Информационное обеспечение муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Потребность в информатизации органов местного самоуправления связана как с их нуждами непосредственно в управлении муниципальным образованием, так и с необходимостью предоставлять информацию для государственного уровня управления. Уровень социально-экономического управления и благосостояния муниципальных образований, входящих в состав Российской Федерации является своего рода индикатором, отражающим уровень развития всей страны в целом. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Понятие муниципального управления и теоретические основы информационного обеспечения муниципального управления………… 3
Соотношение понятий местное самоуправление и муниципальное управление……………………………………………………………….. 3
Теоретическая основа и правовое регулирование информационного обеспечение муниципального управления. ……………………………. 6
Глава 2. Потребности, цели, приоритеты и проблемы создания системы информационного обеспечения муниципального управления………..…10
Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию системы информационного обеспечения муниципального управления…………. 15
Проблемы создания и развития системы информационного обеспечения муниципального управления на территории муниципального образования………………………………………. 15
Комплекс мер, направленных на решение проблем, возникающих в процессе развития системы информационного обеспечения муниципального управления………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

К муниципальным  услугам относится весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных, бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. Под жилищно-коммунальными услугами понимается техническое обслуживание жилья, а также коммунальные услуги, потребляемые населением, проживающим в домах, относящихся к жилищному фонду, стоимость которых взимается в рамках квартирной платы (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов, пользование электроэнергией и т. п.).

Задачи органов местного самоуправления по предоставлению населению  информационных услуг во многом детерминируются  существующей нормативно-правовой базой  в информационной сфере.

В соответствии с Конституцией РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 24 Конституции  РФ органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица обязаны обеспечить каждому  возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, и также достоверную  информацию о состоянии окружающей среды.

Кроме того, в Конституции  РФ каждому гарантируется право  свободно получать информацию любым  законным способом и устанавливается, что права человека и гражданина определяют деятельность органов власти.

Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над  деятельностью государственного и  муниципального аппарата, а так же, в идеале, способ оптимизации его  деятельности (гражданин в своем  обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения).10

Федеральный закон  Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассматривает отношения по поводу реализации гражданами предоставленного им конституционного права на обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, а также закрепляет порядок рассмотрения таких обращений.

Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть прозрачна для граждан. Население должно получать информацию о данных органах и должностных лицах, их планах и результатах деятельности как минимум для того, чтобы иметь возможность скорректировать эту деятельность, а также учитывать полученные результаты при формировании органов местного самоуправления.

На органах  местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, лежит обязанность создания условий для получения населением информации. Причем  информация должна предоставляться в достаточном объеме для достижения максимальной интеграции населения в процесс управления муниципальным образованием. Это объясняется тем, что результативность реформ местного самоуправления, снижение социальной напряженности, эффективное решение вопросов местного значения органами местного самоуправления во многом зависят от поддержки населения, а преодоление различного рода трудностей возможно только при опоре на граждан, на общественные движения, которые понимают и осознают необходимость местного самоуправления.

 

Глава 2. Потребности, цели, приоритеты и проблемы создания системы информационного обеспечения муниципального управления.

Создание информационного  общества, развитие информационных и  коммуникационных  технологий и  внедрение их во все сферы политической и общественной жизни страны, переход  на новый уровень взаимодействия и сотрудничества органов государственной  власти, органов местного самоуправления и населения – это, на сегодняшний  день, приоритетные направления государственной  политики РФ.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.11

Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, определяет в качестве целей государственной политики в области развития информационных технологий создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. 12

В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р  была утверждена государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.13

Таким образом, для органов  местного самоуправления, как для  всех органов власти, сегодня задан  вектор движения в сторону информатизации, формирования «электронного правительства» и «электронного муниципалитета», развития системы информационного обеспечения муниципального управления, автоматизации функций, выполняемых органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями, задействованными в сфере оказания муниципальных услуг путем внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий, использования разработок в сфере информационного обеспечения и создания единого информационного пространства муниципального образования.

В современных условиях управление социально-экономическим развитием  муниципальных образований должно осуществляться на основе учета всей совокупности факторов, влияющих на общество, опираться на точные расчеты, глубокий анализ возможностей районов и городов, достоверную оценку результатов  деятельности различных предприятий  и организаций. Поэтому высокая  эффективность управления таким  сложным объектом, как муниципальное  образование, может быть достигнута только на основе использования новых  информационных технологий, позволяющих  формировать необходимые муниципальной  администрации информационные ресурсы.

Применение информационных технологий позволяет оптимизировать деятельность органов самоуправления, снизить издержки, повысить эффективность  и «прозрачность» работы сотрудников, обеспечивает развитие структуры органов  самоуправления и создание необходимой  базы для принятия эффективных решений.

Потребности в информатизации, которые на сегодняшний день возникают  у органов местного самоуправления, связаны как с их нуждами непосредственно  в управлении муниципальным образованием, так и с необходимостью предоставлять  информацию для государственного уровня управления.

Необходимость в информатизации органов местного появилась благодаря  потребности в ежедневном функционировании уже имеющихся служб, в функциональные обязанности и полномочия  которых  входит ведение государственного земельного кадастра и государственного учета  объектов недвижимости, доступ в архивы, информатизация системы ЗАГСов, учет населения, жилищного фонда, земель, транспортных средств и т.д.). С другой стороны, потребность в информатизации органов местного самоуправления  обусловлена появлением и развитием адресных социальных программ.

К „внутренним" потребностям в развитии системы информационного  обеспечения муниципального управления можно отнести необходимость  автоматизации процессов, связанных  с оказанием услуг населению  муниципального образования и с  формированием и наполнением  местного бюджета.14

К „внешним" потребностям относится необходимость предоставлять  различные статистические данные, информацию для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в  соответствии с указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Целями развития информационного обеспечения муниципального образования являются:

  • обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации;
  • обеспечение прозрачности деятельности власти, в том числе использования ресурсов;
  • повышение уровня информированности и правовой культуры населения и муниципальных служащих;
  • обеспечение участия населения в осуществлении местного самоуправления;
  • сохранение, использование и развитие исторических и культурных традиций;
  • активизация социальной активности граждан;
  • информационная поддержка процессов демократизации общества, построения правового государства, экономических и социальных преобразований, повышения профессионализма 
    управления;
  • повышение образовательного уровня населения, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих.

Для достижения поставленных целей требуется решение  следующих задач:

  • осуществление   нормативного   правового   регулирования   в сфере информационного обеспечения населения и органов местного самоуправления;
  • проведение анализа системы формирования, сохранения и использования муниципальных информационных ресурсов, полноты и достоверности информации;
  • проведение  инвентаризации  информационных  ресурсов  и средств для их хранения, обработки, передачи;
  • формирование, сохранение и развитие муниципальных информационных ресурсов;
  • проведение анализа информационных потребностей населения;
  • развитие системы информационных услуг;
  • создание условий для доступа к информационным  базам данных;
  • организация передачи необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления в информационные центры;
  • создание условий для обеспечения «обратной» связи населения с органами местного самоуправления;
  • создание условий для привлечения дополнительных и экономии имеющихся ресурсов, обеспечивающих деятельность информационных центров;
  • организация подготовки кадров в сфере информационного обеспечения населения;
  • урегулирование процессов информационного обмена между органами    местного    самоуправления,    информационными центрами и населением.

Информирование  населения о деятельности органов  местного самоуправления будет эффективно в том случае, если будут нормативно определены и станут функционировать каналы обратной связи и выражения отношения к проводимой органами местного самоуправления политике.

 

Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию системы информационного обеспечения муниципального управления.

 

3.1 Проблемы создания и развития системы информационного обеспечения муниципального управления на территории муниципального образования.

 

Спектр полномочий, возложенных  на органы местного самоуправления, очень  широк и в последние годы только увеличивался. Процесс информатизация в органах местного самоуправления развивается  слабее, чем на региональном и федеральном уровнях, что связано с вышеупомянутыми особенностями и спецификой муниципального уровня власти.

В процессе информатизации и развития системы информационного обеспечения органы муниципального управления сталкиваются с рядом проблем, общих для многих муниципальных образований Российской Федерации.

Недостаток финансовых средств для решения вопросов местного значения и для реализации полномочий муниципальных органов власти является сегодня, несомненно, самой сложной проблемой местного самоуправления. В связи с этим ключевым препятствием в автоматизации органов муниципального управления на сегодня является недостаточное финансирование. Это является одновременно и препятствием, и стимулом для развития системы информационного обеспечения муниципального управления в городском округе. Органы местного самоуправления нуждаются, прежде всего, в информатизации финансово-экономической деятельности, в системах, позволяющих решать текущие задачи в области планирования социально-экономического развития, обеспечения сбалансированности местных бюджетов, социального и административного контроля эффективности использования финансовых средств».

Еще одной серьезной проблемой  является отсутствие слаженной работы государственных структур, вовлеченных  в процесс предоставления услуг  органами местного самоуправления. Бюрократизация подготовки и согласования документов, обусловленная требованиями регулирующих органов, несогласованность технологических подходов к автоматизации различных областей деятельности органов местного самоуправления, отсутствие централизованной системы информационного взаимодействия государственных органов и организаций с органами местного самоуправления, отсутствие нормативно-правовой поддержки в области использования электронного документооборота и электронной цифровой подписи в деятельности органов местного самоуправления - вот основные препятствия на пути автоматизации органов местного самоуправления.

Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления