Заупокойный мир Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:19, доклад

Описание работы

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма", посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире.

Работа содержит 1 файл

Духовные основы заупокойного культа Древнего Египта.docx

— 44.92 Кб (Скачать)
 

    

Духовные  основы заупокойного культа Древнего Египта

Египетская  религия всегда привлекала пристальное  внимание цивилизованных народов. Уже  древние греки, соприкасавшиеся  с Египтом, проявляли к ней  интерес в своих трудах. Религии  древнего Египта уделяется большое  место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма", посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире. С падением египетской культуры и вытеснением египетской религии с арены мировой истории христианством интерес к этой религии продолжал жить в среде европейских ученых. Во Франкфурте-на-Майне в 1701 г. был опубликован труд некоего Яблоньского "Pantheon Aegyptiorum". Но этот труд, как и другие ему подобные работы о древнем Египте, по существу, не имел научного значения, поскольку автору были недоступны для изучения подлинные египетские тексты.    

Научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг  на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для  науки новые, поистине необъятные сферы  исследования.    

С самых  первых своих шагов египтология  уделяла большое внимание изучению египетской религии. Сам Франсуа  Шампольон опубликовал труд, посвященный  этой теме. За истекшие полтора столетия египтология бурно развивалась  во всех направлениях, развивалось  и углублялось исследование египетской религии. [8;6]    

Возникновение и ранние этапы развития многих мифов  и культов относятся к додинастическому периоду Египта.

Погребальные  действия доисторических аборигенов Нила (меламподов) коренились в их инстинкте социальной привязанности. Поэтому общая линия развития форм погребения в долине Нила шла от стремления сохранить тело умершего (через мумификацию) к хранению его поблизости своего жилья сначала в обычной полуземлянке, пещере или в земляной могиле, а затем в специальном склепе.

Позднейшая  практика мумификации породила и  развитие особых видов урн для  хранения внутренностей умершего (так  называемые канопы) и особых футляров для хранения самой мумии (так  называемые саркофаги). [3;195]

Знатоки древностей доисторического Египта утверждают, что погребения верхнеегипетских меламподов на протяжении тысячелетий оставались неизменными - это погребения тела в эмбриональном положении на левом боку, в большинстве случаев головой на юг и лицом к западу, в земляных могилах прямоугольной или овальной формы.

В дельте Нила, куда попадали чужеземцы, погребения выполнялись по другому обычаю: телам  придано эмбриональное положение  на левом боку, головой к северу и лицом к востоку. "Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде и к этому теплому хлебу, которые я принес тебе", - это изречение из "Текстов Пирамид" свидетельствует об общепринятом обряде погребения. Отмечаются могильники, где половина умерших повернута головой на юг и обращена лицом к западу, а половина - головой к северу и лицом к востоку, что свидетельствует о мирном сожительстве крупных этнических групп, возможно, различного происхождения.

Меламподов всегда устрашала мысль о повреждении тела умершего, и они всячески стремились сохранить его целостность. Повреждение останков в некоторых захоронениях относят на счет нападений шакалов и крыс. Следов умышленного расчленения тела или мумификации нет, но встречались могилы, выложенные циновками и матами, с телами, обернутыми шкурами. И уже в древнейшую пору с умершими погребалась их домашняя утварь. [21;254]

Осмысление  и словесное сопровождение этих погребальных действий в течение  веков превратились в особый погребальный культ Древнего Египта.

Древние египтяне имели прочно укоренившийся  обычай хоронить вместе с умершим  произведения заупокойной литературы (Саху), целью которой было обеспечить умершему блаженное существование в мире ином.

С конца III династии (около 2625 г. до н. э.) жрецы  заупокойного культа читали по свитку папируса панихиды, а следовательно, уже существовал письменный канон  заупокойной службы.

Фараоны V и VI царских домов (2355 - 2155 гг. до н. э.) повелели начертать художественно  исполненными иероглифами, окрашенными  в зеленый цвет, заупокойные тексты на стенах внутренних помещений их пирамид.

Полагают, что стремление обеспечить себе заупокойный  культ магическими надписями  внутри пирамиды возникло у фараонов, ощущавших признаки распада Древнего царства и ненадежность существовавшего  заупокойного культа. [4;67]

Свод  всех заупокойных царских панихид  Древнего царства получил условное название "Тексты Пирамид". [Цит.по:23;9]

Первый  период междуцарствия и раздробленности  Египта (2150 - 2040 гг. до н. э.) породил новый  канон заупокойных магических текстов, предназначенных для местной  знати и удельных правителей различных  округов-номов. Он получил наименование "Тексты Саркофагов" [Цит.по:23;9]. Эти тексты содержат некоторое количество речений из "Текстов Пирамид", но в основном состоят из сочинений жрецов того времени, как правило, в форме диалогов.

Магические  тексты, открывавшие умершему потусторонние  обители и сообщавшие ему, как  правильно обрести бессмертие, начали записывать на папирусе при фараонах Среднего царства (около 2010 - 1785 гг. до н. э.).

Со стенок саркофагов тексты панихид перешли  на свитки папирусов, которые клали  внутрь гроба. Заупокойные тексты Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), записанные на папирусах, и получили наименование "Книга Мертвых".[Цит.по:23;10]

"Книга  Мертвых" включает древнейшие  речения из "Текстов Пирамид", речения со стенок саркофагов  и речения жрецов заупокойного  культа Нового царства. Таким  образом, свод "Книги Мертвых"  создавался приблизительно с  2325 по 1700 гг. до н. э., а ее окончательная  редакция, дошедшая до наших времен, относится к эпохе Саисской династии (663-525 гг. до н. э.).

С учетом того, что традиционные заупокойные  речения существовали в устной и  даже письменной форме задолго до их фиксации на стенах царских пирамид, "Книга Мертвых" отражает развитие египетской заупокойной службы III - первой половины I тысячелетия до н. э. и является одной из самых долгоживущих книг магического и божественного  содержания в мире.

"Книга  Мертвых" создавалась преимущественно  в округах Среднего и Нижнего  Египта жречеством Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Гелиополя, Бусириса и Буто. Фиванские жрецы не имели отношения к ее созданию, так как имя Амона в ней прямо не упоминается.

"Книга  Мертвых" разделяется приблизительно  на четыре крупных раздела:

Ø Первый раздел включает главы с 1 по 16, сопровождавшие

шествие погребальной процессии к некрополю, молитвы о "выходе (умершего) днем" и гимны богам Ра и Осирису.

Ø Второй раздел (главы 17-63) содержит описание обрядов

"выхода (умершего) днем" и возрождения  его, победу над силами тьмы, обессиливания врагов умершего, приобретения им власти над  стихиями.

Ø Третий раздел (64-129 главы) включает описание следующих

обрядов, сопровождавших "выход (умершего) днем": превращение умершего в божество, приобщение его к Ладье Миллионов  Лет, познание различных таинств, возвращение  в гробницу и Загробный Суд.

Ø Четвертый раздел охватывает главы с 130 по 162, где

описываются магические обряды, имевшие целью  обезопасить мумию, а также приводятся поминальные тексты, прославляющие  имя умершего. Эти речения читались в течение года после смерти в  определенные праздники и в дни  подношения даров умершему.

Со временем "Книга Мертвых" была вытеснена  новыми заупокойными сводами типа книги "Амдуат" [Цит.по:23;11] ("[Книга] о том, что в Дуате"), "Книги Врат" и т. п. Все они были начертаны на стенах царских скальных гробниц XVI-XIII вв. до н. э. Заупокойная литература Египта развивалась и позже, в персидские, македонские, эллинистические и римские времена. Помимо "Книги Мертвых» появилось немало более кратких и стройных заупокойных книг, но авторитет "Книги Мертвых" сохранялся до времен Клеопатры, Антония и Цезаря.        
 

2.1 Представления  о душе как первооснова заупокойного  культа

Результатом тысячелетних осмыслений погребальных обычаев, возникших из-за стремления сохранить тело умершего поблизости от его родных и близких, и медитативного  познания сущности человеческого существа является учение великих посвященных  Египта о человеке.

Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое  имеет семь оболочек (из которых  были поименованы пять), соответствующих  семи уровням его существования.                

Первая  оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.

Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию  и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.

Чистое  тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а  загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что  загрязнения в духовных оболочках  в конце концов проникают и  в вещественное тело, где проявляются  в виде физических недугов.

Очистить  Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.

Египтяне  дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о  сохранности головы – «седалища  жизни». Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого  желали только врагам богов.

Тело  покойного тщательно омывали, очищали  солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки  мумификации тел имели место  уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.).

Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения  его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.

Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными людьми - изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.               

Вторая  оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека. душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин «биополе».

Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.

Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.

Незадолго до смерти, когда энергетическому  двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)

После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)

Информация о работе Заупокойный мир Древнего Египта