Информационные системы на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:58, контрольная работа

Описание работы

Современные информационные системы (ИС) предназначены для повышения эффективности управления бизнес-систем с помощью информационных технологий подготовки и принятия управленческих решений.
Предприятие как объект компьютеризации имеет ряд характеристик:
- отраслевая принадлежность;
- тип и характер производства;
- технологические процессы производства продукции, работ и услуг;
- организационная структура управления;
- методы управления;
- производственные ресурсы предприятия.

Содержание

1.Предприятие как объект компьютеризации……………………….......…3
2. Понятие «информационная система». Структура ИС ……..…….……..7
3.Основные функциональные компоненты ИС……………………..…….12
4. Стадии проектирование ИС……………………………………………...17
5.Стадии реализации и эксплуатации ИС…………………………….…...17
6. Реинжиниринг бизнес-процессов………………

Работа содержит 1 файл

informatsionnye_sistemy.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

ФГОУВПО КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

Кафедра  
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

На тему: «Информационные системы на предприятии» 

По дисциплине: «Информационные технологии управления» 
 
 

Работу  выполнили: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2011г 
 
 

Содержание 

1.Предприятие  как объект компьютеризации……………………….......…3

2. Понятие «информационная  система». Структура ИС ……..…….……..7

3.Основные функциональные  компоненты ИС……………………..…….12

4. Стадии проектирование  ИС……………………………………………...17

5.Стадии реализации и эксплуатации ИС…………………………….…...17

6. Реинжиниринг  бизнес-процессов……………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предприятие как объект компьютеризации
 

    Современные  информационные системы (ИС) предназначены  для повышения эффективности  управления бизнес-систем с помощью информационных технологий подготовки и принятия управленческих решений.

  Предприятие  как объект компьютеризации имеет  ряд характеристик:

- отраслевая принадлежность;

- тип и характер производства;

- технологические процессы производства продукции, работ и услуг;

- организационная структура управления;

- методы управления;

- производственные ресурсы предприятия.

 Народное  хозяйство имеет отраслевой принцип  построения, что обусловлено разделением  труда в создании общественного  продукта. Для каждой отрасли существует специфика выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, при этом используемые технологические процессы и производственные ресурсы имеют меньшую отраслевую замкнутость.

    Отрасли  народного хозяйства делятся  на сферы материального и нематериального производства. К сфере материального производства относятся:

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- лесное хозяйство;

- транспорт;

- связь;

- строительство;

- водное хозяйство (собирательная отрасль);

- геология и разведка недр (собирательная отрасль);

- торговля и общественное питание;

- материально-техническое снабжение и сбыт;

- заготовки;

- информационно-вычислительное обслуживание;

- прочие виды деятельности сферы материального производства.

    К  сфере нематериального производства относятся:

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- непроизводственные виды бытового обслуживания населения;

- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;

- народное образование;

- культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- кредитование и государственное страхование;

- управление;

- бытовое обслуживание населения (собирательная отрасль).

    По  характеру протекания производственных  процессов различают непрерывные  и дискретные производства. Основным  технико-экономическим показателем деятельности предприятия является объем выпускаемой продукции, работ и услуг. Коэффициент закрепления технологических операций за оборудованием является ведущим классификационным признаком предприятий по типу производства.

    Организационная структура управления предприятия определяет состав и функции управления структурных подразделений. Организационная структура регламентирует схему информационных потоков системы управления, уровни принятия управленческих решений. Типовыми организационными структурами управления являются:

- линейно-функциональная структура, закрепляющая за подразделением ограниченные функции управления;

- дивизиональная структура на основе бизнес-единиц, закрепляющая за подразделением функции полного управленческого цикла;

- матричная структура, сочетающая функции линейно-функциональной и дивизиональной структур.

    В  настоящее время линейно-функциональная  структура применяется для мелких  и средних фирм. Для крупных  компаний с середины 80-х годов  используется дивизиональная структура управления. Это связано с децентрализацией управления, предоставлением оперативно-производственной и финансовой самостоятельности структурным единицам. Дивизиональные структуры - результат развития предприятий и появления самостоятельных подразделений, расположенных в различных географических регионах, как следствие диверсификации бизнеса.

    Как  правило, на предприятиях с  линейно-функциональной организационной  структурой применяются административно-централизованные  методы управления. В системе управления возникают и циркулируют большие информационные потоки по "вертикали". "Горизонтальные связи" между отдельными управленческими функциями реализуются на верхних уровнях иерархии, где принимаются стратегические решения. Управленческий персонал использует функционально-ориентированные информационные системы сбора и обработки информации. Напротив, при дивизиональной структуре бизнес-единицы существует проблема централизации функций управления в масштабе предприятия и агрегирования информации для принятия стратегических управленческих решений на верхнем уровне.

    Матричная  организационная структура управления  является симбиозом двух организационных  структур и может быть эффективной  лишь в условиях хорошо функционирующих  организационных единиц и использования современных информационных технологий.

    Наряду  с организационной существует  и "финансовая структура"  предприятия, образованная центрами  финансового учета и ответственности.  Эта структура является основой  финансового планирования предприятия. В составе финансовой структуры выделяют:

- центр финансового учета - подразделение, функции которого оказывают непосредственное воздействие на прибыльность определенного вида деятельности;

- центр финансовой ответственности - подразделение, конечная цель деятельности которого - максимизация прибыли; такое подразделение наделяется определенными ресурсами и несет ответственность за их расходование;

- профит-центр - подразделение, деятельность которого направлена на реализацию бизнес-проекта и получение прибыли;

- венчур-центр - подразделение, организующее новый бизнес-проект, прибыль от которого ожидается в будущем;

- центр-затрат - подразделение, обеспечивающее поддержку и обслуживание венчур-центров и профит-центров (хотя само подразделение и не приносит прибыли).

    Укрепление  центров финансовой ответственности  связано с выводом их из  структуры компании, преобразованием  в холдинг или созданием иных  форм группового взаимодействия (финансово-промышленные, промышленные  и коммерческие группы, синдикаты, концерны, картели). С учетом организационной и финансовой структуры предприятия, внешних и внутренних экономических условий выбираются методы управления деятельностью предприятия, обеспечивающие достижение бизнес-целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие «информационная система»

     Понятие «информационная система» широко используется в современной компьютерной литературе. В различных источниках дается несколько отличающихся друг от друга определений этому понятию.

     «Автоматизированная информационная система (АИС) — совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации».

     Мы  предлагаем следующее определение ИС: совокупность программного обеспечения и электронного информационного хранилища, разрабатываемая как единая система и предназначенная для автоматизации определенного рода деятельности будет называться информационной системой.

     Рассмотрим  смысл данного определения. Прежде всего, отметим, что объединение  программного обеспечения (возможно несколько программ) и информационного хранилища есть результат реализации некоторого проекта, что и подчеркивается словами «разрабатываемая как единая система». Отсюда кстати и вытекает, что поскольку программное обеспечение и информационное хранилище  находятся в одной системе, следовательно, они как-то должны взаимодействовать друг с другом. С другой стороны, здесь не говорится, что все программы и хранилище, которые включены в систему разрабатываются в рамках конкретного проекта, а поэтому какие-то программы и части информационного хранилища могут быть включены в проект в уже готовом виде. В определении говорится «разрабатываемая», т.е. ИС может находиться в разработке, и дополняться новыми программами и т.п.  Отметим также, что под  «информационным хранилищем» в данном определении  мы понимаем все данные, хранящиеся во внешней памяти, управление которыми осуществляет программное обеспечение данной информационной системы.

     Наконец в определении сказано, что система  предназначена для автоматизации какой-либо  деятельности, а, следовательно, во-первых, ИС предназначена для использования в некоторой профессиональной области, а во-вторых, информационное хранилище спроектировано для хранения данных имеющих вполне определенную область применения,  т.е. отражающее вполне конкретную предметную область.   

  Структура информационной  системы

    Каждый  базовый компонент ИС является  самостоятельной системой, имеет  определенную структуру построения и цели функционирования.

Информация - это сведения, представленные в документах и массивах информации на машинных носителях. Информация ИС отвечает на вопрос "что?", соответствует понятию предмета и средства труда. Как предмет труда информация является объектом сбора, регистрации, обработки, хранения, передачи. Как средство труда управляющая информация воздействует на объект управления. Информация может рассматриваться на синтаксическом, семантическом и прагматическом уровнях представления.

    Синтаксический  уровень информации связан с  внешней формой и структурой информационных сообщений. Это касается формата бланков документов, форматов значений реквизитов, структуры хранения данных на машинном носителе, протоколов обмена данными и т. п. Семантический уровень информации определяет смысловое содержание информации. Этот уровень связан с построением технико-экономических показателей, проектированием реквизитного состава документов, разработкой логической структуры базы данных, созданием системы классификации и кодирования. Прагматический уровень отражает ценность информации для системы управления, ее полезность для выработки управленческих решений. Информация как продукт ИС обладает набором потребительских свойств, которые превращают ее в средство труда и товар.

    С  понятием информации связана  количественная мера информации. На синтаксическом уровне принято употреблять термин "данные", для которых используется понятие объема данных (число экземпляров документов, количество документострок, записей файлов, символов, байтов и т. п.). Данные - это "сырье" для получения информации согласно определенным целям обработки. Термин "информация" означает устранение неопределенности путем преобразования данных. Противоположный по смыслу термин - "энтропия", являющаяся мерой этой неопределенности. Информативность сообщений тем выше, чем более определенным становится для получателя информации состояние системы. Семантическая мера информации - "содержательность" основана на наличии тезауруса системы. Тезаурус содержит взаимоувязанные понятия, термины, определения, согласованные структуры данных логического уровня представления (базы данных, формы документов, технико-экономические показатели. Тезаурус выражает "знания" о системе. Новая информация воспринимается через тезаурус, который может пополняться новыми элементами. При этом информативность сообщений зависит во многом от получателя, способного расширить свой тезаурус.

Информация о работе Информационные системы на предприятии