Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:07, реферат

Описание работы

Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.
Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:
- определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах;

Содержание

Введение
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

     на  тему :"Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва – 2010

 

      План 

Введение

1. Социальная система государства и характеристика ее элементов

2. Духовно-культурные  отношения в обществе и закрепление  в конституциях ее основных элементов

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Социальная  политика и духовно-культурные отношения играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в этих сферах, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.

     Данная  тема актуальна тем, что этот вопрос сегодня особенно важен в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и, прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.

     Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним  из направлений макроэкономического  регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе.

     Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.

     Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:

     - определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах; 

 

      1. Социальная система государства и характеристика ее элементов 

     Понятия социальная защита и социальное обеспечение  родственны, но не тождественны. При  их использовании в качестве научных  определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как  составную часть, а, кроме того, охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.

     "Нельзя отрицать, что правовое государство порождает экономическое неравенство; единственное, что можно сказать в его защиту - что неравенство это задумано так, чтобы затрагивать тех или иных конкретных людей заранее известным образом".

     Представление о наиболее заметных различиях в  подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.

     Формирование  либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.

     В сфере производственных отношений  созданы максимальные условия для  развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем  не ограничены в принятии самостоятельных  решений относительно развития и  реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. В наиболее жесткой форме такое положение характерно для США, где с 1948 года действует закон о трудовых соглашениях, или "закон Вагнера", согласно которому администрация предприятия в случае сокращения или модернизации производства вправе производить увольнения без предупреждения или с уведомлением за два-три дня, без учета трудового стажа и квалификации работников. Удел профсоюзов — отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.

     Данная  модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или  подъема, но при спаде и вынужденном  сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

     Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является "самоуправляемость" страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.

     Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

     Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий  или отраслей, использование действенных  средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.

     Наибольшую  известность получила шведская доктрина социального государства, которую  часто называют эгалитарной. Она  возводит заботу государства о своих  гражданах в ранг национального  культа, обещая обеспечивать им "безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство".

     Для реализации столь амбициозных целей в 1977 году в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы — весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт: 

Наименование  направления социальной политики Ответственный институт
1. Гарантия дохода
1.1.Политика  на рынке труда: в работе, переквалификация, трудовая адаптация и реабилитация  и пр. Государство, независимые  страховые компании
1.2. Социальное  страхование: медицинское страхование,  родительское страхование, народная пенсия, страхование от несчастных случаев на работе Государство
1.3. Поддержка  при военной службе Государство
1.4. Социальное  пособие Местные органы
2. Улучшение окружающей среды
2.1. Поддержка  окружающей природной среды Государство, местные  органы
2.2. Защита  здоровья: поддержка чистоты, контроль  качества продуктов и воды, исследование здоровья населения Местные органы
2.3. Жилищная  политика: субсидирование строительства,  поддержка семей с детьми, пенсионеров,  инвалидов Государство, местные  органы
2.4. Семейная  политика: детское пособие, школьные  обеды, помощь в семье и пр. Государство, местные  органы
2.5. Регулирование  свободного времени: парки, спортивные  площадки, бассейны и пр. Местные органы
3. Уход (призрение)
3.1. Уход  при болезнях: болезни тела, психические заболевания, уход за инвалидами, реабилитация Региональные  органы
3.2. Социальные  службы: уход за детьми, молодежью,  стариками Местные органы
3.3. Криминальный  уход Государство
4. Защита трудовой среды
4.1. Рабочая  экология: производственная санитария Государство
4.2. Трудовое  законодательство Государство
4.3. Регулирование  времени отдыха Государство
4.4. Защита  занятости Государство
 

     Деятельность  по каждому из отмеченных направлений  принесла довольно впечатляющие результаты. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики—государственном и частном. Профсоюзы вели напряженные переговоры с союзом предпринимателей по вопросу о величине зарплаты. В роли арбитра выступало правительство, фактически утверждавшее окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились достигнутым, решив двигаться к завоеванию новой высоты под лозунгом "равная оплата за любой труд". В итоге им удалось осуществить задуманное и добиться почти полной нивелировки уровня зарплат: 

    Среднемесячная  заработная плата среди представителей разных профессий в 1997году (в шведских кронах):
    медсестра бухгалтер строительный рабочий инженер химик продавец школьный учитель журналист секретарь 18672 18354 17611 19035 19096 19945 19308 21536 16200
 

     Отмеченные  три модели нигде в мире не встречаются  в чистом виде, представляя собой  "идеальные типы" социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.

     В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая "народная" пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.

Информация о работе Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя