Зарождение и развитие сосоловно-представительной монархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Создание централизованного Русского государства способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершено всеобщее закрепощение крестьян.

Содержание

1. Предпосылки образования сословно-представительной монархии в XVI-XVII вв.
2. Общественный строй.
3. Государственный строй.
4. Высшие органы государственной власти.
5. Центральные органы управления.
6. Система органов местного управления.
7. Церковная организация.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 10. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОСОЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МО-НАРХИИ.docx

— 37.66 Кб (Скачать)

   В 70-е годы опричнина  была упразднена, а большая часть  кромешников отправлена в мир  иной. Но лютовать Иван Грозный  продолжал до самой смерти: запытал своего главного полководца князя Михаила Воротынского, собственноручно убил сына Иоанна... В 1584 году он скончался за игрой в шахматы.

   За кровавыми  перипетиями царствования Ивана  Грозного некоторые историки  усматривают высший государственный  смысл. Но слишком много в  поступках Грозного было произвольного,  дурного, психопатического. Ему было  неважно, какими методами действовать.  Важно было крепить свою личную  власть, ибо царь Иван считал, что он и есть государство,  и распоряжался в нем, государстве,  как в своем собственном дому. А дом устоял лишь только  потому, что крепился традиционными  религиозно-общинными скрепами да  тем, что наработали предшественники  Ивана Васильевича. Убыль в  его царствование составляли  не только десятки тысяч убитых  и уморенных (бояр, Дворян, купцов, ремесленников, крестьян, посадских  людей), но и эмигранты, и беглые  всех званий и сословий - многократно  увеличилось и укрепилось окраинное  русское казачество. Слава и величие  государства не были для царя  Ивана IV пустыми словами, но  существовали лишь вкупе с  собственным безграничным честолюбием.  Не столько о государстве он  радел, сколько самого себя  тешил. Опричнина показала всю  меру опасности, таящейся в  бесконтрольной царской власти,

   В целом итоги  царствования Ивана IV были неутешительными.  Опричные репрессии и рост  налогового гнета в связи с  Ливонской войной резко ухудшили  положение народных масс. Усугубили  народные бедствия крымские набеги  и свирепствовавшая несколько  лет эпидемия чумы. Результатом  был хозяйственный кризис. Центр  и северо-запад страны были  опустошены. Села и деревни стояли  заброшенными, зарастала лесом пашня.  Многие бежали из разоренных  родных мест -на юг (в районы Орла, Тулы, Курска и т.д.), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в самом конце века - и в Западную Сибирь.

   Выход из Кризиса  правительство искало в административных  мерах. Ответом на бегство крестьян  стало крепостническое законодательство, которое означало важный шаг  на пути к оформлению крепостного  права в России. В немалой степени  закрепощение стало возможным  в результате опричной политики. Только деспотическое правление  при неразвитости государственного  аппарата могло удержать крестьян  в повиновении, сделать их крепостными.

   Боярская дума. По  мере того как происходило  усиление царской власти, снижалось  значение Боярской думы. Тем не  менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местничества, закреплявшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно возросла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировками боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, государством фактически управляли семь влиятельных бояр ("семибоярщина").

   По существу, Боярская  дума являлась скорее совещательным  органом при государе, своего  рода советом, деятельность которого  выражалась известной формулой - "государь указал и бояре  приговорили". В соответствии  с этим в компетенцию Боярской  думы входили наиболее важные  вопросы внутренней и внешней  политики, контроля административного  и судебного аппарата. Дума занимала  промежуточное положение между  монархом и всей системой административных  учреждений - приказов и органов  местного управления. Поэтому в  ней также решались дела особой  трудности, которые по тем или  иным причинам не могли быть  решены в приказах. Современные  исследователи склоняются к определению  Думы как высшего консультативного  органа московской политической  системы, центра царской администрации  и суда. По существу, члены Думы составляли правящую элиту Московского государства, группу высших советников царя.

   В состав Думы  входили думные люди четырех  степеней, окольничие, думные дворяне  и думные дьяки. Представители высшей знати - боярской аристократии, заседавшие в Думе, принадлежали к потомкам князей - Рюриковичей или Гедиминовичей (князья Воротынские, Мстиславские, Голицыны, Куракины) или старинных московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Шереметевы, Шеииы, Салтыковы). Состав Думы расширился за счет менее родовитых, но близких к царю родственников цариц - Стрешневых, Милославских, а позднее Нарышкиных.

   Земские соборы - принципиально новый высший орган  государства. Через них царь  привлек к управлению государством  определенные круги дворянства  и посадского населения. Земские  соборы были необходимы монарху  для поддержания крупных мероприятий  - войн, взыскания новых доходов  и пр. Цари, опираясь на земские  соборы, могли проводить угодную  им политику даже вопреки воле  Боярской думы. Первый собор (названный  собором примирения) царь и феодалы,  напуганные восстанием горожан  в Москве, созвали в 1549 г. Этим  способом господствующей верхушке  удалось несколько утихомирить  недовольных. Создавалась видимость  привлечения к государственному  управлению не только бояр  и дворян, но и других слоев  населения.

   В земские соборы  входили царь, Боярская дума, верхи  духовенства -Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадского населения (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора царь приглашал представителей с мест. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных финансовых проблем.

   Продолжительность  работы соборов зависела от  обстоятельств их созыва и  существа обсуждавшихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности, и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

   Количественный  состав земских соборов был  непостоянным. Самым многолюдным  (примерно 700-800 человек) был собор,  созванный в 1613 г., после изгнания  интервентов. Это был единственный  случай, когда на нем присутствовали  представители стрельцов, казаков,  чернотяглых крестьян. На этом соборе выбирали царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе называлось имя героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка, которая ратовала за избрание 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так на российский престол взошла династия Романовых.

   Все земские соборы  можно условно разделить на  четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей  инициативе; 2) созывал царь, но по  требованию сословий; 3) созванные  сословиями или по их инициативе  в отсутствие царя либо направленные  против него; 4) соборы, избирающие  на царство. Первая группа соборов  была преобладающей.

   В исторической  литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными  органами при царе. В действительности  же они являлись высшими органами  государственной власти.

   Приказная система  управления. Переход к ней (от  дворцово-вотчинной системы) завершился  в середине XVI в. В период ее  становления ведущая роль принадлежала  военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу  которой отныне составляла дворянская  конница и стрельцы. Стрелецкие  формирования были созданы в  результате реформы, проведенной  Иваном IV. (Необходимость в них  возникла в связи дальнейшим  развитием и совершенствованием  огнестрельного оружия). Для управления  стрелецким войском был создан  специальный приказ.

   Формированию новой  организации Русского государства  сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать  в походах со своими полками  и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

   Личным составом  боярской и дворянской конницы  ведал Разрядный приказ, который  регистрировал все случаи назначения  на должности, перемещений по  службе. Назначения на должности  осуществлялись в соответствии  с принципом местничества (по  родовитости, знатности).

   Поместными земельными  владениями служилых дворян ведал  Поместный приказ, который следил  за тем, чтобы они получали  поместные земли за военную  службу в соответствии с установленными  нормами. Казачьими войсками ведал  Казачий приказ.

   Появились в это  время и специальные территориальные  приказы, ведавшие делами тех  территорий, которые недавно были  присоединены к России. К ним  относились Казанский и Сибирский  приказы. В дальнейшем стал  функционировать и Малороссийский  приказ (по делам Украины).

   В период сословно-представительной  монархии возникает зародыш центрального  полицейского органа. Вначале действовала  комиссия Боярской думы по  разбойным делам, затем создается  особый Разбойный приказ, который  разрабатывал для местных органов  наказы по вопросам борьбы  с общеуголовной преступностью  и назначал на места соответствующих  должностных лиц.

   Обслуживанием личных  потребностей царя и членов  его семьи ведали дворцовые  приказы. К ним относились: приказ  Большого дворца (управлял дворцовыми  землями), Конюшенный (ведал царской  конюшней), Ловчий и Сокольничий  приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и  др. Должности руководителей этих  приказов считались самыми важными  и почетными; в соответствии  с принципом местничества их  могли занимать наиболее родовитые  бояре.

   При Иване IV дворяне  и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан  специальный Челобитный приказ.

   Система судебных  приказов возникает в конце  XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский  и др.), которые выполняли функции  высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.

   В деятельности  Российского государства большое  значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими  вопросами. До его возникновения  этими вопросами занимались многие  органы. Отсутствие единого посольского  центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской  думы во внешнеполитических делах  представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были  принимать участие ограниченное  число лиц, чтобы избежать разглашения  государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней  политики должен решить лично  он. Помогать в этом были призваны  начальник Посольского приказа  и небольшое число приказных.

   Основные обязанности  Посольского приказа состояли  в том, чтобы вести переговоры  с представителями иностранных  государств. Эту функцию непосредственно  выполнял сам начальник приказа.  В приказе вырабатывались важнейшие  документы, в которых обосновывалась  позиция Российского государства  по различным внешнеполитическим  вопросам. Кроме того, он решал  пограничные конфликты, занимался  обменом пленных и пр. Появление  Посольского приказа привело  к снижению роли Боярской думы  в области внешней политики. Царь  редко с ней советовался, предпочитая  полагаться на мнение Посольского  приказа.

   Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное  учреждение, ведавшее делами о  холопах. Раньше этим занимались  местные органы управления и  Казенный приказ, который выполнял  одновременно множество других  функций. В связи с распространением  кабального холопства возникает  потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

   На протяжении XVII в. функционировало в общей  сложности свыше 80 приказов, из  которых к концу столетия сохранилось  немногим более 40. Одни приказы  упразднялись, другие создавались  - по мере появления потребности  в управлении новыми отраслями.  Так, создание полков нового  строя вызвало появление Рейтарского  приказа, а воссоединение Украины  с Россией сопровождалось созданием  Малороссийского приказа, возвращение  смоленских земель - Смоленского  приказа и т.д. Это был естественный  процесс, отражавший усложнение  социально-экономической и политической  структуры общества. В государственном  аппарате росло влияние "беспородных  людей". Если в 1640 г. приказных  людей числилось всего 837 человек,  то в 1690 г. их стало почти  вчетверо больше-2739. Больше чем  по 400 человек в конце века сидели  в Поместном приказе и приказе  Большой казны. Штат приказа  Большого дворца насчитывал более  200 человек. В остальных приказах  сидело от 30 до 100 подьячих. Современник  отметил, что подьячих в приказах  стало так много, что и "сидеть  негде, стоя пишут". Рост числа  приказных служителей - свидетельство  повышения роли чиновников в  управлении государством.

Информация о работе Зарождение и развитие сосоловно-представительной монархии