Законы древневавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и выбрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Содержание

1. Глава 1 Законы древневавилонского царя Хаммурапи…………………………3
§ 1.1. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»…………………………………………………………..3
§ 1.2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи»…………………………………………….7
§ 1.3. Брачно – семейное право по «Законам Хаммурапи»………………….10
§ 1.4. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»…………………13
§ 1.5. Суд и процесс по «Законам Хаммурапи»……………………………..17
2. Глава 2 Образование США……………………………………………………..20
§ 2.1. Декларация независимости США 1776 г………………………………..20
§ 2.2. Возникновение конфедеративного союза американских штатов. Статьи Конфедерации США…………………………………………………………….23
§ 2.3. Конституция США 1787 г………………………………………………26
§ 2.4. «Билль о правах» США 1791 г…………………………………………..29
3. Решение задач……………………………………………………….................31
4. Список литературы…………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

контр. история зарубежка.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Глава 1 Законы древневавилонского царя Хаммурапи…………………………3

§ 1.1. Источники  права стран Древнего Востока. Общая  характеристика «Законов Хаммурапи»…………………………………………………………..3

§ 1.2. Социальная структура  и правовое положение основных групп  населения по «Законам Хаммурапи»…………………………………………….7

§ 1.3. Брачно – семейное право  по «Законам Хаммурапи»………………….10

§ 1.4. Преступления и наказания  по «Законам Хаммурапи»…………………13

§ 1.5. Суд и процесс по «Законам Хаммурапи»……………………………..17

  1. Глава 2 Образование США……………………………………………………..20

§ 2.1. Декларация независимости США 1776 г………………………………..20

§ 2.2. Возникновение  конфедеративного союза американских штатов. Статьи Конфедерации США…………………………………………………………….23

§ 2.3. Конституция США 1787 г………………………………………………26

§ 2.4. «Билль о правах» США 1791 г…………………………………………..29

  1. Решение задач……………………………………………………….................31
  2. Список литературы…………………………………………………………….33

 

ГЛАВА 1 Законы древневавилонского царя Хаммурапи

§ 1.1 Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика «Законов Хаммурапи»

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце  его правления и выбрали законы предшествующих правителей, обычное  право и собственные установления Хаммурапи – его указы и  типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Хаммурапи был  удачливым военачальником, администратором  и дипломатом. Значительная часть  подвластных ему территории была присоединена путем дипломатических  усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи  город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока.

Законы Хаммурапи  были составлены с учетом расположенных  мифологических представлений о  путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считается строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти – железа и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканы, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги  в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

Сохранившиеся документальные свидетельства о  деятельности Хаммурапи – царя характеризуют  его как талантливого правителя  – самодержца, высоко ценившего  начала законности и справедливости во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенствовал всю систему управления империи, которая была несколько меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объединившего Шумер и Аккад в XXIV в. до н.э., и меньше империи династии Ура (XXII – XXI вв.). Хаммурапи умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Французский историк Ж. Эллюль назвал Хаммурапи «гением законодательного искусства».

Хаммурапи усовершенствовал календарь раади удобств в  собирании налогов, заботился об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль  течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баиру) и воинов-солдат (реддумов), получивших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время.

Законы Хаммурапи  состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Дело в том, что каменная стена из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Иран), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона. Этот камень нашли в 1901 г. французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама.

Первые статьи, помещенные после Пролога, посвящены  наказаниям за клятвопреступления и  наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения. Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности, о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора, о наказании за содействие беглому рабу, о грабеже, о воровстве на пожаре.

Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих на царской военной службе. Далее следуют статьи об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов, обращения в долговую кабалу. Определенный интерес представляют способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга.

Особую группу составляют статьи, требующие наказания  за причинение вреда общественному миру и согласию – непродиводействие заговорщикам, обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об обработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека.

Самыми крупными из последующих разделов является раздел о семейном праве – о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях, о наследовании, о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми – законными и приемными.

Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг или средств труда. Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по изучению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабочей силы и средств труда.

Хаммурапи в  части документов предстает вдумчивым  и гуманным правителем. Однако в  сборнике законов, где очень простым  и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско – кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и произвольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимся с запада племенами амореев, которым пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устрашения, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе1.

 

§ 1.2 Социальная структура и правовое положение основных групп населения по «Законам Хаммурапи»

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. В праве или подразумевалось такое различие, или оно специально закреплялось по тому или другому поводу правовой строй общества был сословным. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и все они — в большей, меньшей или совсем малой степени обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

Вполне полноправной личностью с точки зрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина-хозяин, глава париархального семейства Он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником, выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений — «такого законы называли авилум («человек»). Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум (от «падающий ниц», т. е. поступивший в услужение); они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда. Авилум в основном были подвержены действию обычного права, и законы регулировали только общие для всех либо очень своеобразные ситуации. Мушкенум же представляли предмет особой заботы и охраны царской юстиции. На условной социальной лестнице они стояли несколько особняком от авилум: законы «дешевле» оценивали их имущество, возможные телесные повреждения, взаимные оскорбления. Однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой и дворцовой, они платили только треть той суммы, что полагалась полноправным общинникам в случае развода с женой. Такие отличия были одновременно и привилегиями. Вероятно, это было связано с тем, что мушкенум порывали с общиной и выступали исключительно как единоличники, тогда как авилум сохраняли связи с общиной и могли рассчитывать на поддержку соседей и родственников в случае разных конфликтов.

Полноправным субъектом права могли быть не только мужчины, но и женщины. Для этого необходимо было выйти из-под патриархальной власти отца семейства или мужа. Происходило это либо в случае вдовства, либо в результате развода, если женщина не была виновной в нем и не дала законного повода. Особую категорию составляли жрецы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности. Однако на них налагались и определенные запреты: так, жрицы не могли посещать «злачных» мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия, видимо, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие от жрецов – мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами из дворцовых или царских земель.

В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабами моги обладать как авилум, так и мушкенум, причем рабы последних обладали большими правами: могли вступать в брак со свободной, и их дети от этого брака считались свободными. В основном рабы рассматривались законами наравне  с имуществом, в случае телесных повреждений рабу полагалось денежное или взаимообразное возмещение, следуя рыночным правилам. Однако рабы лично отвечали за совершенные ими преступления, теоретически могли оспаривать в суде свое рабское состояние (но проигрыш процесса влек мучительное и тяжелое наказание).

Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определенных условиях (илку). Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие – нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока маленький, который сможет впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранялись. Имущество и надел, данные воину на правах илку, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались недействительными. Однако если воин сам бросил надел и по своей воле отсутствовал более трех лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.

 

§ 1.3 Брачно – семейное право по «Законам Хаммурапи»

Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предварительного согласия на брак дочери и получения  выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязательство, то принуждался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги.

Развод был  упрощен только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной  вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену», давало ей право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.

Женщина в Вавилоне, по Законам Хаммурапи, имела более  высокий и привилегированный  статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака. Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за серебро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу. Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой2.

Считался возможным  брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза  становились свободными. Равным образом  с рабом могла жить в браке  и свободная женщина, ее дети также считались свободными. Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не касайся  меня», то следует исследовать ее дело среди соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца» (ст. 142). Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду».

Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст. 162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей  в долговую кабалу, дочь в  жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому сыну» (ст. 150). Наследование происходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными3.

Информация о работе Законы древневавилонского царя Хаммурапи