Язычество древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Мне захотелось изучить эту сторону нашей истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего прошлого. Изучив материалы по данной теме, я убедилась, что древние славяне оставили величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях.

Содержание

Введение 2
1. Что такое мифы? 3
2. Мир в представлении древних славян. 4
3. Мифология древней Руси. 6
4. Боги древних славян. 9
Заключение 16
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работа история.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

       Домовой – это душа дома, покровитель  строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних  славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся  Богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, так как в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню – в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.

       Срубая  деревья, языческий славянин винился  перед древесными душами, изгоняемыми  из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был  до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже – иконы. А из души убиенного

                                                        -14-

животного собственно и возникал Домовой.

       Живущий рядом с человеком Домовой, самый  добрый из "малых" божеств. А уже  непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все  более чужим и враждебным. Дворовый, хозяин двора, считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник, хозяин овина, еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и

за его  пределами, попросту опасен. По этой причине  верующие люди считают баню символом, казалось бы, чистоты – "нечистой". В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное, дурное, а просто менее священное, более доступное действию злых сил.

       Когда начали расчищать леса и распахивать  земли под поля и пастбища, новые угодья, конечно немедленно обзавелись своими собственными "малыми" божествами – Полевиками. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок Полевик исчезал. Таким образом, наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

       Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот, косматой страшной старухой. Полудицы побаивались, за несоблюдение обычая она могла наказать и жестоко, теперь мы называем это солнечным ударом.

       За  оградой жилища древнего славянина  начинался лес. Этот лес определял  весь уклад жизни. В языческие  времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но

                                                      -15-

кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином – Лешим. Леший на старославянском языке означает "лесной дух".

       Внешность Лешего переменчива. Он может предстать  великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.

Леший похож  на человека.

       Есть такое выражение в русском  языке "венчаться возле ракитового  куста". Оно означает гражданский,  т.е. не оформленный официально  брак между мужчиной и женщиной. Так русский язык сохранил  воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных деревьев, ракит. Вода, как одна из Священных стихий, считалась свидетелем нерушимой клятвы.

       Водным  божеством был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна – самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

       Вода, как и другие природные сути –  была для славянских язычников исконно  доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала  обращения с нею на "вы". Могла  ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу " у Водяного.  Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

       Русское двоеверие XI-XII вв. , постепенное вытеснение христианством языческих богов  с переносом на христианских святых черт

                                                         -16-

язычества.

Заключение

 

       В давние времена мифы выполняли примерно ту же роль, какую впоследствии взяла на себя наука. Они толковали суть явлений природы.

Объясняли, как  возник и устроен мир и какое  место в нем занимает человек.

       Славянская  мифология, одна из интереснейших в  мире. В отличие от греческой мифологии тексты древних славян до нас не дошли. Основные

       элементы  древнеславянской мифологии воссозданы по более поздним источникам, летописям  и хроникам, написанным не только славянскими, но и иностранными авторами.

       Славяне – один из древнейших народов Земли. Исторические корни славян уходят в те времена, когда славяне выделялись из общей семьи индоевропейских, индоиранских народов. Потому и русский язык (как и иные славянские языки) почитается очень древним арийским языком, он близок к санскриту (ныне «мертвому» языку Вед, его знают в Индии только брахманы).

Каждая культура (а мифология – это часть  национальной культуры) развивается  глубоко индивидуально. Совершенно очевидно, что восточнославянская мифология  устроена иначе, чем греческая, римская или скандинавская, но это вовсе не значит, что она хуже или менее интересна. Мы должны принимать свою мифологию такой, какая она есть. Это неотъемлемая часть культуры трех народов родственников русских, украинцев и белорусов. Традиционные мифологические верования лучше всего сохранились на Русском Севере, в украинских Карпатах и в Полесье , территории, охватывающей южные области России и узкой полосой тянущейся до восточных окраин Польши, захватывая юг Белоруссии и север Украины. Многие ученые считают Полесье прародиной славян, поэтому

                                                         -17-

бытующие  там древние предания очень важны  для понимания мифологии Древней  Руси. 

                    
 

               

                       Список используемой  литературы

       Калашников  В.И. -  Боги древних  славян. (Москва, изд. Белый город, 2003г)

       Белякова  Г.С. -  Славянская мифология. (Москва, изд. Просвещение, 1995г)

       Рыбаков Б.А - Язычество древних  славян. (Москва, 1994г)

       Самуэль Ноа Крамер - Мифология  древнего мира. (Москва,1977г)

       Кондаков  И.В - Культурология. История культуры России.

                                           (Москва, изд.Омега-Л, 2003г)

       Трубачев  О.Н — Этногенез  и культура древнейших славян. (Москва,1991г)

Информация о работе Язычество древних славян