Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:07, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.
Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:
- определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах;

Содержание

Введение
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Социальная  сфера постоянно находится в  поле зрения международных организаций, уделяющих первостепенное внимание вопросам международно-правового регулирования  и координации в данной области.

     Важную  роль играет Международная организация труда (МОТ), направляющая усилия на практическое воплощение общих принципов социальной справедливости в законодательство отдельных стран и обладающая одной из самых совершенных систем международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций.

     В 1952 году МОТ принята конвенция  № 102, содержащая целую концепцию  социальной защиты. Она провозглашает  право всех граждан на социальную помощь, вне зависимости от трудового  стажа и размера выплаченных  страховых взносов, и выделяет девять направлений, по которым эта помощь должна оказываться: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи: все государства, ратифицировавшие конвенцию, принимают на себя обязательства предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных конвенцией видов обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, дана возможность ратифицировать конвенцию "с изъятиями" при обосновании причин изъятий в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ.

     Не  меньшее значение имеет Европейская  социальная хартия, принятая членами  Европейского Союза (ЕС) в 1989 году. Ее положения были дополнены и развиты в новой редакции Хартии от 3 мая 1995 года. В этих документах, не имеющих статуса международных договоров, содержатся нормы рекомендательного характера об основных правах на социальную защиту как работающих граждан (в случае наступления социального риска и утраты заработка они обеспечиваются адекватными выплатами), так и неработающих, не имеющих средств существования (они обладают правом на социальную помощь в размере прожиточного минимума). Подписавшие Хартию стороны обязались путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений обеспечить равенство граждан каждой из сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.

     В США индикатором бедности служит показатель, выведенный федеральным правительственным Управлением социального обеспечения еще в 1964 году. Он учитывает доход семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом главы семьи, количеством детей до 18 лет и призван соответствовать минимально необходимому уровню потребления. Совокупный семейный доход складывается из суммы зарплат, чистого дохода от самостоятельной деятельности, выплат по системе социального обеспечения, денежных пособий в рамках правительственных программ, денежных поступлений от собственности, дивидендов и чистого дохода от ренты, других видов получаемых денежных средств (пособий от частных предпринимателей, алиментов).

     Для окончательных расчетов требовалось  учесть расходы семьи из четырех  человек на "потребительскую корзину", составленную в соответствии с "экономным продовольственным планом" на основании данных Министерства сельского хозяйства. Полученная цифра умножалась на три, поскольку в соответствии с результатами обследований и общепринятыми стандартами лишь третья часть доходов граждан шла на удовлетворение потребностей в пище. Итоговая сумма определяла границу бедности, являясь прожиточным минимумом. В 1988 году он составил 12 091 доллар в год. Численность населения, находившегося за чертой бедности, составила 32 миллиона человек (13,1 процента всего населения).

     Во  многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.

     В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центрально европейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют. 

    Пособия, предоставляемые по национальным программам защиты дохода в некоторых странах ЕС
    Страна Основные пособия  и услуги
    Австрия Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского страхования
    Бельгия Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского обслуживания
    Дания Возмещение  стоимости оплаты жилья, стипендии студентам
    Финляндия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, стоимости пребывания детей в  дошкольных учреждениях
    Франция Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения
    Германия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование
    Ирландия Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
    Люксембург Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
    Нидерланды Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование
    Португалия Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование
    Испания Возмещение  стоимости оплаты жилья, помощь в приобретении предметов домашнего обихода
    Швеция Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, помощь в приобретении предметов домашнего обихода, субсидии на образование
 

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте, является главной задачей на пути построения социально ориентированной политики. От этого выбора зависит благосостояние нации. 

     2. Духовно-культурные  отношения в обществе  и закрепление в конституциях ее основных элементов 

     Данная  сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь идет по существу о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права, прежде всего, конституционного права, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.

     Эти отношения обусловлены, в конечном счете, существующей системой политических, экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность – именно, в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления – науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.

     Подчас  духовно-культурные отношения приобретают  политический характер. Особенно часто  это случается в сфере религии, которая нередко выступает в  качестве фактора, образующего нацию и государство.

     Образование, это участок жизни общества можно  считать основополагающим для всей ее духовно-культурной сферы, так как  без образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни.

     В ст. 27 Испанской конституции указывается, что образование будет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии заинтересованных секторов и создания учебных заведений. За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся будут участвовать в контроле и управлении во всех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичных фондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствование системы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. Публичные власти будут поддерживать учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.

     Таким образом, здесь, как и в Германии, мы наблюдаем либеральную систему  с минимально необходимым руководством публичных властей. Пример противоположного подхода к образованию дает Конституция Кубы, которую стоит процитировать, несмотря на большой объем соответствующего текста. Так, в ст. 39, в частности, сказано:

     "Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях. В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:

  1. основывает свою политику в области образования и культуры на достижениях науки и техники, идеях марксизма и мартианства (имеется в виду идейное наследие кубинского революционного идеолога Хосе Марти. – Авт.), кубинской и всемирной прогрессивной педагогической традиции;
  2. обучение есть функция государства, и является бесплатным. Оно базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством. Государство поддерживает широкую систему стипендий для студентов и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим с целью достижения ими наивысшего возможного уровня знаний и навыков. Закон устанавливает состав и структуру национальной системы обучения, а также обязательность учебы и определяет минимум общей подготовки, которую должен получить каждый гражданин;
  3. способствует патриотическому воспитанию и коммунистическому формированию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни. Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом и участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке".

     В сфере науки и культуры государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, позволяющий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определенных направлениях. Демократическое государство в принципе воздерживается от такого воздействия, ибо оно сковывает развитие науки и культуры, подчас уродует его и в конце концов ведет к отставанию общества во всех отношениях, за исключением, может быть, каких-то узких особо поощряемых участков. Но и на этих участках наука и культура в случае такого одностороннего государственного воздействия неизбежно отстают, поскольку нарушена их целостность.

     Долгое  время конституционное право  было к этой сфере индифферентно. Современные же конституции, особенно в странах, переживших тоталитаризм, содержат на этот счет специальные  гарантии. Впрочем, и тоталитарные конституции  также стали прямо регулировать данную сферу, разумеется, достаточно своеобразно.

     Итальянская Конституция, например, устанавливает, что "искусство и наука свободны, и свободно их преподавание" (часть первая ст. 33). А ст. 9 гласит:

     "Республика содействует развитию культуры и научных и технических исследований.

     Она охраняет природу и историческое и художественное наследие Нации".

     Конституция Венгерской Республики 1949 года содержит следующие положения:

     "1. Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной жизни и художественного творчества, свободу получения знания и преподавания.

     2. Принимать решения в вопросах  научной истины, определять научную  ценность исследований правомочны  исключительно деятели науки".

     Что же касается регулирования данной группы общественных отношений тоталитарными конституциями, то здесь опять стоит обратиться к ст. 39 Конституции Кубы, которая в указанном отношении еще сравнительно либеральна: когда у нас бульдозерами сносили вернисажи современного изобразительного искусства, на Кубе такие произведения свободно выставлялись в публичных галереях. Упомянутая статья в части второй гласит:

     а) художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции. Формы выражения в искусстве свободны;

  1. государство с целью повышения культурного уровня народа развивает и поощряет художественное воспитание, призвание к художественному творчеству, занятия искусством и способность ценить его;
  2. творческая и исследовательская деятельность в науке свободна. Государство стимулирует и обеспечивает исследования, и, прежде всего те, которые направлены на решение проблем, затрагивающих интересы общества и благосостояние народа;
  3. государство благоприятствует вовлечению трудящихся в научную работу и в развитие науки;
  4. государство направляет, развивает и поощряет физическую культуру и спорт во всех их проявлениях как средство образования и вклад во всестороннее воспитание граждан;
  5. государство защищает самобытность кубинской культуры и заботится о сохранении культурного наследия и художественного и исторического богатства нации. Оно охраняет национальные памятники и места, отличающиеся своей природной красотой либо признанной художественной или исторической ценностью;
  6. государство содействует участию граждан через массовые общественные организации страны в осуществлении своей политики в области образования и культуры".

Информация о работе Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя