Информационная система «Абитуриент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

Пояснительная записка к дипломному проекту включает в себя введение, четыре раздела и ряд приложений.

Во введении дается краткая характеристика применения компьютерной техники в автоматизированных системах обработки информации и указана предпосылка создания рассматриваемой автоматизированной системы.

В разделе «Назначение и область применения» рассмотрены информационно-техническая структура приемной комиссии СПГЭТУ и технологический процесс обработки информации.

Раздел «Технические характеристики» включает несколько подразделов, в которых сформулированы требования, которым должна удовлетворять проектируемая автоматизированная система, описываются и конкретизируются данные, необходимые для функционирования системы или создаваемые ею, рассматриваются вопросы концептуального и логического проектирования и табличного представления данных, описана иерархическая схема автоматизированной системы и определено место в ней проектируемого модуля, описан и прокомментирован алгоритм функционирования модулей, ответственных за создание интерфейса автоматизированной системы и ведение базы данных, обосновывается выбор технических и программных средств, использованных при разработке данной автоматизированной системы, а также дается краткая характеристика применявшегося языка VBA, описаны этапы создания элементов интерфейса и даны комментарии к составленным подпрограммам, рассмотрены процедура и результаты отладки

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. Предпосылки для создания системы 6
1.1. Формы приема на дневное обучение 6
1.2. Информационно-техническая структура предприятия. 7
2. Технические характеристики 10
2.1. Постановка задачи 10
2.2. Входные и выходные данные 10
2.3. Иерархическая схема программы 11
2.4. Описание алгоритма работы модулей 13
2.5. Обоснование используемых средств 14
2.5.1. Обоснование выбора программных средств 15
2.5.2. Обоснование выбора и характеристика языков программирования 15
2.5.3. Общие сведения о языке Visual Basic 16
2.6. Разработка системы 18
2.7. Отладка и тестирование программы 20
3. Инструкция пользователю 21
Выводы 22
Список литературы 23
Приложение 1 Схема алгоритма 24
Приложение 2 Текст программы 33
Приложение 3 Результаты работы программы 50

Работа содержит 1 файл

прогр_образец.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

     Для создания модулей можно использовать два языка – Visual Basic и Visual C++. Visual Basic как язык программирования гораздо проще, чем С++, в частности, в нем нет библиотек и головных файлов. Кроме того, Visual Basic использует подпрограммы, т.е. каждому объекту соответствует своя подпрограмма, отделенная выражением sub…end sub, в С++ же текст программы кнопки находится непосредственно в тексте программы, что значительно усложняет его поиск.

     Все библиотеки и головные файлы С++ при  компиляции записываются в EXE-файл, что значительно увеличивает его объем, тогда как в Visual Basic их нет, поэтому и объем EXE-файла соответственно меньше.

     Наличие библиотек и головных файлов заметно увеличивает время запуска программы, т.к. на подключение библиотек и инициализацию головных файлов нужно время.

     Из-за блоков подключения библиотек и  головных файлов значительно увеличивается программный код, что так же увеличивает время выполнения программы.

     Скомпилированный  EXE-файл, выполняющий примитивный расчет: Если X > 0 – Y = X * X, Z = X + 5, иначе, если X < -5 – Y = 0, Z = X * X, иначе, если X < 0 – Y = X, Z = X, созданный через С++ занимал 2,10 Мб, а созданный через Visual Basic – 20,48 Кб.

     Обобщая, можно сказать, что программа, написанная на С++, имеет больший объем (в обоих смыслах) и выполняется дольше.

     Таким образом, выбор Visual Basic является оптимальным вариантом для создания этой части системы.

      1. Общие сведения о языке Visual Basic
 

     Visual Basic (VB)– относительно легкий язык программирования. Он прост в освоении и позволяет быстро получать ощутимые результаты – конструировать профессиональные приложения, решающие практически все задачи, встречающиеся в среде Windows. При этом создание многих приложений с использованием VB проще и быстрее, чем при помощи других языков программирования. VB применяет технологию визуального программирования, то есть конструирование рабочей поверхности приложения и элементов его управления непосредственно на экране.

     При беглом знакомстве с технологией  визуального программирования может  создаться впечатление, что она  сводится к созданию модулей, помещению в формы элементов управления и определении их связей с модулями. Довольно часто при решении простейших задач так и происходит. Но если требуется создать сколько-нибудь продвинутое приложение с содержательной обработкой данных, то на первый план выступает сам язык VB.

        1. Объекты и их семейства
 

     VB относится к языкам объектно-ориентированного программирования (ООП). ООП можно описать как методику анализа, проектирования и написания приложений с помощью объектов. Что такое объект? Объект позволяет инкапсулировать данные вместе с кодом, предназначенным для их обработки, т.е. объединить их в нечто целое, именуемое объектом. VB не является объектно-ориентированном языком в строгом понимании этого слова, однако объектный подход играет в нем большую роль. Все визуальные объекты, форма (Form), являются объектами. В VB имеется более 100 встроенных объектов.

        1. Классы
 

     Важнейшим понятием ООП является Класс. Класс обычно описывается, как проект, на основе которого впоследствии будет создан конкретный объект.

     Таким образом, класс определяет имя объекта, его свойства и действия, выполняемые над объектом. В свою очередь каждый объект, в соответствии с описанным выше, является экземпляром Класса.

        1. Иерархия  объектов
 

     Объектная библиотека VB располагает более 100 различных объектов, находящихся на различных уровнях иерархии. Иерархия определяет связь между объектами и показывает пути доступа к ним

     Полная  ссылка на объект состоит из ряда имен вложенных последовательно друг в друга объектов. Разделителями имен объектов в этом ряду являются точки, ряд начинается с объекта Application и заканчивается именем самого объекта

     Приводить каждый раз полную ссылку на объект совершенно не обязательно. Обычно достаточно ограничиться только неявной ссылкой на объект.

     В неявной ссылке, в отличие от полной, объекты, которые активны в данный момент, как правило, можно опускать.

        1. Методы
 

     Объект  сам по себе не представляет большого значения. Намного значительнее то, какие действия можно совершать над объектом, и какими свойствами он обладает. Метод как раз и представляет собой действие, выполняемое над объектом.

     Синтаксис применения метода:

     Объект. Метод

     В данном примере при помощи метода Quit (закрыть) закрывается приложение (объект Application).

     App1ication.Quit

     Метод можно применять ко всем объектам семейства.

        1. События
 

     Событие представляет собой действие, распознаваемое объектом (например, щелчок мышью или нажатие клавиши), для которого можно запрограммировать отклик. События возникают в результате действий пользователя или программы, или же они могут быть вызваны системой.

     Суть  программирования на VB как раз и заключается в этих двух понятиях: Событие и отклик на него. Если пользователь производит какое-то воздействие на систему, скажем, нажимает кнопку, тогда в качестве отклика выполняется код созданной пользователем процедуры. Если такой отклик не создан, т. е. не написана соответствующая процедура, то система никак не реагирует, на данное событие, и оно остается безответным. Как говорится, на нет и суда нет. Таким образом, действия, происходящие в системе, являются событиями, а отклики на них – процедурами. Этот специальный вид процедур, генерирующих отклик на события, называется процедурами обработки события, В целом программирование на VB состоит в создании кода программ, Которые генерируют прямо или косвенно отклики на события.

        1. Окно  редактирования форм (Form)
 

     Для создания диалоговых окон, разрабатываемых приложений в VB, используются формы. Редактор форм является одним из основных инструментов визуального программирования. Форма в проект добавляется с помощью команды Вставка, Форма (Insert, Form) или нажатием кнопки «Вставить Form» (Insert Form). В результате на экран выводится незаполненная форма с панелью инструментов Панель элементов (Тооlbох).

     Используя панель инструментов «Панель элементов» из незаполненной формы, можно сконструировать любое требуемое для приложения диалоговое окно. Размещение нового управляющего элемента в форме осуществляется следующей последовательностью действий:

     1. Щелкните значок того элемента, который вы собираетесь разместить  в форме.

     2. Поместите указатель мыши на  то место, где будет располагаться управляющий элемент.

     3. Нажмите левую кнопку мыши  и, не отпуская ее, растяните  появившийся прямоугольник до требуемых размеров.

     4. Отпустите кнопку мыши. Элемент  управления на нужном месте  создан.

     Размеры формы и расположенных на ней  элементов управления можно изменять. Технология изменения размеров стандартная для Windows: выделить изменяемый элемент, разместить указатель мыши на одном из размерных маркеров и протащить его при нажатой левой кнопки мыши так, чтобы объект принял требуемые размеры. Окно редактирования форм поддерживает операции буфера обмена.

     Таким образом, можно копировать, вырезать и вставлять элементы управления, расположенные на поверхности формы. Для облегчения размещения и выравнивания элементов управления используется сетка. Активизировать ее можно с помощью вкладки Общие (General) диалогового окна Параметры(Options), вызываемого командой Сервис, Параметры (Tools, Options), там же устанавливается шаг сетки. Кроме того; команды меню Формат (Format) автоматизируют и облегчают процесс выравнивания элементов управления, как по их взаимному местоположению, так и по размерам.

    1. Разработка системы
 

     Разработку  системы целесообразно начать с  определения типа обмена данными. Вариантов  есть несколько:

     Первый, самый примитивный – обмен  через файл на сетевом диске. Такой способ не позволяет работу одновременно с несколькими терминалами его быстродействие оставляет желать лучшего.

     Второй  – через сетевые протоколы, но такой способ не позволяет подключать и отключать терминалы автоматически.

     Третий, самый универсальный – через OCX-компонент NetWire.OCX, скачанный с сайта VBNet.ru. Единственный недостаток такой организации – необходимость подключения сервера как сетевой диск на каждом терминале. OCX-компонент позволяет обмениваться данными также, как в первом случае, но с гораздо большей скоростью.

     Следующим этапом разработки является создание программы-сервера. Данная программа  имеет одну форму-монитор, на которой  отображаются состояния терминалов, и ведется табличный журнал действий терминалов.

     Заключительным этапом разработки является создание программы-клиента. Данная программа включает в себя две формы – главное меню и анкету. Анкетная форма используется при добавлении и редактировании записей.

     Для разработки модуля объединения БД использовался  все тот же NetWire.OCX. Модуль состоит из одной формы, на которой расположены надпись с подсказкой, кнопка начала объединения и строка процесса для отображения стадии объединения. 

     Комментарии к программе-серверу 

     В головном модуле объявляются файловые, диалоговые переменные и ссылка на функцию GetServer библиотеки NetWire.OCX.

     Ком.1 – Головная подпрограмма, отображает форму-монитор.

     Ком.2 – Подпрограмма загрузки монитора, устанавливает параметры таблицы-журнала, проверяет, запускалась ли система  ранее, и если нет, то запрашивает номер факультета.

     Ком.3 – Подпрограмма таймера, проверяет  наличие команды от терминала в виртуальном файле OCX-компонента.

     Ком.4 – Подпрограмма записи в журнал команды, номера терминала и времени  поступления.

     Ком.5 – Подпрограмма передачи данных об абитуриенте терминалу для редактирования.

     Ком.6 – Подпрограмма приема данных от терминала  после добавления или редактирования. 

     Комментарии к программе-клиенту 

     В головном модуле объявляются диалоговые переменные и ссылка на функцию GetServer библиотеки NetWire.OCX.

     Ком.1 – Головная подпрограмма, отображает главное меню.

     Ком.2 – Подпрограмма нажатия кнопки «Готово» анкетной формы, печатает форму и передает данные на сервер.

     Ком.3 – Подпрограмма открытия анкетной формы для добавления.

     Ком.4 – Подпрограмма нажатия кнопки «Выход», запрашивает подтверждение выхода и при положительном ответе посылает серверу запрос на отключение и выключает компьютер.

     Ком.5 – Подпрограмма открытия анкетной формы для редактирования, запрашивает код абитуриента, отсылает серверу запрос на данные, принимает данные и записывает в соответствующие поля формы.

     Ком.6 – Подпрограмма загрузки главного меню, посылает запрос к серверу на подключение и принимает свой номер, использующийся в дальнейшем при обращениях к серверу.

     Ком.7 – Подпрограмма удаления, аналогична редактированию. 

     Комментарии к программе объединения баз  данных 

     В данной программе объявляется ссылка на функцию GetServer библиотеки NetWire.OCX. Потом последовательно открываются файлы системной информации каждого из факультетов и считается общее количество поданных заявлений, после этого последовательно открываются файлы данных всех факультетов и данные считываются в общий файл данных.

Информация о работе Информационная система «Абитуриент»