Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:33, контрольная работа
Мне захотелось изучить эту сторону нашей истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего прошлого. Изучив материалы по данной теме, я убедилась, что древние славяне оставили величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях.
Введение 2
1. Что такое мифы? 3
2. Мир в представлении древних славян. 4
3. Мифология древней Руси. 6
4. Боги древних славян. 9
Заключение 16
Список литературы
Кафедра: истории и
Кострома 2011
Введение
1. Что такое мифы?
2. Мир в представлении
древних славян.
3. Мифология древней Руси. 6
4. Боги древних
славян.
Заключение
Список литературы
Мне захотелось изучить эту сторону нашей истории, углубиться в тему и обратиться к истокам нашего прошлого. Изучив материалы по данной теме, я убедилась, что древние славяне оставили величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонении и единении с природой они были даже выше и разумнее нас. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях.
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.
Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики.
Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все
вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из бесформенного первобытного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.
Сознание,
еще не оснащенное достаточными знаниями,
но наполненное мифическими
Не следует ли восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим миром,
вообще признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества?
Наряду с интересом к происхождению мира много внимания уделялось и происхождению людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его
жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях
людей, добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах.
У развитых народов мифы связывались друг с другом, выстраивались в
единые повествования (В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде») Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Например с сельскохозяйственными обрядами связывались мифы об умирающих и воскресающих богах, символически воспроизводившие природные циклы.
Миф
- наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества объединял в
себе зачатки знаний, религиозных
верований, политических взглядов, разных
видов искусства, философии. Лишь впоследствии
эти элементы получили самостоятельную
жизнь, развитие. Миф выступал как единая,
универсальная форма сознания. Он выражал
мироощущение, мировосприятие, миропонимание
эпохи, в которую создавался. В мифологическом
сознании запечатлено поэтическое богатство
и мудрость различных народов.
2. Мир в представлении
древних славян.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты
переносились
на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись,
очеловечивались космос и другие
природные силы. Эти черты чем-то
роднят миф с мышлением детей,
художников, поэтов. Вместе с тем
в причудливой ткани
В
мифологии отсутствовали
Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Известия летописей, находки археологов, записи старинных поверий и обычаев позволяют воссоздать сложную и оригинальную религиозную систему восточных славян. Представления славян–язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны. Земля казалась им похожим на большое яйцо. По середине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть "Желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность
это или нет,
древние славяне имели
Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки
считали, прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.
Славяне
считали, что на любое небо можно
попасть, взобравшись по Мировому Древу,
которое связывает между собой
Нижний Мир, Землю и все девять
небес. Древо похоже на огромный раскидистый
дуб. Это дерево было очень важным элементом
древнеславянской мифологии - оно простиралось
своими ветвями на четыре стороны света,
символизировало настроение людей и Богов
в различных обрядах.
3. Мифология древней Руси.
Славяне
отделились от индоевропейского языкового
массива во II тысячелетии до нашей
эры. Их верования уходят корнями
в воззрения древних
К тому времени, когда в 988 году Древняя Русь приняла христианство, исторический путь, проделанный славянами, был еще очень коротким (ведь только в IV-VI веках восточные славяне стали формироваться как самостоятельный этнос), их языческие представления не успели принять вид единой системы, а пантеон высших богов только начал складываться.
Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли.
Однако и
после этого многие черты народной
мифологии сохранялись в