Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:21, курсовая работа
Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени.
институт наследования. С его помощью богатства, накопленные
поколениями собственников,
остаются в руках одного и того
же класса.
Различаются два вида наследования -
по закону и по завещанию. Оба они существуют
одновременно: когда умерший \ наследователь
\ не оставляет завещания, в котором выражена
его воля, имущество \наследственная масса\
переходит к тем, кто на него имеет право
по закону.
Первым по закону возникло право наследования
по закону., имущество оставалось в роде,
затем, с распадом рода, оно сосредотачивается
в семье и является ее общей собственностью.
Наследование по завещанию появляется
на более высоком этапе развития частной
собственности: право распоряжаться своим
имуществом вопреки традиции, по своей
воле, передавать его неродичу не было
известно в глубокой древности.
Законник Хаммурапи говорит главным
образом о законном наследовании. Завещательная
свобода находится еще в зародыше. Отец
вправе отказать сыну в наследстве, но
не по произволу, а в наказание за " тяжелый
грех", да и то по разрешению судей, которые
исследуют дело.
Первоначально право завещания было
не столько выражением свободы усмотрения
наследодателя, сколько ограничением
этой свободы. Законодатель раньше всего
хочет обеспечит детей. В Законнике Хаммурапи
дети наследуют в равной доле: сестры получают
столько же, сколько и братья. Это - важная
особенность семитических законодательств.
Ничего подобного нет ни в одном старом
афинском, ни в старом римском праве.
Долю умершего получают его дети. Усыновленные
наследуют на равных основаниях с "законными"
детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют,
если отец признает их своими / и только
движимое имущество/.
Глава 2. Уголовное право по законам Хаммурапи. Принцип талиона.
Принцип талиона (лат. lex talionis) — принцип назначения наказания за престу
По способу возмездия выделяют
материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (
Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.
Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.
Уголовное право Законника отличается, подобно другим
древневосточным кодексам, значительной
суровостью.
В основе уголовно-правовых представлений
авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие
за вину, и потому оно должно быть "равным"
преступлению. Эта доктрина обычно выражается
афоризмом: "око за око, зуб за зуб".
В древнееврейском Второзаконии идея
талиона выражена так: "И да не сжалится
глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб
за зуб, рука за руку".
Мы часто усматриваем в
талионе одну жестокость. Между
тем для древних это был
наиболее логический способ
Прямолинейное применение принципа "равным
за равное" исключает установление
субъективной стороны действия- умысла,
неосторожности, случайности.
"Если, - говорится в Законнике, - строитель
построит человеку дом и сделает свою
работу непрочно и дом обвалится и причинит
смерть домохозяину, должно строителя
убить". Статья предполагает установление
халатности строителя и осуждение на основе
талиона. Но вот ее окончание: "Если
же он причинит смерть сыну домохозяина-
должно убить сына строителя". Как видно,
закон допускает применение смертной
казни к лицу, которое никакого отношения
к совершенному преступлению могло и не
иметь. В современном праве такого рода
ответственность без вины называется объективным
вменением.
Широкое распространение
Не следует думать, что объективное вменение
похоронено вместе с режимами, которые
его породили. Непревзойденные в своем
роде образцы объективного вменения показали
гитлеровские полицейские и генералы
(уничтожение горадура, расстрелы заложников,
уничтожение тысяч людей в отместку за
действие партизан и т. д. ).
Своеобразным выражением талиона
в Законнике Хаммурапи служило
правило, согласно которому всякий ложный
обвинитель \клеветник \ должен был нести
ответственность в той мере, которая грозила
обвиненному: кто неосновательно обвинил
другого в убийстве, должен умереть сам.
Когда по характеру преступления применение
принципа "равным за равное" в точном
значении было невозможно, прибегали к
фикции: непослушному рабу отрезали ухо:
сыну, оскорбившему отца, отрезали язык:
врачу, сделавшему неудачную операцию,
отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно
талионом символическим.
Талион также древен, как кровная месть.
Но сохраняется он дольше. В Законнике
Хаммурапи кровной мести уже нет.
Безраздельное господство кровной мести
- этого поистине всемирно-исторического
института, возникшего вместе с самим
человеком,
- продолжалось до той поры, пока единственной
платой за жизнь человека могла служить
жизнь другого человека. Появление избыточного
продукта меняло дело. На смену мести приходит
выкуп, сначала натуральный, потом денежный
штраф.
На самой ранней стадии развития
классового общества выбор между
местью и выкупом был делом
пострадавшего или его семьи
или рода.. Об этом можно судить по хеттскому
законнику, разрешавшему "хозяину крови"
определить, должен ли виновный умереть
или заплатить. " Царю же до этого дела
нет" То же самое можно сказать и о размере
выкупа. О нем договаривались в каждом
отдельном случае, пока обычай или закон
не установили общие нормы \ и даже после
этого \.
Законник Хаммурапи знает только денежный
штраф в строго определенных размерах.
Величина штрафа может быть большей или
меньшей. Она зависит как от тяжести преступления,
так и от социального положения сторон.
Вот соответствующий пример: " Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его... 60 раз плетью из воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе... он должен отвесить одну мину серебра \500 граммов \: если мушкенум ударит по щеке мушкенума - он должен отвесить 10 сиклей серебра \ в 6 раз меньше\.
Старый обычай искупительного штрафа
вплетается здесь в общую ткань
правовой системы Вавилона \но в
каком виде1\. Другой пример дают ст.
23-24 Законника. Первая из них обязывает
сельскую общину возместить убыток, нанесенный
человеку грабителем, если преступление
совершено на территории общины, а виновный
не найден, вторая устанавливает, что будет
дополнительный штраф, " если при этом
загублена жизнь". Обычай этот, напоминающий
" дикую виру" Русской правды, гораздо
древнее Законника Хаммурапи, но сохранен
в целях установления круговой ответственности
членов общины.
Классовое содержание Законника не вызывает
сомнения. Достаточно ознакомления с теми
его статьями, которые угрожают смертной
казнью за оказание помощи бежавшему рабу,
за покушение на священный принцип собственности.
Кража скота или лодки каралась огромным
штрафом \ в 10-30 раз больше стоимости украденного
\ "Если же вору нечем отдать - его должно
убить". Если управитель станет расточать
имущество хозяина, " должно разорвать
его на этом поле с помощью скота" и
т. д.
Законник Хаммурапи почти не говорит
о государственных преступлениях, но в
одном из вавилонских литературных памятников
(Диалог между господином и рабом) мы читаем:
" Не поднимай восстания. Человека, поднявшего
восстание, или убивают, или ослепляют,
или схватывают, кидая в темницу.
Другой литературный памятник Вавилона, так называемая Исповедь-заклинание, указывает и на другие преступления: на оскорбление богов, согрешение против предков и др. Автор вопрошает: " Не обвешивал ли, не обсчитывал ли фальшивыми деньгами, не лишал ли законного сына наследства и отдал незаконному, не проводил ли неверной межи... " и т. д.
Различия между исполнителем преступления
и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями)
Законник Хаммурапи не знает. Не различаются
и стадии развития умышленного преступления,
то есть приготовление, покушение. Вместе
с тем Законнику не чуждо представление
о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью
наказывается, например, убийство в драке,
если будет доказано, что убийца не имел
намерения убить. Здесь зародыш столь
существенного для современного уголовного
права различения умышленного и неумышленного
преступления.
Следует, впрочем, оговориться, что шумерийские
законы уже различают выкидыш от нечаянного
удара и выкидыш от злостного избиения,
назначая за эти преступления разные наказания.
О судебном процессе Законник Хаммурапи
говорит мало. Судоговорение происходило
публично на паперти храма. Судебные функции
осуществлялись, как правило, спец. чиновником,
но были и какие-то судебные коллегии,
составленные из " старейших и именитых
людей города". Жрецы участвовали в
процессе только тогда, когда они принимали
клятву свидетелей.
В затруднительных случаях судьи
прибегали - как и в других странах
- к клятве перед статуями богов
( Шамаша и Мардука).
Высшей судебной инстанцией был царь.
Законы Хаммурапи - сборник моральных
установлений или отчет царя перед богами
с описанием тех судебных дел, которые
разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают
многие историки, не придя к единому мнению.
Законы эти дают историкам широкую картину
жизни Древнего Вавилона.
В целом же, Законы Хаммурапи были направлены
на поддержание существующей жизни и,
по мнению ряда историков, препятствовали
изменениям в обществе.
Наказания по кодексу Хаммурапи
были различны для каждого рода преступлений
и социального статуса
Различают несколько видов преступлений:
- государственные: против царя, измена;
- религиозные: чародейство, святотатство, колдовство;
- воинские: дезертирство, отказ
от воинской повинности и
- должностные: взятка, изменение судебного режима;
- против личности: ложное
обвинение, умышленное и
- против собственности:
кража, укрывательство и кража
чужого раба, снятие с раба
знака его рабства,
- против семьи: кровосмешение (браки между родственниками), неверность жены.
Система наказаний.
Смертная казнь упоминается
в Законнике в 30 случаях и это
при умолчании о
Так же в законнике нет упоминаний о кровной мести.
В Древнем Египте способы смертной казни были не менее мучительными: сожжение, посажение на кол. Очень широко применялись палочные удары, отрезание носа и ушей, нанесение разных ран.
2.2. Судебный процесс.
Судебная система по реформам
Хаммурапи стала более
Хотя о судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало, всё же нам удалось что-то найти, а именно: он многим похож на наш современный судебный процесс, за исключением небольших отличий.
Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы не велись, хотя некоторые важные моменты могли фиксироваться и письменно. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (п. 9 - 11). Например, п. 9:
"Если человек, у
кого пропало что-либо, схватит
пропавшую вещь в руках
В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в п. 13 - "Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи назначают ему срок до истечения 6-ого месяца. Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведёт, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле" - суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.
Конечно свидетельские показания вещь хорошая, но в некоторых случаях, при отсутствии иных способов установления истины прибегали к "божьему суду" (перед статуями богов Шамаша и Мардука), который мог иметь две формы: