Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении, на примере Муниципального Департамента образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………......3
Глава 1. Информационные технологии.....………………………………………....5
1.1. Сущность информационных технологий в образовательном процессе………………………………………………………...……...…..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды………………..….9
Глава 2. Информационные технологии в образовании ХМАО………….….…..11
2.1. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования ХМАО…………… …………………...……………..11
2.2. Применение «виртуальных лабораторий» в образовательном процессе…………………………………………………………………...….18
Заключение.........................................................................................................……21
Список литературы………………………………………………………………....23

Работа содержит 1 файл

Виртуальная лаборатория.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Очевидно, что каждый из этих этапов требует  разных по объему и по длительности усилий, направленных на освоение педагогического потенциала цифровых учебно-методических материалов нового поколения, и этот процесс не может идти одинаково во всех ОУ региона, так как их отличает разная степень готовности (организационной, методической, кадровой, технической) к внедрению новых образовательных технологий, основанных на использовании ИКТ.

     Кроме того,  на региональном уровне должна быть создана система дистанционного обучения детей, находящихся на надомном обучении.

      Цели  и задачи: создание условий для эффективного обучения и развития детей, обучающихся в домашних условиях, а также внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием современных ИКТ.

      Планируемый результат: обеспечение возможности полноценного участия в учебном процессе детей, проходящих обучение в домашних условиях.

  • Обеспечение возможности эффективного обучения одаренных детей, находящихся на домашнем обучении.
  • Обеспечение возможности эффективного обучения и социальной адаптации детей с ограниченными физическими возможностями.
  • Повышение эффективности учебного процесса за счет внедрения новых образовательных технологий и использования современных информационных, коммуникационных, аудиовизуальных и интерактивных технологий.
  • Обеспечение возможности дистанционного обучения для нужд дополнительного образования, а также переподготовки кадров и повышения квалификации преподавательского состава.

      Данное  решение должно обеспечивать следующие  возможности:

      Для ученика, находящегося дома: видеть происходящее в классе «глазами» действительно присутствующего на уроке ученика, видеть все материалы с классной доски и пояснения преподавателя, слышать, что говорил преподаватель, отвечать у доски, демонстрировать собственные материалы, самостоятельно вносить графические пояснения, участвовать в дискуссиях наравне с действительно присутствующими учениками, пользоваться из дома всеми электронными ресурсами, необходимыми в процессе обучения.

      Для преподавателя: сделать урок информационно насыщенным и проводить занятия с использованием современного интерактивного оборудования, видеть и слышать учеников, находящихся дома, и работать с ними, так, как будто они действительно присутствуют в классе – выдавать задания, слушать доклады, вносить графические пояснения на доске, видеть комментарии учеников и т.д.

      Для администрации: сделать процесс обучения максимально эффективным, организовывать нестандартные формы обучения, создать эффективную систему дистанционного обучения, в том числе для нужд дополнительного образования, а также переподготовки кадров и повышения квалификации преподавательского состава, возможность использования системы для решения задач видеосвязи с другими образовательными и административными учреждениями. 
 
 
 
 
 

2.2. Применение «Виртуальных лабораторий» в образовательном процессе 

     В настоящее время в разработке электронных образовательных ресурсов наметился явный конфликт между  способами компьютерного представления  учебного материала и идеями современных  теорий применения информационных технологий в обучении. Большинство электронных учебных материалов до сих пор продолжают создаваться в виде статических HTML документов c иллюстрациями, в которые иногда включаются Flash-анимации. В то же время, современными исследованиями установлено, что образовательный процесс становится более эффективным при использовании интерактивного, насыщенного мультимедиа контента, обеспечивающего активные методы обучения.

     Сущность  этого конфликта может быть частично объяснена тем фактом, что процесс создания образовательного гипертекста достаточно дешев и прост. Напротив, проектирование и реализация информационной образовательной среды для активного обучения является технически сложной задачей, требующей больших временных и финансовых затрат.

     Между тем все больше данных говорит о том, что простые электронные формы представления учебного материала при обучении не эффективны. Кроме того, указывается, что учащиеся "поколения видеоигр" ориентированы на восприятие высоко-интерактивной, мультимедиа насыщенной обучающей среды. Наилучшим образом этим требованиям соответствуют образовательные ресурсы, моделирующие объекты и процессы реального мира и системы виртуальной реальности. Примером таких электронных ресурсов являются виртуальные лаборатории, которые могут моделировать поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогают учащимся овладевать новыми знаниями и умениями в научно-естественных дисциплинах, таких как химия, физика и биология.

     Во  многих исследованиях отмечается значение виртуальных экспериментов для школьного образования и подчеркиваются преимущества их использования. Например, указывается, что виртуальные химические опыты могут применяться для ознакомления учащихся с техникой выполнения экспериментов, химической посудой и оборудованием перед непосредственной работой в лаборатории. Учащиеся могут также проводить такие опыты, выполнение которых в реальной лаборатории может быть опасно или дорого. Также указывается, что проведение виртуальных экспериментов могло бы помочь учащимся освоить навыки записи наблюдений, составления отчетов и интерпретации данных в лабораторном журнале. Отмечается, что виртуальные лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

     Такой подход был выбран в электронном издании "Виртуальная химическая лаборатория для 8-11 классов", разработанном в Лаборатории систем мультимедиа города Нижневартовска. Химическое оборудование, экспериментальные установки и визуализация сложных химических процессов представляются заранее подготовленными анимациями. В тоже время, синтезированные в реальном времени трехмерные модели используются для моделирования стеклянной химической посуды и химических растворов, а также действий учащихся в реальной лаборатории (учащиеся могут приливать из одного сосуда в другой, помещать реактивы в пробирки и доставать склянки с растворами с полок).

     Создание  образовательных сред для активного  обучения, повышающих мотивацию учащихся, является неотъемлемой частью успеха в стратегии внедрения электронного образования. Предложенные подходы могут быть полезны при создании других виртуальных лабораторий для школьного образования.

     Виртуальные лаборатории представляют собой  электронный образовательный ресурс, выполненный в виде интерактивного компьютерного задачника. Каждая лаборатория основана на построении компьютерной модели конструирования алгоритмов решения задач различного типа. Среда создает перед учеником ряд наглядных зрительных образов информационных объектов – исполнителей команд, и погружает его в проблемную ситуацию, определяемую поведением исполнителей. Программная реализация моделей представляет собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самостоятельная работа учащихся средствами команд управления исполнителями на основе предложенного в виртуальных лабораториях языка команд исполнителя (ЯКИ).

     Одна  из целей создания виртуальных лабораторий – стремление к всесторонней визуализации изучаемых процессов, а одна из главных задач – обеспечение возможности подготовки обучаемого к наиболее полному восприятию и пониманию их сущности.

     Применение  виртуальных лабораторий позволит:

·        инициизировать достаточно большой интерес у школьников наряду с доступностью для них;

·        способствовать повышению эффективности проведения учебных занятий, усвоению учебных материалов, а также эффективности обучения в целом;

·        сократить затраты времени на подготовку к урокам;

·        демонстрировать во время урока эксперименты, которые невозможно поставить в реальной жизни;

·        организовать индивидуальный подход к обучаемым.

     Основная  цель использования виртуальных  лабораторий в учебном процессе – развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность. Достижение этой цели осуществляется за счет поддержки алгоритмической и логической линий курса информатики и математики, формирования представления о моделировании как методе исследования, создания условий для овладения обобщенными способами решения классов задач, умением осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую. 
 

     Заключение

      Информационные технологии и образование — эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

     В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная  предметная область — "Информационные технологии в образовании". К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред.

     Информация  является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

     Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо  и для технологии переработки информации. Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы). Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель «видит» данный урок.

     Компьютеры  и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, пока зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Последние, кстати, в ряде кабинетов должны быть вытеснены современными средствами экранной видеопроекции. Легко представить себе урок, во время которого учитель, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей «мышки» до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует учащимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, трехмерные модели, компьютерные эксперименты и прочее. Фантастикой это давно уже не кажется, просто для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая работа учителя – энтузиаста, организационная помощь администрации и материальная поддержка государства.

     Применение  компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

     Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

    1. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=Default/050_iteduc.cou
    2. Концепция информатизации ХМАО-Югры
    3. Цент развития образования ХМАО [Электронный ресурс] / – Режим  доступа: http://www.nvobrazovanie.ru/io
    4. современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / – Режим  доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
    5. Виртуальные лаборатории в образовательном процессе. Шанина Т.А. [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://shaninata.ucoz.ru/publ/virtualnye_laboratorii_v_obrazovatelnom_processe/1-1-0-1
    6. Конгресс – конференция: информационные технологии и образование [Электронный ресурс] / – Режим доступа:http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_28.html
    7. Департамент образования Администрации города Нижневартовска [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.do-nv.ru/info.html

Информация о работе Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении, на примере Муниципального Департамента образования