Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:44, реферат
В первой половине XIX в. В русской культуре наблюдался необычайный взлёт. Это позволило назвать этот период «золотым веком» русской культуры. Хотя в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от европейских государств, но в культурных достижениях она часто опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.
Введение стр 3
Литература стр 4-6
Театр и Балет стр 6 – 8
Музыка стр 8 – 10
Живопись стр 10-13
Архитектура стр 13 – 17
Наука стр 17 – 18
Заключение стр 19
Традиции Глинки
продолжил его младший
В
романсах Даргомыжского выразилось
стремление приблизить музыку к живой
человеческой речи. «Хочу, чтобы звук
прямо выражал слово, хочу правды»
— таков творческий девиз Даргомыжского.
Лучшие черты его глубоко своеобразной
лирики свойственны романсам-
Центральное произведение Даргомыжского —опера «Русалка» (1855 г.) — положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор сосредоточил внимание на социальных моментах пушкинского текста, создав замечательные по своему реализму и глубине характеристики образы страдающих, обездоленных людей из народа — Наташи и ее отца мельника.
Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России XIX века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Девятнадцатый век — блестящая пора в истории русской музыки.
Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И.А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.
Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Новаторская сущность оперы заключалась в том, что она отразила веяния новой передовой литературы.
В
целом следует отметить, что на
рубеже веков в творчестве композиторов
происходит определенный пересмотр
музыкальных традиций, отход от социальной
проблематики и возрастание интереса
к внутреннему миру человека, к
философско-этическим
Так же как и для остальных видов искусства, в живописи «Золотого века» преобладали романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств старалась соблюдать строгие рамки классического стиля, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодые, талантливые русские худодники, которым становилось тесно в жёстких рамках классицизма всё чаще обращались к портретному жанру.
Ярким
представителем романтизма являлся
О.А. Кипренский, его портрет А.С.
Пушкина одно из лучших произведений
созданных в романтическом
В.А,
Тропинин так же создал портрет великого
поэта, но написал от его, в отличие
от Кипренского в реалистичной манере:
Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806—). Более 20 лет работал он над картиной “Явление Христа народу”, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина “Последний день Помпеи”совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию:
«Последний день Помпеи»
В Первой половине XIX в. В русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился такой знаменитый русский художник как А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян.
Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его творчество явно не вписывалось в рамки академизма. Свой путь художника-сатирика он начинал будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина “Свежий кавалер”. Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями. Современники сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.
П.А.Федотов. «Свежий кавалер»
Развитие живописи и графики в начале ХIХв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
В 30—50-е годы обострение общественных противоречий после разгрома восстания декабристов, гнет реакции и в то же время не прекращавшиеся искания передовыми людьми путей дальнейшего развития России, вызревание революционно-демократической идеологии обусловили сложный характер искусства.
Классицизм
в этот период окончательно утрачивает
свои прогрессивные стороны, вырождаясь
в реакционный академизм. На почве
отрицания самодержавного строя
и вместе с тем разочарования
в возможности близких
Лучшие
творения художников попадали в коллекции
вельмож, оседали в запасниках Академии
художеств. Их мало кто видел. Создание
общедоступных художественных музеев
в' России началось в 1852 г., когда открыл
свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание
художественных сокровищ было превращено
в национальный музей, доступный
для публики.
Конец
XVIII и начало XIX в.— это эпоха
классицизма в русском
Еще в
середине XVIII в. Петербург был городом
одиночных архитектурных
Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801—1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759—), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Площадь перед Казанским собором, с двух сторон охваченная его колоннадой, стала одним из средоточии общественной жизни города. Во второй половине XIX в. здесь проводились митинги и демонстрации. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б. И. Орловским. В 40—50-е годы XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805—) “Укротители коней”, установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними. Еще одна работа Клодта — памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен — явный контраст с расположенным невдалеке памятником Петру I. Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786—). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П. К. Клодт и художник К. П. Брюллов. Собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление. И все же автора проекта и заказчиков нельзя не упрекнуть в определенной гигантомании, которая свидетельствовала о вступлении классицизма в период кризиса. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностранными архитекторами,— это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков — святая обязанность каждого нового поколения граждан России.
Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоениями разных эпох. После пожара 1882 года вновь была отстроена Москва в традициях классицизма и ампира. Архитектурным сооружениям Москвы того времени были свойственны черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода. В Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр (архитектор О.И.Бове), Манеж (тот же архитектор, инженер А. А. Бетанкур), Опекунский совет на Солянке (архитектор Д.И.Жилярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому —произведение Ивана Петровича Мартоса.
В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. Один из лучших московских особняков классического стиля — дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л.Н.Толстого). Строил его архитектор А. Г. Григорьев, выходец из крепостных крестьян.
Провинциальный классицизм в целом был ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М. П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске и в своем родном городе.
В Сибири
в начале XIX в. все еще возводились
здания в стиле барокко. Черты
его видны в Московских воротах
Иркутска, в Воскресенском соборе
в Томске. Но затем классицизм пришел
и в Сибирь. Один из первых и лучших
его памятников — “Белый дом”в
Иркутске, построенный купцами
В то время
в Петербурге развернулось строительство
доходных (многоквартирных) домов. В
них требовалось несколько
Творческая
мысль архитекторов остановилась на
принципе “умного выбора”. Считалось,
что здание должно быть построено
в том стиле, который более
отвечает его назначению. В конечном
же итоге все определялось желанием
заказчика и вкусом архитектора.
Помещики начали строить свои усадьбы
в стиле средневековой готики.
В городах появились