Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:01, реферат
Основными источниками формирования казачества были:
1. Крестьянство(беглые крепостные)
2. Военнослужащие
3. Мещане
4. Бояре
5. Некоторые представители шляхты
6. Некоторые представители православного духовенства
1. Вступление
2. Образование Запорожской Сечи
3. Условия приема на Запорожскую Сечь
4. Военно-территориальное устройство Запорожской Сечи
5. Органы власти на Сечи
6. Символы власти на Сечи
7. Военное искусство казаков
8. Быт и уклад жизни запорожских казаков
9. Ликвидация Запорожской Сечи
10.Задунайская казацкая Сечь
11. Образование отдельного запорожского войска(Дунайского казацкого полка)
12. Административно-территориальное устройство Азовского казацкого войска
13. Органы власти Азовского казацкого войска
14. Военное устройство Азовского казацкого войска
15. Социальное устройство Азовского казацкого войска
16. Хозяйство и промысел азовских казаков
17. Ликвидация Азовского казацкого войска
18. Сравнительный анализ Запорожской и Задунайской Сечи
19. Список литературы
Министерство науки и
Одесский Национальный Политехнический Университет
Кафедра Истории
Реферат
По теме: «Запорожская и Задунайская казацкая сечь. Сравнительный анализ»
Выполнила:
Студентка группы ИК-102
Калабуха Маргарита Игоревна
Проверил:
Мельник О.В.
Одесса 2011
План
10.Задунайская казацкая Сечь
11. Образование
отдельного запорожского
12. Административно-
13. Органы
власти Азовского казацкого
14. Военное
устройство Азовского
15. Социальное
устройство Азовского
16. Хозяйство и промысел азовских казаков
17. Ликвидация Азовского казацкого войска
18. Сравнительный
анализ Запорожской и
19. Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Запорожское казачество
сыграло важную роль в становлении
Украины как государства и
подъеме общественного
Термин «казак» был использован впервые на границе XV – XVI вв. и сначала не означал названия отдельного социального слоя общества. «Казаковать» означало «промышлять в степи», а именно – защищать приграничные территории, отправляться в походы на татарские улусы за добычей(«добычничество»).
Причинами появления казачества были:
1. Экономические – захват украинских земель литовскими и польскими феодалами, недостаток у крестьян собственной земли, из чего последовало переселение и экономическое освоение Дикого Поля.
2. Социальные – усиление социального гнета, закрепощение крестьян
3. Политические – попытки Польши взять под контроль беженцев на Поднепровье
4. Национально-религиозные – насаждение католичества и униатства, политика полонизации
5. Военная - необхадимость защиты границ от нападений татар
Основными
источниками формирования
ОБРАЗОВАНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ
Основными причинами образования Запорожской Сечи были:
Первая Запорожская Сечь была организована на острове Малая Хортица и называлась Хортинской (1555 – 1557 гг.). Основание Хортинской Сечи связывают с именем Дмитрия Вишневецкого, в народе известного как Байда.
В 70-х гг. XVI в. Была организована Сечь на острове Томаковка.
Всего за 200 лет существования казачества насчитывается 9 Сечей:
УСЛОВИЯ ПРИЕМА НА ЗАПОРОЖСКУЮ СЕЧЬ
Прием новоприбывшего на Запорожскую Сечь осуществлялся на таких условиях:
1. Он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком);
2. Должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или лютеранином, то должен был принять православие, если — иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру);
3. Должен был хорошо говорить по-украински (если прибывший был не украинец, он должен был выучить ураинский язык и обычаи)
ВОЕНННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ
В войсковом отношении Запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев.
В центре
Сечи была площадь, на ней
была церковь, от площади
Земля на территории Войска Запорожского делилась на паланки(полки). Паланок было 5, позднее – 8. Количество паланок, в отличие от курене,менялась.
Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые назывались «лыцарством» или «товарыством».Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё и также входили в состав войска Запорожского.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ НА СЕЧИ
Высшим органом власти на Сечи считалась Казацкая Рада.
Казацкая Рада обычно собиралась 3 раза в год: 1 января, 1 октября и после Пасхи.
Компетенции Казацкой Рады:
Казацкая Рада на Хортинской Сечи
Система органов власти на Сечи имела трехступенчатую структуру:
СИМВОЛЫ ВЛАСТИ
4.Бунчук
Исполнительная власть принадлежала гетману.
Он являлся главнокомандующим, имел высшую судебную и исполнительную власть, представлял Войско Запорожское во время переговоров и дипломатических встреч. В военное время его власть была неограничена.
В мирное время его власть ограничивалась тремя условиями:
1. Термин(срок) → выбирался лишь на один год.
Голосование выполнялось криком и подбрасыванием шапок. По обычаю выбраный атаманом должен был трижды отказаться. Чтоб он не забыл,что вышел из простых людей, его голову вымазывали грязью.
2.Отчет
3.Казацкая рада
Ближайшими помошниками атамана являлись:
Все должности на Сечи были ВЫБОРНЫМИ.
Казацкое право было не писаным законом, а старинным обычаем.
ВОЕННОЕ ИСКУССТВО КАЗАКОВ
Основным родом войск являлась казачья пехота, казачья конница. Наступали обычно лавой(полукругом). Для обороны казаки использовали табор( четырехугольное движимое укрепление из нескольких рядов сдвинутых и укрепленных между собой цепями возов).
Казацкие судна,на которых они совершали набеги, назывались чайки.
Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Чёлн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10–15 пар вёсел, носовой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4–6 фальконетов (пушки калибром 30 мм). На борту имелся достаточный для длительных морских походов запас оружия и провианта.
БЫТ И УКЛАД ЖИЗНИ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ
Одежда
Одежда запорожцев не была однообразной. Повседневная, походная одежда отличалась простотой, что проявилось в самом ее названии - подлая одежда. В противоположность ей парадная одежда была очень роскошной и нарядной, причем нередко она состояла из трофеев, добытых во время походов. В дорожных заметках немецкого посла Эриха Лясоты (XVI в.), который посетил Запорожье найдены упоминания о таких элементах одежды запорожцев, как татарский кобеняк и мантий. Посол откликается про казаков как о людях очень щедрых, которые сделали ему богатые подарки: кунью шубу и черную лисью шапку. Данные о костюме казаков XVII в. есть и в известной работе Г. Левассера де Боплана. Он перечисляет, в частности, рубашки, шаровары, шапки и каптаны из толстого сукна, которые составляли повседневную козацкую одежду. Польские писатели XVIII в. отмечали, что запорожские казаки носили широкие шаровары с золотым галуном вместо опушки, суконные с откидным рукавом полукунтуши, белые шелковые жупаны, шелковые с золотыми кистями пояса и высокие шапки с барашковыми околышами серого цвета и красным шелковым вершком, который заканчивался кистью. По описаниями других очевидцев, одежда запорожцев состоял из жупана, сделанного из сукна разных цветов, шелкового каптана также разных цветов, яркой черкески (схожа с жупаном), шаровар, шелкового кушака, шапки-кабардинки из выдры и косматой шерстяной бурки - вильчуры. На ноги обувались сафьяновые сапоги. Парадная одежда запорожских казаков изготовлялась из шелка и польского и английского сукна - кармазина и бархата. Шелковая штофная ткань с узорами называлась у запорожцев шалёвой, одежда из польского и английского сукна назывался састами, а убранство из красного восточного сукна - кармазинным. 116-летний запорожец Иван Игнатович Розсолода так описывал (в 1870-х годах) козацкую одежду и прически: "Ходили запорожцы хорошо, одевались нарядно и красиво; головы они брили, обреют и еще мылом намажут (чтобы лучшие волосы росли). Одну только чуприну оставляли длиной с аршин, черную и курчавую. Заправится, замотает два-три раза за левое ухо и повесит, а она и висит до самого плеча. А другой возьмет и перевяжет свою чуприну лентой, закрутит ее на лбе и ляжет спать, а утром распустит ее, и она делается, точно овечий хвост. Это все на выхвалку. Девчата косы отращивают, запорожцы чуприны. А если уже слишком длинная вырастет, тогда казак замотает ее сперва за левое ухо, а потам проведет за затылком на правое ухо и так и ходит. Бороды тоже брили, только одни усы оставляли и растили их дольше. Другой возьмет их обоими руками, поднимет вверх да и позакладывает на самые уши, и они еще ниже ушей весели. Вот это как запорожец чуприну замотал, усы расчесал - тогда уже одевается в свое платье". Немного более поздние свидетели писали о запорожцах: "Жупаны у них были синие и делались из доброго сукна, которое никогда не линяло; отворот на рукавах "заковраши" - другого цвета: красные или зеленые, пояс красный, а шаровары синие китайчатые на очкуре. Жупан застегивался до самого верха на густо расположенные крючки; ворот был тоненький, в два пальца, а на вороте два крючка и две бабки. Пояс тоже мог быть разных цветов (зеленый, синий), но преимущество отдавали красному. Этот жупан называли "каптаном". Рукава были узенькими и на концах застегивались крючками при самой руке". Каптан шился из зеленого шелка, делался в подоле "густым", клинья вшивались к пройме между спинкой и передом, отвороты приставлялись из бархатной материи, по сторонам обязательно были карманы (гаманки). Кроме того, сохранившиеся документы указывают среди запорожской одежды еще и широкие суконные киреи и короткие юбки наподобие турецких курток. На старинных рисунках казаки изображены также в коротких куртках из кожи - шкирянках.
Существует и более полное описание костюма запорожских казаков. Их каптаны были ниже колен, любой имел по два уса сзади, как черкеска кубанских казаков, на концах рукавов красовались небольшие отвороты из желтого бархата, прикрепленные металлическими крючками; в плечах каптаны довольно широкие, а в перехвате - довольно узкие, подбитые клетчатой китайчатой материей. Такой крой целиком обеспечивал вольность движений. К этим каптанам надевали несколько поясов: "одного шелкового персидского сырца, ширины две с половиной четверти, длины в одиннадцать аршин, свекольного цвета (для подпоясывания они складываются втрое наизнанку внутрь), с позолоченными концами, длины в три четверти; каждый конец - с шелковыми плетеными шнурками, длины в аршин, прикрепленными к каждому из концов пояса; второй - также из шелка, такой же ширины, семь аршин, сиреневого цвета, с осеребренными концами и шелковыми шнурками на концах; третий - такой же ширины и такой же длины, но без позолоты на концах, из нарядной шелковой материи с цветами и узорами..." В такие пояса запорожские казаки вкладывали деньги, письма, огниво, нюхательный табак.
Обычаи и традиции
Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.
Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
В отношении к захожим и заезжим людям запорожские казаки всегда были гостеприимны и страннолюбивы: "Сей обычай был у запорожцев не только к приятелям и знакомым, но и к посторонним людям, и наблюдали сию страннолюбия добродетель строго и неупустительно". По врожденным качествам, присущим истому малоросу, запорожцы отличались умением мастерски рассказывать, умели подмечать смешные стороны у других и предавать их в шутливом, но ни для кого не обидном тоне. "Обычаи у запорожцев чудны, поступки хитры, а речи и вымыслы остры и большею частью на насмешку похожи".
Сичевые казаки, по своей жизни и по чистоте нравов, говорит очевидец, считали себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сичь не допускали женщины, будет ли то мать, сестра или посторонняя женщина для казака. "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми внутри их жилищ (в Сичи), а которые уже женаты, должно, чтобы жены их жили в близких местах, куда ездят они к ним временно; но сие надобно делать так, чтобы не знали старшины."
Информация о работе Запорожская и Задунайская казацкая сечь. Сравнительный анализ