Зарождение и развитие сосоловно-представительной монархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян.

Содержание

1. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.
2. Общественный строй.
3. Государственный строй.
4. Высшие органы государственной власти.
5. Центральные органы управления.
6. Система органов местного управления.
7. Церковная организация.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 10. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОСОЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МО-НАРХИИ.docx

— 37.66 Кб (Скачать)

   Местное управление. Во время перехода к сословно-представительной  монархии прежняя система кормления  была заменена новой, основанной  на принципе самоуправления. В  середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков  были учреждены губные органы, которые выбирались определенными  слоями населения. Дворяне и  дети боярские выбирали губного  старосту, которого затем в должности  утверждал Разбойный приказ.

   Аппарат губного  старосты состоял из целовальников,  избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

   Губные органы  как местные сословно-представительные  учреждения могли успешно функционировать  при условии коренной реорганизации  системы феодальных иммунитетов.  Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов - грамот, которые давали феодалам особые права и привилегии, такие, как право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.

   Наряду с губной  реформой Стоглавый собор рассмотрел  вопрос о создании земских  органов самоуправления, одобрив  предложение царя о повсеместном  введении в стране должностей  выборных старост, целовальников,  сотских и пятидесятских. Реализация земской реформы началась на черносошном Севере. Первом шагом в этом направлении было издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, которая предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд северных районов переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами центральному правительству. Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Часть этих денег пошла тем кормленщикам, которые дожидались своей очереди на наместничество. Аналогичные грамоты были выданы многим местам Северного Поморья. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.

   К ведению земских  органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривали губные органы. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные и обременительные для населения пошлины в свою пользу.

   Крестьянская война  под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены должности воевод, которых подбирал Разрядный приказ из числа бояр , дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.

   Одна из главных  задач воевод состояла в обеспечении  финансового контроля. Они производили  учет количества земли и доходности  земельных участков во всех  хозяйствах. Собирали государственные  налоги выборные старосты и  целовальники под надзором воевод.

   Важной функцией  воевод был набор на военную  службу служилых людей из дворян  и детей боярских. Воевода составлял  соответствующие списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял  готовность к службе. По требованию  Разрядного приказа воевода направлял  военнослужащих на место службы. Он командовал также стрельцами  и пушкарями, наблюдал за состоянием  крепостей.

   При воеводе была  специальная приказная изба во  главе с дьяком. В ней велись  все дела по управлению городом  и уездом. Общая численность аппарата  местных учреждений страны во  второй половине XVII в. стала приближаться  к двум тысячам человек. По  мере того как воеводы укрепляли  свое положение, им все больше  подчинялись губные и земские  органы, особенно по военным и  полицейским вопросам.

   Права и обязанности  воевод были столь неопределенны,  что они сами уточняли их  в процессе деятельности, что  создавало большие возможности  для произвола. Не довольствуясь  жалованьем, они с помощью вымогательства  изыскивали дополнительные источники  доходов. Особенно велик был  произвол воевод в Сибири. Контроль  центра за деятельностью воевод  был крайне слабым.

   В XVII в. получают  дальнейшее развитие разряды  - военно-административные округа, возникавшие  в пограничных районах. Первый из них - Тульский - был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

7. Церковная организация.

Положение церкви и церковное  право XV—XVII вв.

С 1589 г. в России было учреждено  патриаршество, что привело к  росту притязаний церкви на политическую власть.

В ходе реформы по централизации  церковного управления (1620—1626 гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649 г. был  учрежден Монастырский приказ.

В середине XVII в. патриарх Никон  провел реформы по укреплению церковной  системы, а также осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами  и внес в них исправления. Ему  противостояла группировка (раскольники), возглавляемая протопопом Аввакумом, настаивавшая на правильности только русских текстов. Противники церковных  реформ стали подвергаться преследованиям.

Из-за притязаний церкви на первичность духовной власти по сравнению  со светской между патриархом Никоном  и царем Алексеем Михайловичем произошел  разрыв. На Церковном соборе 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана, а его преемники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Взаимоотношения государства  и церкви в XVI—XVII вв. были сложными, неоднократно пересматривались и подвергались правовой регламентации.

Высшим церковным органом  был Освященный собор. Все его  члены входили в состав Земского собора. Духовенство, будучи особым сословием, обладало некоторыми привилегиями и  льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и  др.

Система органов церковного управления включала епископаты, епархии, приходы и монастыри.

Епархии возглавлялись  епископами. В их полномочия входили:

назначение поповских  старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых  монастырей

назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов;

отправление святительского суда.

В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Во главе приходов стояли священники, назначаемые государственными чиновниками  либо избираемые приходом. Монастыри  возглавлялись архимандритами и  игуменами.

Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество. В церковную судебную систему  входили: суды епископов, наместнические суды и монастырские суды.

С 1589 г. главным судебным органом церкви стал Суд патриарха. В XVII в. церковные дела рассматривали  Патриарший двор, Тиунская изба или  Приказ церковных дел.

Главными источниками  церковного права были Кормчая книга, Правосудие митрополичье и Стоглав (1551 г.).

В Стоглаве были собраны и систематизированы все нормы действующего церковного права. Им регламентировались: порядок богослужения, дисциплина духовенства, монашества и мирян по отношению к церковным обрядам, литургии и церковной жизни, статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.


Информация о работе Зарождение и развитие сосоловно-представительной монархии