Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 10:36, курсовая работа
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Введение…………………………………………………………….……………......3
Глава 1. Информационные технологии.....………………………………………....5
1.1. Сущность информационных технологий в образовательном процессе………………………………………………………...……...…..5
1.2. Структура информационно-образовательной среды………………..….9
Глава 2. Информационные технологии в образовании ХМАО………….….…..11
2.1. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования ХМАО…………… …………………...……………..11
2.2. Применение «виртуальных лабораторий» в образовательном процессе…………………………………………………………………...….18
Заключение.........................................................................................................……21
Список литературы………………………………………………………………....23
- участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.
Таким
образом, информационные технологии и
образование — эти две
1.2.
Структура информационно-
Современного состояния информационных технологий, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды (ИОС):
1. Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
2. Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.
3. Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
4. Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий (Рис.1).
Как считает С. Кувшинов, сегодня проблема образования в целом — это проблема не технологий, а человека, преподавателя, который приходит в аудиторию. Именно преподаватель является слабым звеном с точки зрения информационных технологий. Кроме того, большинство из работающих в вузах специалистов часто вообще не имеют педагогического образования. Поэтому главное внимание в системе образования должно быть в первую очередь направлено на педагогическую подготовку преподавателей предметников. Совместив педагогическое образование и образование в области новых информационных технологий, можно будет обеспечить прорыв в создании новой образовательной среды.
Рис.1. Структура
ИОС
Глава 2. Информационные технологии в образовании Ханты-Мансийского автономного округа
2.1. Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования Ханты-Мансийского автономного округа
Стоящая
перед Россией стратегическая задача
– развитие инновационной экономики
– диктует новые требования к
массовой подготовке участников общественного
производства. Для продолжения начатых
социально-экономических реформ, неуклонного
роста качества жизни и дальнейшего упрочения
образа России как сильного и развитого
государства требуется наличие экономически
активного населения. Необходим компетентный,
ответственный, готовый жить и работать
на благо России гражданин, умеющий мыслить
и действовать самостоятельно, уверенно
владеющий современными информационно-
В
этих условиях одной из приоритетных
задач общеобразовательной
Именно эти навыки и умения формируются в случае полноценной интеграции информационных технологий в образовательный процесс. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной и коллективной работы, создают условия для реализации принципа «образование длиною в жизнь».
При разработке концепции внедрения информационных технологий в систему общего образования ХМАО-Югры была выбрана стратегическая линия на обеспечение всех школьников равным доступом к качественному образованию, повышение результативности образовательного процесса, реализацию современной системы образовательных приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника российской школы на глобальном и внутреннем рынке труда.
Прошли
подготовку по различным программам
дополнительного
Ведется работа над созданием единой информационно-образовательной среды и повышением доступа к образовательно-информационным ресурсам: развивается библиотечный портал в рамках «Образовательного портала» на сайте Правительства ХМАО-Югры, создается учебно-научный портал на сайте Департамента образования и науки автономного округа, создаются «Виртуальные лаборатории» в разных образовательнызх учреждениях. Начата работа по созданию единой автоматизированной системы управления и сбора информации на всех уровнях (ОУ – муниципалитет - регион); общая ситуация в области использования ИКТ для решения административных задач вышла на уровень широкого использования обычных файловых систем, механизации традиционных схем работы с данными и документооборота. Большинство административных работников школ (от 60% до 80%) используют ИКТ для сбора, обработки и представления сведений о ходе учебного процесса.
Информатизация
образования – широкомасштабный
процесс трансформации
Завершившиеся
федеральные программы и
Являясь одним из направлений реализации стратегии модернизации образования, процесс информатизации ориентирован на внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества образования, которое должно найти отражение в образовательных результатах учащихся. Способы достижения этих целей определяются самими ОУ и фиксируются в их программах развития.
Выделение региональных и муниципальных ресурсов (финансовых, материально-технических и др.) на поддержку программ развития ОУ должно осуществляться на конкурсной основе. При этом региональные и муниципальные органы управления образованием должны иметь инструменты мониторинга, позволяющие отслеживать ход реализации этих программ, включая оценку достижения заявленных результатов. Мониторинг может вестись по двум направлениям: отслеживание динамики уровня информатизации ОУ и оценка основных когнитивных умений учащихся при работе с информацией, которые формируются за счет внедрения ИКТ в преподавание различных учебных предметов.
При
построении информационного пространства
системы образования региона
применяется сочетание
Рис.2. Ресурсно-целевая схема информатизации образования