Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:07, реферат
Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.
Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:
- определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах;
Введение
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов
Заключение
Список литературы
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
Реферат
по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
на
тему :"Закрепление в конституциях социальных
и духовных основ общественного строя"
Москва – 2010
План
Введение
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
2. Духовно-культурные
отношения в обществе и
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная политика и духовно-культурные отношения играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в этих сферах, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Данная тема актуальна тем, что этот вопрос сегодня особенно важен в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и, прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
Правильно
проводимая социальная политика государства,
в широком смысле являясь одним
из направлений
Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.
Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:
-
определить значение закрепления социальных
и духовных основ общественного строя
в зарубежных странах;
1. Социальная система
государства и характеристика
ее элементов
Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а, кроме того, охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.
"Нельзя отрицать, что правовое государство порождает экономическое неравенство; единственное, что можно сказать в его защиту - что неравенство это задумано так, чтобы затрагивать тех или иных конкретных людей заранее известным образом".
Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.
Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
В
сфере производственных отношений
созданы максимальные условия для
развития предпринимательской
Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является "самоуправляемость" страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.
Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им "безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство".
Для
реализации столь амбициозных целей в
1977 году в Швеции произведена реорганизация
социального ведомства и сформулированы
задачи социальной службы — весьма широкие,
но конкретные и понятные населению. Среди
них можно выделить четыре генеральных
направления: гарантии дохода, мероприятия
в отношении окружающей среды и сервиса,
уход (включая здравоохранение) и защиту
трудовой среды. За каждое из направлений
отвечает конкретный общественный институт:
Наименование направления социальной политики | Ответственный институт |
1. Гарантия дохода | |
1.1.Политика
на рынке труда: в работе, переквалификация,
трудовая адаптация и |
Государство, независимые страховые компании |
1.2. Социальное
страхование: медицинское |
Государство |
1.3. Поддержка при военной службе | Государство |
1.4. Социальное пособие | Местные органы |
2. Улучшение окружающей среды | |
2.1. Поддержка окружающей природной среды | Государство, местные органы |
2.2. Защита здоровья: поддержка чистоты, контроль качества продуктов и воды, исследование здоровья населения | Местные органы |
2.3. Жилищная политика: субсидирование строительства, поддержка семей с детьми, пенсионеров, инвалидов | Государство, местные органы |
2.4. Семейная политика: детское пособие, школьные обеды, помощь в семье и пр. | Государство, местные органы |
2.5. Регулирование
свободного времени: парки, |
Местные органы |
3. Уход (призрение) | |
3.1. Уход при болезнях: болезни тела, психические заболевания, уход за инвалидами, реабилитация | Региональные органы |
3.2. Социальные службы: уход за детьми, молодежью, стариками | Местные органы |
3.3. Криминальный уход | Государство |
4. Защита трудовой среды | |
4.1. Рабочая экология: производственная санитария | Государство |
4.2. Трудовое законодательство | Государство |
4.3. Регулирование времени отдыха | Государство |
4.4. Защита занятости | Государство |
Деятельность
по каждому из отмеченных направлений
принесла довольно впечатляющие результаты.
Поначалу острие этой политики, проводником
которой являлись профсоюзы, было направлено
на устранение различий в оплате труда
работников одного уровня профессиональной
подготовки, но занятых в разных секторах
экономики—государственном и частном.
Профсоюзы вели напряженные переговоры
с союзом предпринимателей по вопросу
о величине зарплаты. В роли арбитра выступало
правительство, фактически утверждавшее
окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились
достигнутым, решив двигаться к завоеванию
новой высоты под лозунгом "равная оплата
за любой труд". В итоге им удалось осуществить
задуманное и добиться почти полной нивелировки
уровня зарплат:
Среднемесячная заработная плата среди представителей разных профессий в 1997году (в шведских кронах): | |
медсестра бухгалтер строительный рабочий инженер химик продавец школьный учитель журналист секретарь | 18672 18354 17611 19035 19096 19945 19308 21536 16200 |
Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой "идеальные типы" социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.
В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая "народная" пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.
Информация о работе Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя