Заупокойный мир Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:19, доклад

Описание работы

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма", посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире.

Работа содержит 1 файл

Духовные основы заупокойного культа Древнего Египта.docx

— 44.92 Кб (Скачать)

Уже в  гробницах вельмож Древнего царства  ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые  в случае уничтожения или повреждения  его мумии должны были стать пристанищем  для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа-Ка узнала его и вселилась в него.

Боги  также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка - по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).               

Третья  оболочка человека (др.-егип. Би, позд.-егип. Ба, Бэ) - сущность человека, то, что называют «жизненной силой», душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют «астральным телом».

Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под  влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.

В Древнем  царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.

Ба мыслилось  как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с  головой человека. Полагали также, что  Ба - это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).

Когда сущность (Ба) отделяется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.

Вместе  с тем Ба, которое, как птица, могло  покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться  сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.

Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.

В «Книге Мертвых» говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею.

Боги  тоже имели свои души Ба, нередко  несколько. Бог Ра обладал даже семью  Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна). Кроме  того, планета Марс считалась Ба Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.

Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались  как Ба богов. К примеру, созвездие  Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) - Ба Исиды. 36 звездных деканов  воплощали Ба определенных богов.

Иногда  один бог считался Ба другого бога. В частности, Ра именуется в текстах  Ба Нуна, Апис - Ба Птаха, Сокарис - Ба Осириса. [23;17]                

Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) - душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие «ментальное тело»).

Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб - это бессмертная душа.

Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.

Эб рассматривалось  как нечто, наиболее осведомленное  о скрытых помыслах человека и  тайных мотивах его поступков. Поэтому  на Загробном Суде Эб могло стать  опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные  показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.

«Книга  Мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать  на Загробном Суде против умершего.

В процессе мумификации тела в него нередко  вкладывали искусственное сердце в  виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания  о его земных деяниях на Загробном  Суде.

Данная  символика иносказательно описывает  Эб как энергию Солнца, ведь скарабей - символ бога Хепри (одна из ипостасей Pa - бог восходящего Солнца).               

Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: «причинное или кармическое тело»). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.

Именно  душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее  были связи и в прежних воплощениях.                

Шестая  оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.

Если  душа Эб (сознание) загрязнена злыми  мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.               

Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветленный, освещенный, блаженный».

Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно  все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в  каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.

Ax - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, - перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.

Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах). Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса. Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип. Шуит) человека. [19;214]

 

2.2 Влияние  мифа об Осирисе на похоронный  обряд

Началом древнеегипетского похоронного  обряда считали мумификацию первой оболочки (Сах) умершего.

Стремление  предохранить тело от разложения привело  египтян к изобретению мумификации - своего рода консервации тела при  сохранении его целостности.

Поначалу  мумификация достигалась путем  бинтования всех членов и торса пеленами льняной ткани.

Затем процесс работы с Сах покойного усложнился. Из полостей тела удалялись внутренности. Для сохранения тела использовали различные минеральные и растительные средства, прежде всего соли натрия, ароматические смолы кедра, кипариса, кассии и т. п.

Наивысшего  совершенства искусство мумификации  достигло в XVI-XIII вв. до н. э.

Позднее, во времена Семи греческих мудрецов и Пифагора, мумификация производилась  примерно так.

Умершего  приносили к бальзамировщикам, которые  показывали родственникам на выбор  деревянные раскрашенные изображения  усопших. При этом мастера называли самый лучший способ бальзамирования, который, как считалось, некогда  применяли Исида и Нефтида к Осирису.

Это был  наиболее дорогостоящий способ. Существовал  и второй, более простой и дешевый  способ бальзамирования. Наконец, имелся и третий способ - самый дешевый.

Потом бальзамировщики опрашивали родных усопшего, каким способом и за какую  цену те желали бы мумифицировать умершего. Договорившись о цене, родственники возвращались домой, а мастера немедленно и самым тщательным образом принимались  за работу. [20;245]

Три способа  бальзамирования в ново- и позднеегипетский периоды выглядели приблизительно следующим образом.     

Первый  способ. Сначала железным крючком через ноздри из тела Сах извлекали мозг. Таким способом удаляли только часть мозга; остальную часть выводили путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем острым эфиопским камнем делали разрез в паху и очищали всю брюшную и грудную полость от внутренностей (кроме сердца), которые собирали в четыре специальных сосуда - канопа.

На крышке каждого канопа было изображено «дитя  Гора» (сыновья бога Гора): Имсет (Амсет) - хранитель канопа с печенью; Хапи - хранитель канопа с легкими; Дуамутеф - хранитель канопа с желудком; Кебехсенуф - хранитель канопа с кишечником.

Вычистив  полость и промыв ее пальмовым  вином, мастера вновь прочищали  ее растертыми благовониями. Наконец  полость тела наполняли чистой растертой  миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и зашивали.

После этих операций тело клали на 70 дней в натровый щелок, ведь Исида тоже в течение 70 дней собирала тело своего мужа Осириса и мумифицировала его.

По истечении  этого срока тело обмывали, высушивали особым образом, обвязывали пеленами из разрезанного на бинты очень тонкого  полотна виссона и скрепляли  повязки камедью вместо клея.

Считалось, что все материалы, используемые бальзамировщиками, получены из слез Исиды  и Нефтиды по убитому мужу-брату Осирису. Пелены для мумии должны были изготовить бог ткачества Хедихати и богиня Таитет. Бог виноделия Шесему должен был дать Анубису и сыновьям Гора масла и притирания для бальзамирования. [22;342]

После этого родственники забирали тело, изготавливали деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещали туда мумию. Этот саркофаг хранили в  семейной усыпальнице, где приставляли  его стоймя к стене.

Таким способом бальзамировали своих умерших  состоятельные и знатные люди. [23;22]      

Второй  способ. Если родственникам из-за дороговизны первого способа пришлось выбрать более дешевый, то мастера поступали так.

С помощью  трубки для промывания впрыскивали  в брюшную полость покойного  кедровое масло, не разрезая при этом паха и не извлекая внутренностей. А  затем, плотно закрыв все отверстия  тела, чтобы масло не вытекло, клали  тело в натровый щелок на 70 дней.

На больший  срок, однако, оставлять тело в щелоке было нельзя. В последний день выпускали  масло из тела. Масло это действовало  столь сильно, что разлагало все  внутренности, которые вытекали вместе с маслом. Натровый щелок разлагал жир, так что от усопшего оставались лишь кожа да кости.

Затем, тщательно омыв и просушив тело, его возвращали родственникам, больше уже ничего с ним не делая. Хоронили покойника в яме, иногда в глиняном гробу или большом сосуде. [23;23]      

Третий  способ. Третий способ бальзамирования, применявшийся к беднякам, был прост и недорог. В брюшную полость вливали сок редьки и клали тело в натровый щелок на 70 дней. После чего, омыв и высушив тело, возвращали его родным для похорон в обычной земляной могиле.

Меж погребальными  пеленами бальзамировщики должны были поместить амулет в виде Ока Уджат, а на сердце - амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно.

Если  для совершения действий над Сах покойного достаточно было навыков и умелости рук, то для воздействия на остальные, неощутимые и невидимые энергетические оболочки человека, требовались другие способы и приемы. Тут невозможно было обойтись без действенного слова.

Магия окрашивала весь круг мышления древнего египтянина. Посвященные Египта полагали, что магию людям даровала Исида, чтобы при жизни отводить от них  удары судьбы, болезней, сновидений, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в мире ином, а также для  установления контактов живых с  умершими, духами и божествами.

Информация о работе Заупокойный мир Древнего Египта