Законник хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени.

Работа содержит 1 файл

законник хаммурипи.docx

— 53.39 Кб (Скачать)

1) Водная ордалия Подозреваемого  погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов.  Клятва богами по тем представлениям  неминуемо навлекала на ложно  поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, подводя итог всему  вышесказанному, можно сказать следующее: Законы Хаммурапи - сборник моральных  установлений или отчет царя перед  богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи.

Законы Хаммурапи принадлежат  к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, они  на долгое время служили основой  вавилонского права и тем самым  дают возможность восстанавливать  многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства  в общественной и хозяйственной  жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в  начале тысячелетия и сохранялись  вплоть до его конца, а частично и  позже.

Так же можно отметить, что  главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, которое  в свою очередь основывалось на тягловой силе животных, следовательно, само скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство  также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим  сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами ТАМКАРАМИ, которые  в свою очередь действовали с  помощью своих помощников ШАМАЛЛУМОВ, они то непосредственно участвовали в небезопасных торговых предприятиях. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, воины которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношениях наметился определенный прогресс, в частности рабы подлежали наказанию только по суду, и слабый мог выступать на суде против сильного, хотя вопрос о том насколько закон соответствовал действительности остается загадкой.

Женщина не имела практически  никаких прав, особенно, если она  не принадлежала к числу свободных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ИСТОЧНИКОВ

Учебная и научная  литература:

  1. Анисимов Л.Н. Талион законов //Российская юридическая энциклопедия - М.: Инфра - М
  2. Артёмов В. В. - Всемирная история: Вопросы и ответы. 1996.
  3. Беккарпа, Чезаре. О преступлениях и наказаниях. - М.: Международные отношения, 2000. - 240с.
  4. Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права, 1996г.
  5. Дьяконова И. М.// История Древнего Востока Ч. 1. Месопотамия - М.: 1983. - 534с.
  6. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. - М.: 1989. - 413с.
  7. Кузищина В. И.  // История Древнего Востока - М.: 1988.
  8. Кузищина В. И., Вигасина А. А.// История Древнего Востока: материалы по историографии. Учебное пособие /  - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 200с.
  9. Милехина Е. В. История государства и права зарубежных стран., 2002г.
  10. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. - М., 1988. - Том 1.
  11. Павлов, Александр А. Гуго Гроцкий: право и государство. - Иванов: Б. И., 1988. - 114с.
  12. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.,1992г.
  13. Талион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. И 4 доп.).- СПб., 1890-1907.
  14. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Том 1., 1996г.
  15. Успенский Ф. И. История Византийской империи. Том 2., 1996г.
  16. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М., 1980.
  17. Черниловский З. М. - Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.
  18. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права.-М.: Юристъ, 2000г. - 576с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Законник хаммурапи