Законник хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени.

Работа содержит 1 файл

законник хаммурипи.docx

— 53.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники  являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые  социальные нормы поведения, чтобы  управлять людьми. Хотя законы эти  по нашим сегодняшним меркам могут  показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее  государство - тем совершеннее и  законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что  Вавилон уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными  отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства  того времени.

Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды - в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия  до нашей эры, в Южной Месопотамии  жили шумеры, язык которых относится  к древнейшей группе языков народов  Передней Азии. Племена, населявшие среднюю  часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древневавилонское государство  достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение  из общей массы свободных людей  крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных  слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенум), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Целью данной работы является исследование законов Хаммурапи.

Задачи данной работы следующие:

    • изучение литературы по данной тематике;
    • исследование структуры Законов Хаммурапи;
    • изучить принцип талиона в уголовно-правовых нормах  Законов Хаммурапи.

 

 

 

 

 

Глава 1. Хаммурапи и его  законник.

    1. Личность Хаммурапи.

Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) – едва ли не самый известный из всех правителей древней Месопотамии. Известность получил благодаря дошедшему до нас Кодексу законов, а также успешным завоеваниям, позволившим  ему объединить под своей властью практически всю Месопотамию. Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской (аморейской) династии. Амореи (западные семиты) вторгаются на территорию Месопотамии на рубеже III-II тыс. до н.э., что приводит к гибели Царства Шумера и Аккада (Ур III династии). На захваченной амореями территории возникают враждующие между собой княжества. В начале II тыс. до н.э. небольшое аморейское племя яхрурум захватывает северную часть царства Иссин и создает здесь самостоятельное государство, столицей которого становится город Вавилон.

Хаммурапи начинает свое царствование с установления «справедливости» (мишарум) – отмены долгов и прощения недоимок. Обряд объявления «справедливости» состоял в том, что царь зажигал «золотой факел» на городской стене или на вершине храма (зиккурата) верховного бога вавилонян Мардука.  С этого момента должники по всей стране освобождались от своих долгов. Увидевшие горящий факел жители соседних городов и селений должны были передавать весть дальше. Затем на места рассылался текст указа с угрозой смертной казни тому, кто его исказит или воспротивится ему.

Царствование Хаммурапи  ознаменовано успешными воинами (1763 - захват царства Ларсы; 1762 - разгром  войска Субарту, Эшнунны и горцев Загроса при Манкисуме в низовьях Диялы; 1761 - покорение Мальгиума, Мари и ряда областей Субарту; 1759 - срытие стен (аннексия) Мари и Мальгиума; 1757 - победа над войском Субарту, союзных ему северомесопотамских амореев и, опять-таки, горцев Загроса; 1756 - захват Эшнунны; 1755 - окончательный разгром Субарту), красивыми сооружениями. Его власть была неограниченной, судьи действуют по его поручению и от его имени. Для управления городов и районов, царь назначал своих сановников , наделяя их административными и судебными функциями. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию собственных войск, но, используя продуманную систему политических союзов, он смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником - царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень  сложные задачи. С одной стороны - чтобы его владения не распались  на отдельные области, как это  было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи  не мог отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские  мастерские, вновь создавать крупные  царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному  упадку страны - люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью  подданных, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи" . Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нём как о судье. В одном из своих писем он даёт инструкцию насчёт допроса взяточников, в другом - требует явки очевидцев.

    1. Законник Хаммурапи.

 

    В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. 

На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит  перед троном, на котором восседает  верховный бог Вавилона - Мардук.. В руках Хаммурапи жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом.  
      Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким. образом пытались придать им большую силу. У древних евреев бог самолично является на гору Синай, чтобы вручить Моисею скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние египтяне верили в то, что их легендарный царь-законодатель Сесострис получил законы из рук самого бога.

   Законник Хаммураппи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. 

 Законник оказался  в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей местепредполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими.

В отличие от римлян и  славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня  много. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был  служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли  документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом- требует явки очевидцев.  

   Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. "  
      Такую форму изложения называют "казуальной".  
      Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.  
      В некоторой своей части Законник восходит к более древним - шумерийским законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным Законником царя Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи стремился дать им всем общее законодательство.  
      Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.  
      Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще. 

 Право шумерийских городов-государств заслуживает особого внимания. "Закон и правосудие, - пишет известный шумеролог С. Крамер, - были основополагающими понятиями для древних шумеров как в теории, так и на практике... археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договоры, соглашения, завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В Древнем Шумере ученики старших классов посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и специфические юридические формулы, а также переписывали своды законов и судебные решения". В недавнее время С. Крамер расшифровал текст шумерийской таблички III тысячелетия до н. э. В нем говорится о денежном возмещении за телесное повреждение и др. Одно это доказывает, как должно было отличаться шумерийское право от позднейшего семитического с его принципом "око за око". К сожалению, шумерийские законы дошли до нас в отрывках.  
      Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: платильщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.  
      Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа- денежного и натурального - все это подробным образом регламентируется в кодексе.  
      Для наиболее распространенных сделок, например купли - продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота, например, илку, земли воинов, чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.  
  Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету. 

Малоземелье, явившееся. результатом роста населения, разграбления общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести поле.  
      Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 - для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле.  
      Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось "смочить договор" то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное.  
      В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, он представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми.  
      В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата.  
      Жену, которая позорит мужа или " расточает его имущество", разрешается " отвергнуть " или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично.  
      Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены. Для нее установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности.  
      В то же время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней. 
      Закон стремится примирить между собой два требования: а/сохранить за детьми имущество их матери и б/ не изымать его при этом из оборота.  
      Весьма вероятно, что для замужней женщины практические возможности независимой хозяйственной деятельности были невелики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях / если она- пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр. / действовать вполне самостоятельно и с широким размахом.  
      Во всяком классовом обществе огромную роль играет

Информация о работе Законник хаммурапи