Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа
Крестьянская реформа 1861 г. открыла ряд буржуазных преобразований в России
во второй половине XIX в. Правительством Александра II был взят курс на
капиталистическое развитие страны.
Закономерным шагом на этом пути была реорганизация местного управления.
Земская реформа 1864 г. вводила самоуправление новообразованных земских
учреждений в губерниях и уездах, которое строилось на основных принципах
буржуазного общества: всесословность, выборности всех гласных (членов
земского собрания), зависимость избирательного права от имущественного ценза,
формальное равенство и сменяемость гласных, демократизм и открытость.
Введение 3
1. Общее понятие об органах местного самоуправления 7
2. История формирования и развития органов местного
управления в России в XIX в. 14
3. Земская и городская реформы XIX века 20
4. Проблемы местного управления 33
Заключение 35
Список использованной литературы
эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии
выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из
Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и
губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем
должен был подчиняться этому большинству и губернатор.
На практике петровский указ о выборности ландратов остался реформой на
бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в
собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему.
С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей
бюрократизации
страны и централизации
коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии.
Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и
дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные
только центру. Таким образом, Петром был осуществлен тип полицейского
государства и перед бюрократией поставлены самые широкие задачи: не только
правосудие и безопасность жителей, но и образование, благотворительность,
медицина, поощрение торговли и промышленности - все это возлагалось на
администрацию. Такая задача ввиду ее сложности и разнообразия оказалась не по
плечу полицейско-приказной структуре управления. Попытки Петра регламентировать
и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти,
потерпели крушение. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию и
справиться с
многочисленными
каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы
терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара
для сбора нового налога – подушной подати. Земский комиссар выбирался местным
дворянским обществом сроком на 1 год, был ответственен перед своими
избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта
должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело
подчинилась ее влиянию.
К Петру же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по
западноевропейскому образцу, городской жизни. В 1699 году им были изданы Указы
об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в
остальных городах, а в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами. Эти меры
имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела
посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно
учреждениями
судебными и административно-
обязанность наблюдения как за раскладкой государственных сборов и пошлин, так и
за их сбором. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить наблюдение за
внутренним порядком и благоустройством в городе, однако в действительности это
осуществлено не было.
Что
касается прав, предоставленных
магистратам, то они были
Главным из них было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через
старост и старшин с согласия всех граждан. Но права самообложения и
самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили. Число
членов магистрата зависело от того, к какому разряду принадлежал данный город.
В городах первого разряда магистраты состояли из четырех бурмистров и одного
президента, стоявшего во главе их, а в городах последнего (пятого) разряда
коллегиальное учреждение заменялось единоличной должностью бурмистра.
Выбираемые населением
члены коллегиальных
распоряжение центральной правительственной власти, и все значение выборов
сводилось лишь к тому, что население должно было поставлять для правительства
из своей среды исполнительных агентов и ручаться за их исполнительность.
Новая коренная реформа в области земского и городского управления
последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила
гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском
законодательстве,
так и в последующей
земских учреждений.
Обратить
внимание на эту сторону
заставили бесчисленные злоупотребления администрации и широко
распространившееся недовольство населения. В 1766 г. Екатерина издает манифест
об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения
местных нужд. Дворяне высылали от каждого уезда по депутату; городские
обыватели по одному от города; прочие сословия и звания по одному от своей
провинции.
Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством
выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских.
Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости
образования местного самоуправления с участием общественных сил и об
ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого
социального заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ
века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы
местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о
губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам
Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).
Наиболее
важные реформы нашли свое
отражение в первой части "
управления Губерний Всероссийской Империи", изданной 7 ноября 1775 г. Империя
делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в
свою очередь на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов и
посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого
сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее
законодательством.
Для заведования местным
Екатерины создало всесословный "Приказ общественного призрения". Дворянство
было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными
пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право
периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного
предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего
земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей
нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех
сословий ряд местных организаций ("сословных обществ"), предоставив им
известные права "по внутреннему управлению сих обществ", а также возложив на
эти организации
осуществление большинства
[10]. Разделив империю на губернии и уезды, поставив во главе губерний
наместников и создав органы местного самоуправления, где заседали наряду с
коренными чиновниками и местные выборные люди, Екатерина стремилась провести
принцип децентрализации
власти и создать отдельные
местах. В статьях Жалованной Грамоты городам впервые устанавливалось в русском
городе всесословное "общество градское", которое должно было включать в себя
всю совокупность постоянного населения города, и принадлежность к которому
обуславливалась не сословным положением, а известным имущественным цензом.
"Общество
градское" должно было избирать
из своего состава
которой вверялось
заведование городским
из своей среды так называемую шестигласную думу, на долю которой выпадала
наиболее интенсивная деятельность по заведованию текущими городскими делами. В
состав этого учреждения входили городской голова и шесть гласных, по одному от
каждого из шести разрядов городского общества. Ведению шестигласной думы
подлежал тот же круг дел, что и для общей думы; разница состояла лишь в том,
что последняя собиралась для рассмотрения более сложных и трудных вопросов, а
первая учреждалась для повседневного отправления текущих дел.
В начале 1786 г. новые учреждения были введены в Москве и Петербурге, а
затем - и в остальных городах Империи. Однако в большинстве уездных городов
вскоре было введено упрощенное самоуправление: непосредственное собрание всех
членов градского общества и при нем небольшой выборный совет из представителей
разных групп городского населения для отправления текущих дел. В небольших
городских поселениях коллегиальное начало совсем уничтожалось, и все
самоуправление было представлено в лице так называемых "городовых старост".
При
первом знакомстве с
впечатление широко задуманной реформы, однако в действительности результаты ее,
как и реформы, заложенной в Учреждении о губерниях, оказались довольно жалкими.
Местное самоуправление времен Екатерины постигла та же участь, какой
подверглись петровские ландраты и земские комиссары. Вместо того, чтобы
подчинить администрацию контролю местных выборных органов, Учреждение о
губерниях, наоборот,
предоставляет привыкшей к
право контроля и руководства над молодыми, вновь созданными учреждениями, в
связи с чем роль новых органов самоуправления оставалась крайне незначительной
вплоть до реформы 1864 года, когда были введены земские и новые городские
учреждения.
Но,
несмотря на это, значение
реформы Петра, при отдельных попытках вызвать общество к проявлению
самодеятельности,
в общем сводились к