Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:34, реферат
В результате автоматизации операций, пользователи часто ошибочно полагают, что поисковые системы выдают нейтральные результаты, не подверженные никакому стороннему влиянию. Однако, как и любая другая медиа компания, поисковые системы совершенно определенно контролируют выбор пользователя, что ведет к "навязанным" результатам поиска (данный феномен так и называется - "навязывание поисковыми системами").
Введение3
1 Информационно – поисковые системы5
2 Персонификация информации11
2.1 Индексация 11
2.2 Навязывание 12
2.3 Составление списка результатов14
2.4 Персонифицированные алгоритмы18
Заключение20
Список использованных источников21
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт космических и информационных технологий
Кафедра Информатики
РЕФЕРАТ
АСОИиУ с точки зрения поисковых систем. Персонификация информации
Преподаватель
Студент
030902199
Красноярск
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Информационно – поисковые системы5
2 Персонификация информации11
2.1 Индексация 11
2.2 Навязывание 12
2.3 Составление списка результатов14
2.4 Персонифицированные алгоритмы18
Заключение20
Список использованных источников21
Введение
В результате автоматизации операций, пользователи часто ошибочно полагают, что поисковые системы выдают нейтральные результаты, не подверженные никакому стороннему влиянию. Однако, как и любая другая медиа компания, поисковые системы совершенно определенно контролируют выбор пользователя, что ведет к "навязанным" результатам поиска (данный феномен так и называется - "навязывание поисковыми системами").
За последние несколько лет поисковые системы стали одной из главных сил нашей информационной экономики. Они помогают пользователям самостоятельно производить миллионы (и даже миллиарды) поисков в день. При таком широком охвате, поисковые системы имеют значительное влияние на формирование поведения пользователя и его восприятие. Получается, что выбор, который делают поисковые системы при сборе, обработке и представлении информации, влияет и на общество в целом.
Обычно поисковые системы автоматизируют центральные операции, включая те процессы, которые используются для сбора данных и их сортировки в порядке представления пользователю. И эта автоматизация придает поисковым системам эффект объективности и правдоподобия.
Получается, что машины, а не люди оценивают информацию, создавая впечатление, что поисковые системы не подвержены продуманному структурному представлению данных, которое свойственно любому другому медиа проекту. Результаты маркетинговых исследований обычно только усиливают это ощущение объективности и независимости от внешних факторов.
К сожалению, данный романтический взгляд на поисковые системы не соответствует действительности. Поисковики - тоже медиа компании, а, как и любые другие медиа компании, в поисковые системы заложен определенный "плановый подбор информации", сформированный таким образом, чтобы удовлетворять своих пользователей. В результате этого, некоторый контент систематически ставится приоритетным, создавая, таким образом, феномен, называющийся "навязыванием" поисковыми системами.
1 Информационно – поисковые системы
Информационно-поисковая система (ИПС) — это упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, предназначенных для хранения и поиска информации — текстов (документов) или данных (фактов). Информационно-поисковыми системами являются любые определенным образом организованные хранилища информации. Причем информационно-поисковые системы могут быть и неавтоматизированными.
Информационно-поисковые системы в АСУ должны обеспечивать обработку чрезвычайно больших массивов информации, включающих сотни и тысячи документов. Поэтому создание таких систем часто требует очень больших трудовых затрат. Так, разработка только перечней используемых понятий ( дескрипторов), их эквивалентности, подчинения и связи между ними, сводимых в специальные словари-тезаурусы объемом в десятки тысяч слов, требует 3 - 5 лет работы крупных коллективов специалистов.
В зависимости от объекта хранения и типа запроса различают два вида информационного поиска: документальный и фактографический — и, соответственно, два типа ИПС — документальные и фактографические. Последние также называют информационно-справочными ИПС.
Документальными называются ИПС, в которых реализуется поиск по тематическим запросам в массиве документов или текстов с последующим предоставлением пользователю подмножества этих документов или их копий. Понятие документа может меняться от системы к системе. В общем случае это некий информационный объект, зафиксированный (обычно посредством некоторой знаковой системы) на каком-то материальном носителе (бумага, фото- и кинопленка, магнитная память и т.п.) и предназначенный для передачи в пространстве и времени в системе социальных коммуникаций.
Фактографические ИПС реализуют хранение, поиск и выдачу непосредственно фактических данных (научных, технических, экономических характеристик и свойств объектов, процессов, явлений, адресов, наименований, количественных данных и т.п.).
Главное,
сущностное, различие между документальным
и фактографическим поиском заключается
в подходе к семантике
Фактографические
системы предполагают накопление и
поиск в массиве документов со
строго регламентированной структурой.
Такая структура является или
результатом предварительной
В то же время между документальными и фактографическими системами нет непреодолимой разницы. Нередко реальные ИПС представляют собой пример смешанных систем, в которых фактографическая информация используется как дополнительное средство документального поиска, и наоборот. В документальных системах тексты (документы) также могут быть структурированы, разбиты на фрагменты или поля, и обработка и выдача документальной информации может вестись на уровне отдельных полей.
Выделяют еще и третий тип систем, которые называют информационно-логическими. Это системы, отвечающие на запросы, на которые в информационной базе в явном виде ответа нет. Получить ответ помогает экстралингвистическая база знаний и информация, порождаемая алгоритмически из уже имеющейся (документальной или фактографической). Эта новая информация или выдается как ответ на запрос, или дополнительно используется для поиска.
Информационно-поисковая
система документального типа представляет
собой упорядоченную
Различные средства, реализующие функции ИПС, получили название обеспечивающих подсистем, или «обеспечений». Выделяют следующие подсистемы: лингвистическое обеспечение, информационное обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение, технологическое обеспечение, кадровое обеспечение и др.
Информационное обеспечение — это информационные массивы (документы, запросы, метаданные), а также средства и способы их описания, построения и классификации.
Лингвистическое обеспечение — это логико-семантический аппарат, состоящий из информационно-поискового языка, правил применения (методик индексирования), критерия выдачи и других языковых средств.
Программное обеспечение — это алгоритмы и программные средства, реализующие все функции ИПС, выполняемые с помощью компьютера.
Техническое обеспечение — это технические средства (компьютеры, средства телекоммуникаций), обеспечивающие хранение, поиск и передачу информации.
Технологическое обеспечение — это набор и порядок выполнения автоматизированных и неавтоматизированных процессов и процедур обработки информации в ИПС, включая их описание, информационно-технологические схемы и инструктивно-методические материалы.
Кадровое (или штатное) обеспечение — это люди, взаимодействующие с системой и обеспечивающие ее эксплуатацию (обслуживающий персонал).
ИПС также
делят на составные части (подсистемы)
по функциональному признаку, когда
каждая подсистема выполняет определенную
функцию в технологическом
Важные понятия в информационном поиске — документ и запрос. Документ определяется как средство закрепления любым способом на специальном материале любой информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Документы имеют различную форму представления. В автоматизированных документальных ИПС это прежде всего текстовая информация на естественных языках в машиночитаемой форме.
Запрос представляет собой информационную потребность, сформулированную на естественном языке. Результат «перевода» информационного запроса на информационно-поисковый язык называют поисковым образом запроса (ПОЗ) или поисковым предписанием (ПП). Под этим понимают выражение на языке запросов, который включает в себя как собственно ИПЯ, так и средства управления поиском. Синтаксис и семантика языков запросов определяется структурой и наполнением документов и общими задачами системы.
Третья
часть информационного
Важнейшей
компонентой информационно-
Проблема оценки эффективности поиска является комплексной проблемой, включающей как теоретическую, так и практическую сторону. Главные из функциональных (технических) показателей ИПС, базирующихся на релевантности, — это полнота и точность, которые основываются на разделении документов на релевантные и нерелевантные, а также на выданные и не выданные.
2 Персонификация информации
Представители поисковых систем часто утверждают, что их центральные операции полностью автоматизированы и свободны от вмешательства человека. Однако данная характеристика неверна. Наоборот, работники поисковых систем делают множество редакционных изменений в том, какие данные собирать и в каком порядке представлять их пользователю.
2.1 Индексация
Поисковые системы не индексируют всю доступную информацию в Интернете. Намеренно или нет, программы поисковых систем пропускают некоторые веб-страницы полностью, или включают в поиск только часть веб-страницы.
В процессе
индексации поисковые системы
Информация о работе АСОИиУ с точки зрения поисковых систем. Персонификация информации