Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:18, реферат
Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров – все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение. Современному экономисту необходимо уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение необходимо владеть информацией о специфике построения информационных систем.
Интеллектуально-диалоговые предназначены для поиска методов решения интеллектуальных задач с применением новых информационных технологий и с использованием баз данных.
Расчетно-логические системы – это системы, которые использует программа, реализующая модели принятия решения в конкретных задачах, возникающих у людей в их профессиональной деятельности. Сущность задачи – выбор некоторого подмножества из множества альтернатив или в их упорядочивании.
Экспертная система – это система способная заменить эксперта при решении некоторых задач. В зависимости от степени автоматизации они, в свою очередь подразделяются на информационные, информационные советующие, управляющие и самонастраивающиеся системы управления. Информационная экспертная система содержит всю необходимую информацию, для выработки решений не касаясь самого существа решений, т. е. после анализа решение принимает человек. Информационная советующая система предоставляет информацию для принятия решения, предлагая элементы оценки решений, выбор, в данном случае, так же остаётся за человеком. Управляющая система на основании исходной информации и выработанных решений осуществляет, по заданным программам воздействие на производственный процесс с целью приведения его к заданному состоянию. Самонастраивающаяся экспертная система может в пределах разработанного алгоритма изменить программу при ситуациях не соответствующих заданной программе выработки решений*.
Все вышеперечисленные виды ИС могут найти себе применение в той или иной сфере экономической деятельности человека, в зависимости от специфики и особенностей области применения и своих адаптационных свойств под данные условия. Информационные системы, применяемые в экономике – называются экономическими информационными системами (ЭИС), и имеют ряд характерных особенностей, о которых будет упомянуто ниже.
В связи с
большим количеством
*Ашарчук Л. М. Автоматизированные финансовые системы. Курс лекций. Гомель. БТЭУПК. 2004. с. 17.
промышленных предприятий и организаций, статистические и другие экономические информационные системы.
Как и всякая другая система, ЭИС состоит из элементов или подсистем, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с их элементами образуют структуру системы. Иными словами, ЭИС – это часть реальной действительности, представленная в виде множества элементов и отношений между ними. В ЭИС можно выделить две большие части: обеспечивающую и функциональную. Обеспечивающая часть ЭИС состоит из технического, программного, информационного, организационного, правового и других видов обеспечения.
К техническому обеспечению относятся компьютеры, средства коммуникаций и оргтехника. Компьютеры условно можно разделить на два класса: персональные и высокопроизводительные (суперкомпьютеры). Компьютеры могут объединяться в локальные вычислительные сети (ЛВС). В ЛВС известно несколько режимов работы. Наиболее простой режим не предполагает специально выделенного компьютера, ресурсы которого распределяются между другими машинами. Каждая ЭВМ имеет свои собственные ресурсы и ресурсы, предоставляемые другим компьютерам. Второй режим предусматривает выделение отдельного компьютера (файл-сервера) для обслуживания сетевых программ и других компьютеров. На этой машине находятся общие программы и базы данных. Третий режим также предполагает выделение отдельного компьютера и известен под названием клиент-сервер. В отличие от предыдущего, в данном случае на сервере находятся не только общие базы данных, но и программы поиска и записи, что позволяет "клиентам" (другим программам, расположенным на удаленных компьютерах) запрашивать не всю информацию из базы данных, а только частично или полностью обработанную сервером. ЛВС могут объединяться между собой и распределять ресурсы.
Программное обеспечение (ПО) – это совокупность программ системы обработки данных и документов, необходимых для эксплуатации этих программ. Различают общее и прикладное ПО. В общее ПО включают операционные системы, системы программирования, сервисные программы. Операционная система – это программа, которая автоматически загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно общаться с компьютером: запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл и т. д.
Системы программирования представляют собой инструментальные средства для квалифицированных пользователей-программистов, предназначенные для проектирования функционального программного обеспечения. Сервисные программы предоставляют ряд услуг по обеспечению эксплуатации ЭВМ и программного обеспечения.
Для функционирования ЭИС необходимы также следующие виды программного обеспечения: тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, программные средства защиты информации от несанкционированного доступа и других воздействий, программные средства подтверждения целостности передаваемого документа и идентификации подписи пользователя, программный интерфейс с другими компьютерными системами и др.
Прикладное (функциональное) ПО – это программные средства для конкретных функций информационного работника с использованием различных информационных технологий (настройка автоматизированного рабочего места – АРМ, СУБД, гипертекстов, мультимедиа, экспертных систем, подсистем ЭИС). Прикладное ПО принято делить на универсальные программные средства (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, интегрированные пакеты программ и др.), профессиональные программные средства, ориентированные на различные специальности и специализации как для экономистов, так и не экономистов и прочие программные средства (обучающие, деловые игры, развлекательного характера и т. д.)
Информация, необходимая
для обеспечения
Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объектом управления). Для внешней информации характерны: приблизительность, неточность, обрывистость, противоречивость. Это информация о состоянии рынка и конкурентах, прогнозах процентных ставок и цен, налоговой политике и политической ситуации. Такая информация носит вероятностный характер, и ее обработка стандартными программными средствами затруднена. Внутренняя информация возникает в самой системе управления и отражает различные временные интервалы развития объекта управления, его финансово-хозяйственное состояние и директивные цели. Эта информация, как правило, формализуется, измеряется и в управленческих документах фиксируется как точная информация.
Информация может быть внемашинной и внутримашинной. К внемашинной относится та часть, которая обслуживает систему управления в виде, воспринимаемом человеком без каких-либо технических средств, например, документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости и т.д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях в виде файлов.
Все документы, относящиеся к ЭИС, а также файлы внутримашинной информационной базы можно разбить на входные и результатные. Входные документы и получаемые на их основе файлы, в свою очередь, делятся на оперативные, где отражаются факты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и условно-постоянные, где указаны материальные, трудовые, технологические и прочие нормы и нормативы, а также все справочные данные.
Выходные документы и файлы также имеют свою классификацию. Они делятся на те, которые предназначены для применения конечным пользователем, для использования информационной системой при решении других задач (транзита) и решении задач в последующий период. Организационное обеспечение включает в себя собственный аппарат управления, обеспечивающий функционирование всех ее подсистем, как единое целое. Основными функциями персонала ЭИС является разработка юридических и правовых норм для работы управленческого аппарата в условиях компьютеризации, документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правил выхода из нештатных ситуаций, методической документации для подготовки управленческих работников к работе в условиях компьютеризации и др.
Функциональная
часть ЭИС представляет собой
совокупность взаимосвязанных задач
различных подразделений
Состав задач в ЭИС определяется важностью той или иной функции управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнем подготовки персонала управления к использованию компьютеров, наличием информационной базы и технических средств и другими факторами*.
Глава 3. Автоматизированные системы управления финансами.
Одним из необходимых
условий для успешного
Особенно это касается
различных холдингов и
Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в
*Адамадзиев К.Р. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Махачкала: ИПЦ ДГУ. 2003. С. 11.
финансовой кибернетике – учения об управлении финансами, организации обмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.
Автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) состоит из взаимосвязанных, совместно действующих подсистем: функциональных, обеспечивающих, технологических. Организационно АСФР представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой подсистем: организационно-экономического обеспечения, информационного обеспечения, программного обеспечения, технического обеспечения, организационно-правового обеспечения, технологического обеспечения, кадрового обеспечения.
Подсистема организационно-
Кроме централизованных систем
автоматизированного
Такой состав технического
оснащения АРМ с