Законы древневавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и выбрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Содержание

1. Глава 1 Законы древневавилонского царя Хаммурапи…………………………3
§ 1.1. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»…………………………………………………………..3
§ 1.2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи»…………………………………………….7
§ 1.3. Брачно – семейное право по «Законам Хаммурапи»………………….10
§ 1.4. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»…………………13
§ 1.5. Суд и процесс по «Законам Хаммурапи»……………………………..17
2. Глава 2 Образование США……………………………………………………..20
§ 2.1. Декларация независимости США 1776 г………………………………..20
§ 2.2. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи Конфедерации США…………………………………………………………….23
§ 2.3. Конституция США 1787 г………………………………………………26
§ 2.4. «Билль о правах» США 1791 г…………………………………………..29
3. Решение задач……………………………………………………….................31
4. Список литературы…………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

контр. история зарубежка.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

§ 1.4 Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Законы не проводили  различия между преступлением и  гражданским правонарушением. Более  четко обособлялись некоторые формы  виновности – различные виды недоносительства, укрывательства. К числу отягчающих обстоятельств отнесены посягательства на личность или имущество представителей высших сословий, дерзость рабов по отношению к хозяевам или детей по отношению к родителям. Возможны наказания без вины.  Строитель дома, в котором обрушилась крыша, погубившая сына хозяина дома, наказывается смертью собственного сына. Такой вид наказания – редкая форма талиона – равно возмездного наказания, которое вслед за ветхозаветным библейским текстом иногда называют правилом «око за око». Э. Аннерс называет этот принцип зеркальным талионом.

Наиболее употребимым  было наказание в виде денежного  штрафа. Выработан своего рода тариф поранений, согласно которому повреждение в драке или по злому умыслу кости авилума, мушкенума и раба влечет за собой различные виды компенсаций – либо по принципу «око за око» (для авилумов), либо в виде денежной компенсации. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смертной казни. Например, похититель вола или ладьи из царского двора ил храма обязывался уплатить штраф в размере 30-кратной стоимости похищенного.

Разновидности описываемых  и перечисляемых преступлений можно  сгруппировать следующим образом: преступления против личности, против собственности, против семейных устоев, а также должностные и государственные преступления.

Центральное место в Законах  Хаммурапи занимали преступления против личности и имущества рабовладельцев. Кража по Законам Хаммурапи влекла уплату штрафа, в 10-30 раз превышающего стоимость украденного, или даже смертную казнь4.

Наиболее суровыми были наказания  за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвинений в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после  продажи своего товара обвинял покупателя в том, что то украл у него товар.

В числе преступлений против личности перечислены убийства мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения. Большое значение имело социальное положение обвиняемого и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу. Если авилум ударил равного ему, то с него брали штраф 10 сикле серебра. Если раб авилума ударил сына человека, то ему отрезали ухо. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, он должен был быть подвергнут бичеванию плетью в количестве 60 ударов5.

Смертью карали того, кто  крал ребенка у свободных родителей с целью превратить его в раба. Сурово наказывалось снятие клейма с раба. Если бык, идя по улице, забодает человека и причинит ему смерть, то это не было основанием для претензии к хозяину быка.

В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются  кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок – мошенничество корчемницы, тамкара и других.

Если вор признался  до собирания свидетельских показаний, то ему дозволялось в качестве наказания оплатить стоимость украденной вещи в 10-ти или 30-ти кратном размере. Если у него не было такой суммы денег, его улечали при свидетелях и убивали. Если человек осмелился украсть имущество из царского дворца или из храма, убивали его самого и того, кто купил краденное.

Преступление против семейных устоев включают кровосмешение, неверное  и распутное поведение жены, похищение  и подмену ребенка.

В разряде совершающих  должностные преступления упомянуты  судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты государственные преступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их общеизвестной и безусловной наказуемости.

Наказания были дифференцированными  и весьма строгими по сравнению с  некоторыми абзацами предшествующего законодательства в древних государствам Шумера и Аккада. Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона. За долго до римлян принцип талиона, то есть равновозмездности, был определен в Библии как принцип «око за око», а в законах Вавилонии и других древних государств он получил вид конкретного предписания: «если человек повредит глаз какого – либо из людей, то должно повредить его глаз».

Преступников обращали в  рабство, изгоняли из страны помимо обычных  наказаний в виде штрафов и  членовредительных действий. В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидности наказания по принципу талиона: наказания по типичному (простому) талиону «око за око» для авилума, по правилу символического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лекарю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубило жизнь сына хозяина дома)6.

 

§ 1.5 Суд и процесс  по «Законам Хаммурапи»

Судебное решение  воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи законов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанных в реку, и невиновным считался тот, кто после этого всплывал. Этот редкий вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями древних индийцев и средневековых европейцев, у которых всплывал во время испытания человек виновный, нечистый, греховный.

Судебный процесс  был устным и состязательным, а  также единым по делам уголовным  и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до шести месяцев. Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично7.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикций: на уровне общины, храмовые и царские суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости  и предсказаний Шамаша. посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авиллумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли письменные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имело большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государственном делопроизводстве, в религии и комерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованными, - различие, которые создает проблему и в современном обществе8.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был продуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сложились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женить раба на свободной, что было его относительной свободой.

Справедливость  в суде гарантировалась ордалиями на взаимной основе для истца и ответчика, а также дефференцированной системой штрафов. Самое тщательное регулирование торговли свидетельствует о большом хозяйственном значении городского населения страны, заинтересованного в товарах и торговом обмене со всем окружающим миром. Характерно также, что по некоторым преступлениям высшие классы подвергались более суровому наказанию, чем низшее (например, тамкары по отношению к шаммалумам, камандиры по отношению к солдатам, авиллум по отношению к неравному к себе по статусу и др.)9.

 

ГЛАВА 2 Образование  США

§ 2.1 Декларация независимости США 1776 г.

Собравшийся в 1775г. конгресс представителей колоний констатировал состояние войны с Англией. Было принято решение о создании армии, главнокомандующим которой стал Джордж Вашингтон. 4 июля 1776  Континентальным конгрессом была принята Декларация независимости, главным автором которой был Томас Джефферсон10.

Еще Дж. Локк в  «Двух трактатах о правительстве» обосновывал право народа на то, чтобы «не только избавляться от тирании, но и не допускать ее» и в обеспечении этого «создавать новый законодательный орган всякий раз, как будет недоволен прежним». Законность подобных действий возникает тогда, когда тиран посягает на права нации и оказывается, таким образом, виновным в мятеже.

Декларация  независимости США подразделяется как бы на две основные части. В  первой содержится философско – правовое  обоснование права колонистов  на обоснованное и самостоятельное  существование, а во второй – практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспечит ему безопасность и счастье.

 В первой  части приводились следующие  аргументы в пользу смены формы  правления:

  • является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится «право на жизнь, свободу и стремление к счастью»;
  • для обеспечения этих прав люди создают правительства, наделенные справедливой властью с согласия тех, кем они управляют;
  • если какая-либо организация правительственной власти нарушает эти принципы, народ имеет право «изменить или отменить» такое правление (именно «изменить или отменить», а не «уничтожить») и установить правительство, основывающееся на таких принципах и на такой форме правления, которые, по мнению народа, могут наилучшим образом обеспечить ему «безопасность и благоденствие».

В этой аргументации современные комментаторы находят  следы влияния текста Декларации прав, которую примерно за месяц до 4 июля принял конституционный конвент штата Виргиния и составителем которой был Джордж Мэйсон. В первом ее разделе было записано следующее: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъемлемыми правами, которых после их узаконения обществом они не могут, путем какого бы то ни было соглашения, лишать свое потомство: а именно права пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения имуществом и права добиваться и обретать счастье и безопасность»11.

Во второй части  Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом  подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами. Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей  в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья; король «прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки»; «он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй». Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

В заключительной части Декларации независимости  решение существовать «свободно  и независимо» делегаты изложили в таких словах: «… уповая на помощь Божественного Провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью»12.

 

§ 2.2 Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи конфедерации США

9 января 1778 г., на  третьем году независимого существования, воющие штаты создали конфедеративную организацию, нацеленную на координацию общих усилий в деле обороны и для «заведования общими интересами». При этом каждый штат сохранял «свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как и всю власть, всю юрисдикцию и все права, которая не предоставлена этой конфедерации Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс».

Для «заведования общими интересами» ежегодно избирались делегаты для съезда на Конгресс в  первый понедельник ноября, причем каждому штату предоставлялось право отзыва всех своих делегатов или некоторых из них в течение года и право замены их на остальную часть года. Расходы на общую оборону из общей казны имели особый учет. Пополнение казны осуществлялось штатами «соразмерно с ценностью земель и построек». Делегаты учредительного конгресса считались «обличенными авторитетом и полномочиями» и осуществляли свои функции «от имени и по поручению наших уважаемых конституционных собраний». На утверждение Статей о конфедерации и вечном союзе потребовалось три года, однако все это определенно сказалось на результатах освободительной войны: она завершилась победой конфедерации 1783 г13.

Информация о работе Законы древневавилонского царя Хаммурапи