Информационное обеспечение муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Потребность в информатизации органов местного самоуправления связана как с их нуждами непосредственно в управлении муниципальным образованием, так и с необходимостью предоставлять информацию для государственного уровня управления. Уровень социально-экономического управления и благосостояния муниципальных образований, входящих в состав Российской Федерации является своего рода индикатором, отражающим уровень развития всей страны в целом. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие муниципального управления и теоретические основы информационного обеспечения муниципального управления………… 3
Соотношение понятий местное самоуправление и муниципальное управление……………………………………………………………….. 3
Теоретическая основа и правовое регулирование информационного обеспечение муниципального управления. ……………………………. 6
Глава 2. Потребности, цели, приоритеты и проблемы создания системы информационного обеспечения муниципального управления………..…10
Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию системы информационного обеспечения муниципального управления…………. 15
Проблемы создания и развития системы информационного обеспечения муниципального управления на территории муниципального образования………………………………………. 15
Комплекс мер, направленных на решение проблем, возникающих в процессе развития системы информационного обеспечения муниципального управления………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

Существенной помехой  является также и отсутствие централизованного  и безопасного доступа к данным информационных систем государственных  структур и органов самоуправления, неэффективность процесса согласования во взаимодействующих структурах и, как следствие, невозможность предоставления дистанционных услуг.

В части автоматизации  документооборота органы местного самоуправления пока существенно отстают от федеральных  и региональных коллег. К проблемам  органов местного самоуправления по внедрению и эксплуатации систем автоматизации относятся15:

  • Отсутствие разработанного перечня онлайн-услуг, доступных физическим и юридическим лицам. К сожалению, приходится констатировать, что системы электронных услуг органов местного самоуправления на данный момент практически нет. Решение этой задачи возможно только на федеральном уровне, т.к. она затрагивает вопросы законодательства и судебной системы - в части использования электронной цифровой подписи, создания общей IT-инфраструктуры, организации межведомственного взаимодействия и т. п. Ключевой проблемой здесь является отсутствие технической концепции реализации электронных услуг. Есть перечень услуг, есть приблизительное понимание, как человек может обратиться за их получением, но нет единого взгляда на техническую сторону процесса предоставления электронных услуг. Без унифицированного подхода к решению этой задачи невозможно ее автоматизировать в регионах в разумные сроки и за разумный бюджет
  • Отсутствие централизованной инфраструктуры обмена электронными данными между органами самоуправления, внутренними и внешними структурами;
  • Дублирование данных и отсутствие процедур их оперативного обновления по причине того, что текущие IT-системы разрабатывались в условиях  отсутствия единой нормативно-правовой и технической базы.
  • Ограниченность функциональности поисковых систем, либо ее отсутствие - используются неструктурированные данные, нестандартизированные форматы и протоколы, применяются разнородные технологии. По этой же причине невозможно проведение анализа информации, хранящейся в разрозненных системах, не реализован доступ физических и юридических лиц к этой информации. Таким образом, эффективность аналитической и управленческой отчетности находится на достаточно низком уровне и негативно влияет на качество услуг, оказываемых органами местного самоуправления;
  • Применение закрытых и разрозненных технологий не позволяет повысить эффективность использования информационных систем и ограничивает выбор технологических партнеров;
  • Сбор и обработка информации о результатах деятельности органов самоуправления не автоматизированы, так как не описаны процессы и процедуры проведения этих действий.

 

Среди других причин, сдерживающих внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику органов местного самоуправления, можно отметить низкий уровень владения информационными  технологиями у рядовых специалистов и руководителей, невысокую компетентность сотрудников, отвечающих за информатизацию органов муниципального уровня, отсутствие единых стандартов, а иногда и просто слабое развитие коммуникационных технологий.

 

3.2 Комплекс мер,  направленных на решение проблем,  возникающих в процессе развития  системы информационного обеспечения  муниципального управления.

 

Для преодоления проблем  отставания муниципальных органов  в области автоматизации и информационного обеспечения муниципального управления, в первую очередь, требуется заинтересованность руководителей местного самоуправления.

Действующие законодательные  и нормативно-правовые акты, в частности,  Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" должны стимулировать органы местного самоуправления к активному участию в процессах информатизации и развития эффективной системы информационного обеспечения.  В каждом конкретном муниципальном образовании должны разрабатываться долгосрочные целевые программы,  направленные на повышение эффективности решения вопросов местного значения и социально-экономического развития за счет использования органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями современных информационно-коммуникационных технологий.

Одним из наиболее важных направлений  развития системы информационного  обеспечения и информатизации муниципального управления является увеличение инвестиций в развитие информационных технологий, возможное как за счет муниципальных  бюджетов, так и за счет федеральных  и региональных целевых программ.

Для создания адекватной организационной структуры информационного взаимодействия органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации муниципального образования, организаций и учреждений, а также населения, необходимо, прежде всего, определить организационную структуру информационного обеспечения, ее функции, компетенцию, права и ответственность. Необходимо четко структурировать управленческую информацию. Ведь информация должна двигаться таким образом и иметь такие параметры, чтобы ею удовлетворялись информационные потребности органов местного самоуправления, должностных лиц, других участников управленческого процесса (организаций и учреждений, населения). Т.е. управленческая информация должна иметь ту же структуру, что и организационная структура муниципального управления, и обслуживать последнюю16.

Сегодня муниципальному управлению нужны развитые универсальные решения, которые могут быть быстро и с  минимальными затратами адаптированы под специфику конкретного органа, подразделения и учреждения.

Наиболее востребованными  среди них являются:

    1. Системы электронного документооборота,
    2. Система сбора отчетности,
    3. Центры обработки данных.
    4. Многофункциональные ситуационные центры.

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации  предоставления государственных и  муниципальных услуг" многофункциональный  центр предоставления государственных  и муниципальных услуг - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным  настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию  предоставления государственных и  муниципальных услуг, в том числе  в электронной форме, по принципу "одного окна".

В основе большинства проектов находятся портальные технологии. Порталы  не просто позволяют тематически  и наглядно отображать информацию, но и являются мощнейшими интеграционными  инструментами. Они предоставляют  возможность, к примеру, привязать  демографические или кадастровые  данные к полнофункциональной государственной  информационной системе, обеспечить мониторинг высокоуровневых показателей из разных областей (бюджет, налоги, энерго- и водообеспечение и др.) с их детализацией, создавать и отслеживать маршрутизацию и исполнение распоряжений, заявок, обращений и многое другое.

Кроме того, в зоне внимания находятся аналитические системы, позволяющие агрегировать огромные объемы входящей информации из подотчетных  ведомств и учреждений, с возможностью последующей наглядной визуализации, упрощающей восприятие и анализ информации.

При автоматизации органов  местного самоуправления немаловажным является вопрос создания информационной системы, позволяющей осуществлять обработку обращений граждан. Речь идет об электронной или интернет - приемной. Такие системы должны не только полностью соответствовать  требованиям нормативного регулирования, установленным Федеральным законом  РФ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", но и иметь нормативную документацию, позволяющую обеспечивать их функционирование.

Механизм приема обращений  граждан через интернет-портал является одним из самых эффективных путей  двустороннего взаимодействия администрации  и граждан, проживающих в муниципальном  образовании. Тем не менее, сообщение, полученное таким путем (равно как и факсимильное сообщение и сообщение электронной почты), не является обращением гражданина, так как не обеспечивает выполнения требований Федерального закона РФ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ „О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации": на обращении отсутствует собственноручная подпись лица, которое этот документ подготовило. Однако эта проблема может быть решена вводом в действие локального акта органа местного самоуправления, приравнивающего такие сообщения к обращениям граждан и устанавливающего процедуру обработки, аналогичную простым письменным обращениям».

Развитие системы информационного  обеспечения муниципального управления в целом  следует рассматривать  исключительно как комплексный  процесс, где результаты работ по какому-то одному направлению напрямую связаны с уровнем автоматизации всех остальных ведомств и служб.  Если масштабы применения средств информационных технологий на различных уровнях государственного управления отличаются в разы, что, к сожалению, также встречается, то нехватка данных, их некорректность или несогласованность процессов взаимодействия систем сведет к нулю эффективность даже самого продуманного и соответствующего лучшим мировым практикам решения. 17

Желательно, чтобы эти  меры сопровождались регулярным повышением общей компьютерной грамотности  муниципальных служащих и воспитанием  культуры работы с использованием современных  информационных технологий, формированием  команд высококвалифицированных IT-специалистов, отвечающих за развитие и сопровождение информационных систем местного самоуправления.

 

Заключение

Сегодня в развитии системы  информационного обеспечения муниципального управления заинтересованы практически  все уровни власти.

Органы государственной  власти РФ и органы государственной  власти Субъектов РФ проявляют сейчас большой интерес к возможности  получения доступа к первичной  информации, отражающей реальное положение  дел на конкретной территории и объективное  состояние процессов, происходящих во всех сферах функционирования местного самоуправления и жизнедеятельности  населения. Такая информация является особенно ценной для проведения серьезного финансово-экономического анализа  развития как определенной территории, так и страны в целом. Уровень социально-экономического развития и благосостояния муниципальных образований, входящих в состав Российской Федерации является важным  индикатором, отражающим уровень развития страны не только на муниципальном, но так же региональном и федеральном уровнях.

Муниципальное управление находится  на пересечении информационных потоков  между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями и населением, причем как по горизонтали, так и по вертикали. С одной стороны муниципальные  информационные ресурсы являются источником информации для регионального и  федерального уровня управления, с  другой -  способствуют получению  информации населением. Причем  информация должна предоставляться в достаточном объеме для достижения максимальной интеграции населения в процесс управления муниципальным образованием.

На основании проделанной работы был разработан ряд предложений  по совершенствованию системы информационного  обеспечения муниципального управления и созданию единого информационного  пространства:

  • Разработка долгосрочных целевых программ, направленных на повышение эффективности решения вопросов местного значения и социально-экономического развития, за счет использования органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и предприятиями современных информационно-коммуникационных технологий.
  • Увеличение инвестиций в развитие информационных технологий, возможное как за счет муниципальных бюджетов, так и за счет федеральных и региональных целевых программ.
  • Приведение организационной структуры информационного обеспечения в соответствие с организационной структурой муниципального управления.
  • Внедрение автоматизированных систем сбора и обработки данных.
  • Внедрение системы электронного документооборота.
  • Создание информационного портала муниципального образования
  • Создание  официального сайта.
  • Использование  интернет-приемной в качестве инструмента реализации прав граждан на обращение в органы местного самоуправления.
  • Создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
  • Регулярное повышение общей компьютерной грамотности муниципальных служащих и воспитанием культуры работы с использованием современных информационных технологий, формирование команд высококвалифицированных IT-специалистов, отвечающих за развитие и сопровождение информационных систем местного самоуправления.

Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления