Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении, на примере Муниципального Департамента образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………......3
Глава 1. Информационные технологии.....………………………………………....5
1.1. Сущность информационных технологий в образовательном процессе………………………………………………………...……...…..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды………………..….9
Глава 2. Информационные технологии в образовании ХМАО………….….…..11
2.1. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования ХМАО…………… …………………...……………..11
2.2. Применение «виртуальных лабораторий» в образовательном процессе…………………………………………………………………...….18
Заключение.........................................................................................................……21
Список литературы………………………………………………………………....23

Работа содержит 1 файл

Виртуальная лаборатория.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

     Таким образом, информационные технологии и  образование — эти две тенденции  в совокупности становятся теми сферами  человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем. 

1.2. Структура информационно-образовательной  среды

     Современного  состояния информационных технологий, позволяет сформулировать следующие  принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды (ИОС):

   1. Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.

   2. Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.

   3. Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.

   4. Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.

     Сформулированные  принципы построения ИОС делают необходимым  рассмотрение информационно-образовательной  среды, с одной стороны, как части  традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий (Рис.1).

     Как считает С. Кувшинов, сегодня проблема образования в целом — это  проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно преподаватель является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Кроме того, большинство из работающих в вузах специалистов часто вообще не имеют педагогического образования. Поэтому главное внимание в системе образования должно быть в первую очередь направлено на педагогическую подготовку преподавателей предметников. Совместив педагогическое образование и образование в области новых информационных технологий, можно будет обеспечить прорыв в создании новой образовательной среды.

Рис.1. Структура  ИОС 

Глава 2. Информационные технологии в образовании Ханты-Мансийского автономного округа

2.1. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования Ханты-Мансийского автономного округа

     Стоящая перед Россией стратегическая задача – развитие инновационной экономики  – диктует новые требования к  массовой подготовке участников общественного  производства. Для продолжения начатых  социально-экономических реформ, неуклонного роста качества жизни и дальнейшего упрочения образа России как сильного и развитого государства требуется наличие экономически активного населения. Необходим компетентный, ответственный, готовый жить и работать на благо России гражданин, умеющий мыслить и действовать самостоятельно, уверенно владеющий современными  информационно-коммуникационными технологиями и легко адаптирующийся к стремительно изменяющимся информационным потокам, способный решать сложные практические задачи, используя приобретаемый опыт.

     В этих условиях одной из приоритетных задач общеобразовательной школы  становится формирование информационного  капитала личности. «Эксперты полагают, что информационный капитал личности – это очень значимый ресурс, особенно в нашу эпоху. Считают, что информационный капитал такого рода влияет и на квалификацию,  и на производительность труда». Для формирования и накопления такого капитала необходимо, чтобы учащийся уже в школе имел возможность познакомиться с теми технологиями, с которыми он обязательно столкнется в своей будущей профессиональной деятельности, чтобы он смог за время обучения сформировать те навыки и умения, которые позволят ему уверенно выйти в самостоятельную жизнь.

     Именно  эти навыки и умения формируются  в случае полноценной интеграции информационных технологий в образовательный процесс. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной и коллективной работы, создают условия для реализации принципа «образование длиною в жизнь».

     При разработке концепции внедрения информационных технологий в систему общего образования ХМАО-Югры была выбрана стратегическая линия на обеспечение всех школьников равным доступом к качественному образованию, повышение результативности образовательного процесса, реализацию современной системы образовательных приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника российской школы на глобальном и внутреннем рынке труда.

     Прошли  подготовку по различным программам дополнительного профессионального  образования в сфере применения ИКТ в образовании почти половина учителей и администраторов образовательного учреждения (ОУ). Создана инфраструктура для оказания постоянной методической поддержки  процесса информатизации ОУ, состоящая из следующих элементов: Региональный координационный центр (РКЦ) – Расширенный методический центр  (РМЦ) – Межшкольный методический центра (ММЦ).  Центры имеют достаточно высокий уровень оснащения: установлены все необходимые программно-аппаратные средства для организации повышения квалификации и консультирования, проведения различных информационно-методических мероприятий, организации взаимодействия с различными субъектами информатизации.

     Ведется работа над созданием единой информационно-образовательной среды и повышением доступа к образовательно-информационным ресурсам: развивается библиотечный портал в рамках «Образовательного портала» на сайте Правительства ХМАО-Югры, создается учебно-научный портал на сайте Департамента образования и науки автономного округа, создаются «Виртуальные лаборатории» в разных образовательнызх учреждениях. Начата работа по созданию единой автоматизированной системы управления и сбора информации на всех уровнях (ОУ – муниципалитет - регион); общая ситуация в области использования ИКТ для решения административных задач вышла на уровень широкого использования обычных файловых систем, механизации традиционных схем работы с данными и документооборота. Большинство административных работников школ (от 60% до 80%) используют ИКТ для сбора, обработки и представления сведений о ходе учебного процесса.

     Информатизация  образования – широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Это длительный процесс изменений, в ходе которого отдельные ОУ и образовательная система в целом последовательно выдвигают и решают очередные задачи своего развития, используя для этого средства постоянно обновляющихся ИКТ.

     Завершившиеся федеральные программы и проекты, в том числе проект «Информатизация системы образования» (ИСО), предлагают системе образования ХМАО-Югры набор разработок и методических решений, включая:

  • цифровые учебно-методические материалы нового поколения;
  • программы повышения квалификации педагогов и новые механизмы их реализации;
  • инструменты для разработки программ развития ОУ и  их мониторинга;
  • инструменты оценки результативности образовательной работы;
  • экспертную и консультационную  поддержку.

     Являясь одним из направлений реализации стратегии модернизации образования, процесс информатизации ориентирован на внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества образования, которое должно найти отражение в образовательных результатах учащихся. Способы достижения этих целей определяются самими ОУ и фиксируются в их программах развития.

     Выделение региональных и муниципальных ресурсов (финансовых, материально-технических  и др.) на поддержку программ развития ОУ должно осуществляться на конкурсной основе. При этом региональные и  муниципальные органы управления образованием должны иметь инструменты мониторинга, позволяющие отслеживать ход реализации этих программ, включая оценку достижения заявленных результатов. Мониторинг может вестись по двум направлениям: отслеживание динамики уровня информатизации ОУ и оценка основных когнитивных умений учащихся при работе с информацией, которые формируются за счет внедрения ИКТ в преподавание различных учебных предметов.

     При построении информационного пространства системы образования региона  применяется сочетание интеграционного и реинжинирингового подходов, при котором мы пытаемся максимально объединить усилия специалистов, осуществляющих эксплуатацию отраслевого программного обеспечения различных производителей, исключив дублирование функций (горизонтальная интеграция), а также разрабатываем новые решения в случае отсутствия удовлетворяющих требованиям интеграции готовых решений (Рис.2).

 

Рис.2. Ресурсно-целевая схема информатизации образования

     Задачи  Департамента образования и науки  ХМАО:

  • разработка  на основании данной концепции целевой программы информатизации системы образования округа,  ежегодная подготовка уточнений перечня программных мероприятий, затрат по программным мероприятиям, механизма реализации целевой программы;
  • осуществление отбора на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программным мероприятиям, по которым он является заказчиком;
  • организация взаимодействия субъектов информатизации на уровне региона и муниципалитетов, осуществление общей координации выполнения работ по информатизации образования в округе;
  • проведение мониторинга и оценки реализации программы информатизации;
  • разработка необходимой нормативной правовой базы для осуществления процессов информатизации (проекты законов, постановлений, распоряжений регионального уровня, регламенты, базовые/типовые положения).

 Задачи  органов управления образованием на муниципальном уровне:

  • разработка  на основании данной концепции и целевой программы информатизации системы образования округа, программных мероприятий муниципального образования,  ежегодная подготовка уточнений перечня программных мероприятий, затрат по программным мероприятиям;
  • осуществление отбора на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по программным мероприятиям, по которым он является заказчиком;
  • организация взаимодействия субъектов информатизации на уровне муниципалитета;
  • разработка и принятие соответствующих нормативных и распорядительных документов муниципального уровня по обеспечению процессов информатизации;

   Задачи  общеобразовательного учреждения:

  1. Формирование  и организация эффективного использования информационной среды учреждения, позволяющей удовлетворить потребности всех участников образовательного процесса.
  2. Включение информационных ресурсов и технологий в повседневный образовательный процесс.
  3. Обеспечение поддержки освоения учащимися отдельных программ  в дистанционном режиме.

Информация о работе Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении, на примере Муниципального Департамента образования