Земское самоуправление в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Крестьянская реформа 1861 г. открыла ряд буржуазных преобразований в России
во второй половине XIX в. Правительством Александра II был взят курс на
капиталистическое развитие страны.
Закономерным шагом на этом пути была реорганизация местного управления.
Земская реформа 1864 г. вводила самоуправление новообразованных земских
учреждений в губерниях и уездах, которое строилось на основных принципах
буржуазного общества: всесословность, выборности всех гласных (членов
земского собрания), зависимость избирательного права от имущественного ценза,
формальное равенство и сменяемость гласных, демократизм и открытость.

Содержание

Введение 3
1. Общее понятие об органах местного самоуправления 7
2. История формирования и развития органов местного
управления в России в XIX в. 14
3. Земская и городская реформы XIX века 20
4. Проблемы местного управления 33
Заключение 35
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая история!!!!!.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

народного здравоохранения  было допущено только в хозяйственном  отношении, т.е.

земство могло  ассигновать известные суммы  на дело народного образования и  на

врачебную часть, но распоряжаться этими суммами оно не имело права. К

хозяйственным делам, на которые распространялась компетенция земства,

относились также  дела по взаимному страхованию и  по развитию торговли и

промыслов.

     Но  даже в таких узких пределах  земства не пользовались свободой и

самостоятельностью: многие постановления земств, заключения займов, проекты

смет требовали  утверждения губернатором или министром  внутренних дел. Каждое

постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в

последней инстанции  решались Сенатом. Наконец, оставляя местную  полицейскую

власть в ведении  правительственных учреждений и  тем лишая земство

исполнительной  власти, закон 1864 г. еще более обессилил  их. Для взыскания

принадлежавших  земству сборов оставался лишь один путь - обращение "к

содействию" местной полиции, что не всегда обеспечивало проведение в жизнь

земских распоряжений.

     В  начале 60-х годов правительство  относилось еще довольно благосклонно  к

деятельности  земских собраний, не смотря на столкновения и шероховатости,

которые установились между отдельными земствами, с одной  стороны, и местной

администрацией - с другой. Но уже в начале 1866 г. появились угрожающие

симптомы. В январе 1866 г. министр внутренних дел издал  циркуляр,

ограничивающий право обложения земствами сплавных лесов. Подготавливалось также

ограничение в  обложении казенных земель. Все это  проводилось правительством

достаточно поспешно, причем совершенно игнорировалось мнение земств. Циркуляром

от 17 мая 1866г. разъяснялось, что земства не имеют права "облагать сборами

самые изделия  и продукты, выделываемые или продаваемые  на фабриках и заводах, а

равно и других промышленных и торговых заведениях, оплачиваемых акцизом в

пользу казны". Циркуляры подготовили почву  для появления закона 21 ноября 1866

г., окончательно парализовавшего, по мнению А.А.Головачева, какую-либо полезную

деятельность  земских собраний[14].

Выработка закона 21 ноября совершалась в полной тайне  и в печати не было об

этом никаких  известий; издание закона совпало с проведением очередных

губернских заседаний, и управам пришлось спешно переделывать доходные сметы для

согласования  с новым законом, лишившим земства  притока значительных средств.

     13 июня 1867 г. был издан закон,  еще более стеснивший земскую  деятельность,

т.к. земские  доклады, журналы и т.д. должны были теперь проходить

губернаторскую  цензуру. Кроме того, закон 13 июня значительно  расширил власть

председателя  и запретил земствам различных губерний взаимодействовать друг с

другом. Отныне печатание постановлений и земских речей допускалось только с

разрешения губернатора - для земских изданий была также  установлена

предварительная цензура. Вскоре последовало новое  существенное стеснение для

земской деятельности: Высочайше утвержденным положением Комитета министров от

19 сентября 1869 г.  земства были лишены права  бесплатной пересылки

корреспонденции.

     Несколько  лучшая судьба сложилась у  наиболее прогрессивной реформы

городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня

1870 г. Городового Положения.

     Городовым  Положением 1870 г. избирательное право,  как активное, так и

пассивное, предоставлено  было каждому городскому обывателю, к какому бы

состоянию он ни принадлежал, если он был русским  подданным, имел не менее 25

лет от роду и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью

или же уплачивал  в пользу города сбор со свидетельств: купеческого,

промыслового  на мелочной торг (лицензию на право  мелкой торговли) и т.п. Т.е.,

каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или

ремесленника  платил в казну города, пользовался  правом не только избирать, но и

самому быть избранным в гласные.

     К  недостаткам Положения 1870 г. можно  отнести заимствование прусской

трехклассной  избирательной системы. Согласно закону, все лица, имеющие право

участия в выборах, вносились в списки в том порядке, в каком они следуют по

сумме причитающихся  с каждого из них сборов в доход  города; затем они делятся

на три разряда. К первому разряду причислялись те горожане из показанных в

начале списка, которые уплачивали вместе одну треть  общей суммы сборов со всех

избирателей; ко второму - следующие за ними по списку, уплачивающие также треть

сборов; к третьему - все остальные. Каждый разряд составлял  особое

избирательное собрание под председательством городского головы и выбирал одну

треть гласных  в городскую думу.

     Первый  разряд обычно насчитывал лишь  десятки (если не единицы) избирателей,

принадлежавших  к наиболее крупным домовладельцам или торговцам, а третий -

тысячи, т.е. основную массу городского населения, и тем не менее каждый из них

посылал в думу одинаковое количество представителей. Неравенство в пользовании

избирательными  правами доходило до огромных размеров. Так, в начале 70-х годов

в Петербурге разница  в представительстве первого и третьего разряда составляла

65 раз(!).[15]

     Что  же касается внутренней организации  городского управления, то она  была

достаточно рациональной. Распорядительные функции были предоставлены  городской

думе, исполнительным органом, действующим в рамках, отведенных ей думой, стала

управа. Распределение  занятий и порядок действий управы и подчиненных ей

органов устанавливались  инструкцией, издаваемой думой. Члены  управы избирались

думой и не нуждались  в утверждении администрацией. Постановлением думы члены

управы могли  быть отстранены от должности и преданы  суду. Городской голова

также избирался  думой, но утверждался в должности  губернатором или министром

внутренних дел (в зависимости от ранга города). Городской голова, как правило,

занимал руководящее  место не только в управе, но и  являлся также председателем

думы. К.А. Пажитнов отмечал: "Такой порядок нельзя, однако, считать правильным,

т.к. он может  при известных обстоятельствах  легко затруднить критику действий

управы; более  целесообразным поэтому является предоставление думе права

выбирать из своей среды особого председателя"

[16].

     Лучшей  стороной реформы 1870 г. было  предоставление городскому

общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности  в ведении

городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской

администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали

лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же

большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не

нуждались ни в  чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за

законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту

городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским

делам присутствия. В состав губернского по городским  делам присутствия входили:

губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного

суда, председатель губернской земской управы, городской  голова губернского

города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу:

"У нас считается  необходимым все вопросы, возникающие  в административной

практике, разрешать  также административным порядком... У нас забывают, что

вопросы, возникающие  в административной практике, т.е. вопросы о так называемых

пререканиях о  пределах власти и законности административных распоряжений суть

также вопросы  о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ...

Нет никакой  необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в

случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и

пререканий, могли  бы рассматриваться судом в общем  порядке, законами

установленном".[17]

     Но  при всех своих недостатках  Положение 1870 г. все же являлось  крупным

шагом вперед как по сравнению с предшествующим периодом, так и с той ситуацией,

в которой оказалось  городское самоуправление в конце  ХIХ - начале ХХ веков.

Будучи построено  на идее доверия к общественной самостоятельности, оно вызвало

российские города из спячки и придало им ту силу и значение, о которых лишь

мечтали преобразователи  ХVIII века. Оно позволило говорить о реальных

предпосылках  формирования в России муниципального права, и, несмотря на

усиление административных начал 90-х годов ХIХ столетия, способствовало

всплеску муниципального законотворчества 1906-1917 годов.

     Годы  царствования Александра III выдвинули  на политическую арену идеи

централизации и укрепления принципа бюрократического самодержавия. "Русское

самодержавие, - писал М. Н. Катков, не может и не должно терпеть никакой

неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого

государства в  государстве. ... Самое главное - устроить на твердых началах и

поставить в  правильное отношение к центральному правительству земство и местное

управление".[18]

     12 июня 1890 г. было опубликовано новое  Положение о земских учреждениях,

утвержденное  Александром III, восстановившее сословность  избирательных групп и,

благодаря изменению  ценза, еще более усилившее представительство  от дворян. По

новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и

личные, во вторую - прочие избиратели и юридические  лица, в третью - крестьяне.

Губернские гласные, как и прежде, избирались на уездных  земских собраниях, в

губернское собрание обязательно включались все уездные предводители дворянства

Информация о работе Земское самоуправление в России