     могли   быть    разрешены     только    введением    всестороннего специализированного информационного менеджмента. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество

      разработки  оказывалось неудовлетворительным: противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем находящихся в эксплуатации и т.д. 

             Сегодня деятельность любой компании  и организации сильно зависит  от подразделения, обеспечивающего  информационную среду компании, и зависимость эта со временем усиливается. В результате обслуживание информационных систем перестает быть только технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы компании. 

             Уровень развития информационной системы организации, значимость информационных технологий для деятельности организации делает ИТ-подразделения компаний неотъемлемой частью бизнеса. Сложность задач в управлении информационными системами и персоналом приводит к необходимости разработки стратегий в области информационных технологий ведения специализированного менеджмента – информационного менеджмента. 

«Информационный менеджмент – это процесс предоставления нужной информации в нужном виде в  нужное время, информации, которая выделяется из данных, генерируемых сегодня многочисленными транзакционными системами – бухгалтерскими, учетными, складскими и др.» 

На самом деле, за словосочетанием  «информационный  менеджмент» не стоит четко очередной  предметной области. Термином обозначают широкий спектр деятельностей от технического обслуживания информационных систем до стратегического планирования. 

Возникновение информационного  менеджмента. 

В истории развития цивилизации произошло несколько  информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим

обществом нового качества. 

       Первая революция связана с  изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. 

       Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением  книгопечатания, которое радикально  изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

       Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением  электричества, благодаря которому  появились телеграф, телефон, позволяющие  оперативно передавать и накапливать  информацию в любом объеме. 

       Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых. 

       Для создания более целостного  представления о периоде четвертой информационной революции целесообразно познакомиться с историческими этапами смены поколений электронно- вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации. 

1-е поколение  (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение  (с конца 50-х гг.). Элементная  база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение  (начало 60-х гг.). Элементная база  – интегральные схемы, многослойный  печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение  (с середины 70-х гг.). Элементная  база – микропроцессоры, большие  интегральные схемы. Улучшились  технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение  (с середины 80-х гг.). Началась разработка  интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

       Последняя информационная революция  выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники  и средств связи. 

       Бурное развитие компьютерной  техники и информационных технологий  послужило толчком к развитию  общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

       Понятие «информационный менеджмент»  (далее ИМ) появилось относительно  недавно – в конце 70-х годов  прошлого столетия. Возникновение  ИМ как понятия, а затем как  самостоятельной отрасли знания связано, как с необходимостью принимать эффективные решения в сфере информатизации (внутренние задачи ИМ), так и требованиями к управлению информацией в основной деятельности предприятия (внутренние задачи ИМ).

       Практика создания и эксплуатации информационных систем выявила проблемы и противоречия, которые могли быть разрешены только введением всестроннего специализированного информационного менеджмента. Расходы на проектирование и внедрение информационных систем

обычно существенно превышали запланированные суммы. Качество разработки оказывалось неудовлетворительным: противоречия между техническим и программным обеспечением при эксплуатации, рост расходов на обслуживании систем находящихся в эксплуатации и т.д. 

       Едва ли можно четко обозначить проблему и место возникновения ИМ. ИМ как отрасль знания возник из практики создания и эксплуатации информационных систем.

       Исторической точкой возникновения  ИМ как понятия можно было  бы назвать 1957 г. В этом году  в США число работников отрасли обработки информации сравнялось по численности с числом работников занятых в материальном производстве. Далее в США работники области обработки

информации стали  доминировать по численности. Последние  десятилетия они составляют более 50% работоспособного населения, тогда как производственные рабочие составляют менее 20%, а сельского хозяйственные – мене 5%.

      

       Информационные системы за короткий  срок стали необходимым средством  успешного менеджмента. Информационный  менеджмент выделился в отдельную отрасль менеджмента, использовать средства информационного менеджмента для получения конкурентного преимущества

является целью  многих предприятий. 

       Информационный менеджмент (далее  ИМ) является новой, развивающейся  отраслью знания. ИМ возник на стыке дисциплин отрасли информационных технологий (далее ИТ или IT) и практического менеджмента в результате решения задач управления информационными

системами (далее  ИС) компаний и организаций.

 

Задачи  информационного  менеджмента 

Существуют два основных направления ИМ:

Первое направление  ИМ рассматривает вопросы применения информационных технологий в целях  решения общих задач менеджмента  компаний, государственных организаций;

Второе направление  ИМ рассматривает вопросы и задачи управления и развития ИС.

       Первое направление рассматривает  вопросы и задачи ИМ как  частные вопросы автоматизации  работы менеджмента компаний. Для  этого направления на первом  месте стоит менеджмент, а ИС  играют роль технического обслуживания, вспомогательной функции. Здесь рассматриваются вопросы применения информационных технологий для решения отдельных локальных задач менеджмента - финансового менеджмента, менеджмента персонала, производственного менеджмента, инвестиционного менеджмента и др. Как правило, в рамках курсов

и тренингов, изучающих  данное направление менеджмента, рассматриваются  отдельные решения в области  применения информационных технологий для нужд менеджмента:

классификация ИС для бизнеса по функциональному  признаку;

анализ готовых  решений в области ИС, критерии выбора готовых ИС;

проблемы внедрений  готовых систем;

вопрос подготовки персонала компании к внедрению  ИТ и т.д.

       Перечень вопросов можно продолжить. Однако все эти вопросы имеют  одно общее качество – они  рассматривают применение ИС к задачам менеджмента. Конкретно, данное направление ИМ рассматривает управляющих информационных системы и все вопросы, связанные с их созданием. Внедрение и эксплуатацией.

       Второй направление ИМ является  более глобальным и в большей  степени отражает позицию специалистов области ИС. Здесь рассматриваются вопросы информационного обеспечения различных отраслей деятельности человека. Под информационным обеспечением здесь понимается

вся совокупность данных и подсистем обработки  информации внутри объекта. При этом рассматриваются как внешние по отношению к объекту информационные подсистемы, так и внутренние, как автоматизированные подсистемы ОИ, так и не автоматизированные.

       Такой взгляд, разумеется, не исключает  рассмотрения конкретных «промышленных» ИС различных областей и особенности их использования. Но это уже частный вопрос управления ИС.

       Очевидно, что оба направления  ИМ имеют много общего. И для  первого и для второго направления  актуальны вопросы создания развития, внедрения ИС, управление и подготовки персонала. И для первого и для второго направления характерны частные задачи применения ИТ.

Однако, второе направление ИМ является более системным  и позволяет объединить весь комплекс задач применении ИТ для решения  задач управления предприятиями и организациями.

Перечень задач  ИМ составляет основное содержание ИМ, в рамках рассмотрения второго направления  ИМ. В данном разделе приводится только перечисление задач ИМ и их краткая характеристика.  

       1. Формирование технологической  среды ИС. Имеются в виду не проектные решения по созданию ИС, а решения менеджера. Как заказчика, по созданию технического задания для специалистов области ИТ. Как исполнителя, решения по созданию технико-экономического

Информация о работе Информационный менеджмент