Информационная технология. Основные пронятия. Термины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи, начали появляться различные вариации: «информационные и коммуникативные технологии», «компьютерные информационные технологии» и др. Информационные технология – это интеграция компьютеров, электроники и средств связи.

Работа содержит 1 файл

Инфотехнологии.doc

— 112.00 Кб (Скачать)
 
  • Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.
 
  • Научные проблемы обусловлены неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.
 

         Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями: 

  1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь  характерен для общественных процессов, связанных с изменением  условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая  адаптация требует организационных перестроек в обществе,  затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы  относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их  изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно.  Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько  сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс  более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.
  2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не  может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.
  3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса  протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов,  определяющих границы существования процесса и желательные  направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества  самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.
 
 

       Рынок программных продуктов, информационных технологий и услуг. 

      Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное  управление, а также в разнообразные  общественные процессы является важнейшей  составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Всего за три года, в период с 2000 по 2003 годы, рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое.

      Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. При  этом на российском рынке сохраняется  сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов – 14 процентов. Всего 14 процентов объёма рынка ИТ идет на экспорт. 

      Заметны существенные отличия от мировой  практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению  с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных  российских ИТ-компаний малы. Активным потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства в течение последних 5 лет в отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.

      Уровень распространенности информационных технологий среди населения России ещё очень далек от показателей развитых стран. Хотя в данном направлении в России за последние годы происходил стремительный рост, подобное положение, как и в целом по отрасли, объясняется начавшимся только несколько лет назад стартом рынка с практически нулевых показателей.

      Отечественный рынок ИТ мал в абсолютном выражении, отстает по большинству характеристик  как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далёк  от насыщения по всем показателям. Отчасти  такое положение вызвано общеэкономическими причинами (последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом других факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике общественной жизни и государственном управлении.

      Ряд предприятий начал инвестировать в проекты по оптимизации внутренних процессов и сокращению неэффективных затрат, в частности, путем применения ИТ. Высокий уровень образования значительной части населения дает ресурс для подготовки специалистов в области ИТ и опытных пользователей с относительно небольшими усилиями и затратами.

      Проблемы, препятствующие развитию рынка ИТ, можно разделить на законодательные  проблемы, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные проблемы.

      Неразвитость  законодательной базы для ИТ в  целом и для отдельных приложений (например, электронный документооборот, электронно-цифровая подпись) тормозит развитие как спроса, так и предложения информационных технологий. Неразработанный механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие точных формулировок, касающихся ИТ, в налоговом законодательстве приводит к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов компаний отрасли ИТ.

      Проблемы, мешающие развитию внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.

      Со  стороны государства спрос на ИТ ограничивают отсутствие квалифицированного спроса на ИТ-продукты и услуги; отсутствие достаточного количества образованных пользователей ИТ в органах государственного управления и в государственных  организациях; непрозрачность проведения конкурсов на выполнение государственных заказов; недостаточная эффективность проведения масштабных ИТ-проектов в силу ведомственной разобщенности; низкий общий уровень использования ИТ в органах государственной власти.

      Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения также снижают экономические стимулы внедрения ИТ на предприятиях.

      Низкий  спрос на ИТ-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно  низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.

      Развитие  спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами  на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой.

      Для предприятий отрасли ИТ, как российских, так и зарубежных,  ведение  деятельности в России осложняется  большим количеством административных и фискальных проблем. Так, высокая  доля расходов на оплату труда в общей структуре затрат ИТ-компаний увеличивает общую налоговую нагрузку (за счет единого социального налога) по сравнению с "традиционными" отраслями и снижает инвестиционную привлекательность отрасли.

      Проблемы, сдерживающих развитие экспорта продукции и услуг ИТ из России. Экспортно-импортные операции значительно усложняются из-за разрешительной процедуры получения сертификатов и лицензий ФАПРИД (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромного количества документов при таможенном оформлении. Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки.

      Расширению  экспорта, кроме вышеназванных факторов, мешает еще и устоявшееся недоверие  зарубежных партнеров к российской отрасли ИТ, вызванное во многом их неосведомленностью. Помимо претензий  к защите прав на интеллектуальную собственность, преобладает мнение о нестабильности налогового и таможенного законодательства, недостаточном знании английского языка, отсутствии контроля качества в российских компаниях, тогда как в этих областях российские компании достигли в последние 2-3 года значительных улучшений.

      К проблемам институционального характера  относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая  стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.

      Из  приведенного перечня факторов (как  положительных, так и отрицательных) видно, что на большинство из них предприятиям или группам предприятий отрасли сложно повлиять самостоятельно. Для максимального использования факторов роста и наиболее эффективного преодоления проблем необходимо осуществление государством четкой последовательной программы мероприятий, нацеленных на поддержку и развитие информационных технологий в России.

      При условии использования и развития своих конкурентных преимуществ  Россия может занять достойное место  на международном рынке ИТ, увеличив объем экспорта продуктов и услуг ИТ.

      Однако  только развития экспорта для ликвидации сырьевой зависимости российской экономики  недостаточно. Необходимо развивать  внутренний рынок ИТ, стимулируя спрос  населения, внедрение информационных технологий в бизнес и в государственное  управление. Это позволит повысить производительность труда во всех отраслях экономики и ускорить их темпы роста.

      Таким образом, стимулирование развития внутреннего  рынка и экспорта должны рассматриваться  как одинаково приоритетные направления. Такое параллельное развитие позволит также преодолеть экономическую неэффективность внутреннего рынка, приводящую к завышенным ценам на основные ИТ-продукты.

      Российский  рынок ИТ сегодня находится в  стадии становления, и многие выделяемые общепринятыми международными классификациями сегменты этого рынка пока не сформированы. Большинство отечественных ИТ-компаний в своей деятельности не специализируются на каких-либо конкретных сегментах отрасли в силу их несформированности и малого объема, а предоставляют смешанный спектр услуг и продуктов. Например, компании, занимающиеся системной интеграцией, зачастую попутно устанавливают клиентам аппаратно-техническое обеспечение и программное обеспечение, а впоследствии оказывают услуги по поддержанию функционирования системы. На развитых рынках все эти услуги оказываются специализированными компаниями. В результате отсутствия специализации универсальные компании не достигают максимальной эффективности в каждом из сегментов рынка.

      На  этапе становления отрасли ИТ рост каждого в отдельности сегмента в значительной степени обеспечивает поддержку и стимулирует рост других её сегментов (например, развитие аппаратно-технической базы стимулирует спрос на программное обеспечение и ИТ-услуги). Таким образом, на нынешнем этапе развития отрасли ИТ в России формирование специфических стимулов для отдельных сегментов рынка представляется преждевременным.

      Соответственно, мероприятия по государственному стимулированию внутреннего рынка ИТ целесообразно  проводить для всего рынка  в целом. Например, программы повышения компьютерной грамотности населения в целом приведут к росту спроса и на аппаратно-техническое, и программное обеспечение, и на ИТ-услуги, а кроме того, повысят число грамотных пользователей ИТ в бизнесе и в органах государственной власти, что также будет способствовать росту спроса. Таким образом, для развития внутреннего рынка необходимо, в первую очередь, стимулировать спрос, а также устранить проблемы, препятствующие росту предложения.

      Уровень проникновения информационных технологий в России в целом остается низким. По числу семей, обладающих компьютерами, Россия (11 компьютеров на 100 семей) далеко отстает не только от США и Западной Европы, но и от стран Восточной Европы, Балтии, ряда развивающихся стран. При этом наблюдается значительная разница в этом отношении между Москвой и регионами: в Москве до 40 семей из 100 имеют дома компьютер, в то время как в небольших городах и на селе - менее 5 семей из 100. Не имея доступа к компьютеру, дети и взрослые в малообеспеченных семьях не могут получить базовые навыки компьютерной грамотности. Это приводит к росту "цифрового неравенства", что ограничивает доступ граждан к информации, мешает получению качественного общего и профессионального образования, снижает их конкурентоспособность на рынке труда.

Информация о работе Информационная технология. Основные пронятия. Термины