Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:44, реферат
В первой половине XIX в. В русской культуре наблюдался необычайный взлёт. Это позволило назвать этот период «золотым веком» русской культуры. Хотя в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от европейских государств, но в культурных достижениях она часто опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.
Введение стр 3
Литература стр 4-6
Театр и Балет стр 6 – 8
Музыка стр 8 – 10
Живопись стр 10-13
Архитектура стр 13 – 17
Наука стр 17 – 18
Заключение стр 19
Для одного из сыновей Николая I в 1853— гг. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда). Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865) использовал мотивы итальянского Ренессанса. Особенно сильное впечатление производит внутренний вид этого дворца. Стремительный разбег маршей парадной лестницы подчеркнут темной решеткой перил на светлом фоне. Изящные колонны легко несут опирающиеся на них своды. Архитектура кажется наполненной внутренним движением, а пространство лестницы словно раздвигается в глубину и вверх. Из более ранних произведений Штакеншнейдера наиболее известны Мариинский дворец и дворец князей Белосельских-Белозерских. Многочисленны его сооружения под Петербургом, особенно вокруг Петергофа. А еще раньше он был помощником О. Монферрана при возведении Исаакиевского собора, затем построил усадьбу А. X. Бенкендорфу в его имении под Ревелем. Довольный своим архитектором, Бенкендорф и представил его Николаю I. Вскоре Штакеншнейдер, сумевший угадать вкус своих высокопоставленных заказчиков, сделал блистательную карьеру и внес свой особый вклад в архитектуру северной столицы России и ее окрестностей.
Константин
Андреевич Тон (1794—) в своем творчестве
попытался возродить традиции древнерусской
архитектуры. Он строил пятиглавые церкви
с узкими арочными (закругленными) окнами,
использовал декор русского и
византийского происхождения. Все
это подчинялось строгим
Работы
Тона понравились Николаю I. Архитектор
получил два крупных заказа для
Москвы. Но позже, покровительство
Николая I сыграло роковую роль для Тона
и его наследия. Его творения стали рассматриваться
как символ николаевского царствования.
После революции 1917 г. многие творения
архитектора были разрушены.
В первой половине XIX в. Началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических знаний, всё большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся в практическую жизнь. Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М.Г.Павлова, медика И.Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы ХЗХ в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в
области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик
Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от
гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. ПЛ. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара.
Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819-1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.ПЛазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая ;16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф.П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г.И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ранее. О.Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.
В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его.
Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к
отечественной истории. Под его влиянием были созданы "Исторические
думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника.
Для следующих поколений историков (К.Д. Кавелин, Н.А. Полевой,
Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С.М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50-70-х годах XIX в. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времен".
Заключение
В развитии культуры XIX века выделяют два этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценна лишь в столицах, а в провинции и окраинах находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX века. Это время развития капитализма, потребовавшее решение теоретических и практических задач образования и науки. Особое место в конце XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм. Она отличилась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького человека», что было созвучно настроениями частного российского общества.
XIX
в. не даром назвали «Золотым веком» русской
культуры. Именно в это время была заложена
несокрушимая основа для всех областей
нашей культуры, таких как литература,
живопись, архитектура, музыка и наука.
Этот век доказал, что Россия – это великая,
талантливая страна. Он подарил всему
миру множество шедевров, которые стали
достаянием уже мировой культуры. Достаточно
вспомнить таких, уважаемых во всём мире
писателей как Н.В Гоголь, М.Ю. Лермонтов
и конечно же А.С. Пушкин. Шедевры такиз
русских композиторов как М.И. Глинка,
Н.А. Римский – Корсаков и П.И. Чайковский
до сих пор услаждают слух меломанов всего
мира и составляют важную часть мирового
фонда классической музыки. В это время
сформировался облик наших столиц – Москвы
и Санкт – Петербурга, было сделано множество
важных открытий. Русское искусство этого
времени — глубокий и обширный пласт,
в нем живут все реалии русской действительности,
в нем возникла и окрепла основная особенность
русской культуры — тесная взаимосвязь
всех ее феноменов с самим потоком истории,
с жизнью государства.