Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:58, курсовая работа
Рассматривая церковь как «крупнейшего феодала», «крупный пережиток феодальной раздробленности», они отмечали не только ее «положительную вспомогательную роль» в процессе централизации, но и сопротивление духовенства этому процессу в своей борьбе за самостоятельность от светской княжеской власти6.
Ими был сделан важный вывод о значительной степени независимости церкви от светской власти, которая сохранялась у нее в течение почти всего XV столетия7.
Введение………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПРИСОЕДИНЕНИИ ЗЕМЕЛЬ …………………………………………………………………………………… 8
«Собирание земель»
Роль русской православной церкви во внешней политике Ивана III
Раздел 2. ЦЕРКОВЬ КАК МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА................................................. 19
2.1 Становление русской национальной церкви как один из факторов складывания централизованного государства
2.2 Еретические движения внутри церкви как толчок к последующему союзу церкви и государства
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список источников и литературы ……………………………………………..33
Наибольший импульс
Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих - создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни. Церковь стала одним из важных рычагов влияния в государстве. Стала связующим звеном в политике собирания земель. Становление русской православной церкви как национальной русской церкви сыграло важную роль в централизации власти.Русская церковь была носителем национально - православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы.Русская Православная Церковь, как говорилось выше, была не только одним из факторов религиозного единства русского народа, но и представляла собой институционализированный каркас этого единства.
2.2 Еретические движения внутри церкви как толчок к последующему союзу церкви и государства
С XV века церковь становится одним из самых крупных землевладельцев. Это увеличивала ее влияние, и церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть пыталась противостоять могуществу церкви, и искала неких компромиссов. Но кризис религиозной идеологи привел к появлению разнообразных еретических течений. Что привело к острым религиозным спорам, которые как оказалась церковь без помощи государства решить не могла. А это в свою очередь привело к союзу церкви и государства.
Ереси - это религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви.Одной из первых ересей на Руси была ересь стригольников. В начале XIV века Псков стал независимым от Новгорода в политическом отношении, и стало заметно стремление псковичей добиться того же и в церковном отношении. Зависимость выражалась в праве новгородского епископа собирать пошлины с псковского духовенства и призывать псковских клириков к своему суду.47 Вскоре возник конфликт между епископом и псковичами, который разрешился компромиссом – Новгород ограничил взимание поборов.Однако это устраивало не всех. Тогда и появились стригольники, отвергнувшие существующую законность, которые "оклеветали весь вселенский собор". Основания для этого найти было нетрудно.Первое, самое главное заключалось в том, что патриархи, митрополиты и епископы "духопродавчествуют" – берут мзду за поставление клириков. Против этого новгородские оппоненты не сумели возразить, оправдываясь только тем, что такая плата существует везде и, следовательно, она не запрещена канонами. Сделав такой вывод, стригольники признали, что если мзда берется везде, то нигде нельзя найти истинного священства; а т.к. истинной иерархии нет, то она и не нужна. Стригольники нашли в Священном писании, что апостол Павел повелел учить и простому человеку. И вот на место "учителей-пьяниц, которые ядят и пьют с пьяницами и взимают с них злато и серебро" еретики поставили сами себя учителями над народом – "творили себя головою, будучи ногою, творили себя пастырями, будучи овцами", как выражается один из их обличителей. И начались "страшные вещи": миряне судят священников и казнят их, "восхищают" сами на себя сан священства и совершают крещение. Характерной была позиция, которую еретики заняли по отношению к молитвам за умерших.48 Наиболее крайние представители ереси шли еще дальше. Упоминались еретики, которые отрицают "евангельские и апостольские благовести" и общественный культ со всеми его принадлежностями. Это были уже попытки создать новую веру и новый культ; впрочем, столь крайнее движение было очень слабым.Несмотря на преследования, сторонники стригольничества встречались и в середине XV веке.
Новую ересь назвали ересью «жидовствующих», так как их обвиняли в переходе в иудаизм.Возникнув в Новгороде, ересь, по словам Иосифа Волоцкого, проникла в Москву, ко двору самого князя, заразила самого митрополита Зосиму и перекинулась в заволжские монашеские скиты.49Против еретичества повела решительную борьбу церковь. Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий - призывали применить силу против них.50 В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве. Тем не менее, она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время Иван III использовал их идеи в свою пользу, для достижения своих политических целей.51Церковь своими силами не могла справиться с еретиками, ей нужна была сила, и этой силой владел великий московский князь. Иван III был очень опытным на то время политиком, и он решил сыграть на ситуации в свою пользу. Появление ереси в Новгороде совпало с ожесточенной борьбой новгородских партий перед вторым походом Ивана III на Новгород. Эта борьба с самого начала была не чужда некоторых религиозных мотивов. Сокрушившая Псков и готовая сокрушить Новгород Москва казалась боярству и его религиозным идеологам антихристовым царством; когда падет Новгород, восторжествует Антихрист, и настанет кончина мира.52В этом плане еретики стояли на стороне великого московского князя, и он прибегнул к их поддержке. Если вспомнить, что новгородское белое духовенство было в подчинении у боярства и архиепископа, то будут ясны причины московских симпатий церковной части новгородских еретиков.Пока ересь была только в Новгороде, ортодоксально-монашеская партия, осифляне, получившие такое название от имени вождя – Иосифа Волоцкого, довольно равнодушно внимала жалобам новгородского архиепископа Геннадия.53 Но когда ересь появилась в Москве, о ней заговорили во всех московских домах, когда еретики стали поговаривать, что следовало бы созвать собор о вере, осифляне обеспокоились и начали ожесточенную контратаку. Одним из ее проявлений была книга "Просветитель". Книга была заполнена изобличениями ереси, почерпнутыми из писания, но, полагая, что на князя такие доказательства не подействуют, Иосиф приводит и другие аргументы. Князя он попробовал запугать угрозой бунта подданных с благословения церкви; он многозначительно говорит, что надо повиноваться царю, но такому, который является подлинным божиим слугой, если же царь имеет "скверные страсти и грехи", то такой царь "не божий слуга но диавол".54Видимо, эти обвинения оказались сильнее обличений со стороны писания и был назначен сыск о еретиках в Новгороде и Москве и в 1490 г. Зосима был вынужден созвать первый собор на еретиков, которому были преданы сторонники ереси, обнаруженные в Новгороде и Москве. Приговор собора, однако, оказался не столь решителен, как того желали бы противники ереси. Вместо беспощадной казни для них всех, как того требовал Геннадий, они были отлучены от церкви и преданы проклятию.
Внутреннее церковное движение связано и с такими направлениями, как «осифлянство» и «нестяжательство».55 В центре спора между ними стоял вопрос о церковных богатствах. Теория «нестяжательства» зародилась в конце XV века среди монашества заволжских монастырей. Их идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого использования церковных правил и обрядов, в целях нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских удовольствий.56 В этой связи Нил пришел к выводу о вреде монастырского крупного землевладения и считал возможной его ликвидацию. На церковном соборе 1503 г. нестяжатели выдвинули программу, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукодельем».
Другие же церковные деятели
настаивали на необходимости для
церкви иметь большие материальные
средства, чтобы можно было успешно
выполнять функции проводника христианской
веры. Они также требовали
Между нестяжателямии осифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в.57 Преследуя свои интересы, великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 году на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладений. Для осифлян стало очевидным, что для сохранения монастырских имуществ недостаточно борьбы только на почве религиозной идеологии. Теорию душеспасительного синодика расшатывали еретики и заволжские старцы, жертвовавшие при этом даже спокойствием душ своих предков, и при явном сочувствии княжеской власти. Было ясно, что даже если все еретики будут переловлены и покараны, все же твердыня синодика окажется поколебленной. Осифляне начинали сознавать, что нужно учесть перемену социально-политической обстановки и вместо угрозы князю бунтами сделать ему политические уступки, в содержании которых не было и тени сомнения: церковь должна была пойти навстречу стремлениям московских царей, санкционировать "самодержавие" московского князя, выраставшее на почве развития денежного хозяйства и в борьбе с удельным партикуляризмом, и поступиться при этом всеми феодальными правами, которые превращали церковь в государство в государстве.58 Мало того, церковь должна была признать единым главой над собой московского князя, который уже стал открыто выступать в роли главы московской церкви. Если до сих пор власть князя над митрополией выражалась в негласном выборе кандидата на кафедру митрополита, то теперь, при поставлении преемника митрополиту Зосиме, летописцы отметили совершенно необычайный и невиданный дотоле момент посвящения. После формального избрания Симона на соборе епископов 1495 г. по указанию великого князя во время торжественного посвящения нового митрополита великий князь собственноручно "продал его епископам" и повелел ему "принять жезл пастырства и взойти на седалище старейшинства". Это указало осифлянам линию поведения. Не прекращая борьбы с еретиками, осифляне постепенно переносят ее на чисто политическую почву.
Собор 1503 г., созванный официально для разрешения вопроса о вдовых священниках, еще раз показал осифлянам, что медлить с действиями не приходится и что центр тяжести заключается в установлении новых отношений к "державе" московского князя.59Нужно было действовать, и Иосиф сразу же после собора воспользовался болезненным состоянием престарелого князя Ивана III, чтобы окончательно взять его в руки и побудить перед смертью на "душеспасительное" дело – на розыск и казнь еретиков. Этот собор 1503 г. был, в противоположность собору 1490 г, расправой быстрой и жестокой.
На руку осифлянам заволжские старцы стали возражать против этих жестокостей, ссылаясь на евангельский рассказ о прощении Иисусом грешников и на заповедь "не судите, и да не судимы будете". Иосиф возражал, что "еретика руками убити или молитвою едино есть" и что рука, наносящая язву еретику, "тем самым освящается".60 А когда язвительный Вассиан предложил Иосифу самому показать пример и сотворить молитву, чтобы земля покарала недостойных еретиков и грешников, Иосиф не выдержал. Он заявил, что заволжских старцев научили еретики, внушив им мысль о необходимости пощады еретикам; после этого Иосиф излагает целую инквизиционную теорию сотрудничества светской и духовной власти в деле преследования ереси. Церковь только разыскивает еретиков, пользуясь "богопремудростным художеством и богонаученным коварством", т.е. прибегая к приемам сыска и пыткам; когда еретики будут открыты, церковь может их убить либо одним словом, либо через посредство гражданской власти, которая предает их надлежащей казни. Эта полемика, во-первых, дала осифлянам возможность заподозрить в ереси и неугодных им заволжских старцев, и, во-вторых, сближала их с великокняжеской властью на поприще борьбы с крамолой. Таким образом, осифляне предлагали княжеской власти свои инквизиционные услуги и подчеркивали, что враги князя одновременно являются и врагами церкви.
Таким образом, к началу XVI века образовался тесный союз церкви и государства, который проложил курс последующей истории их отношений. Теперь церковь подтверждала авторитет великого московского князя, а князь в свою очередь поддерживал церковь, будучи лицом гражданской власти. Борьба с еретиками подтолкнула церковь на сближение с государством. Не имея военной силы, церкви пришлось искать ее у великого московского князя, для пресечения еретиков. На выгодных условиях князь предоставил церкви необходимую помощь.
Заключение
В XIV - XV вв. после феодальной раздробленности
на Руси наступает период формирования
единого Российского
Активное объединение земель происходило в период княжения Ивана III. Его можно уверенно назвать выдающимся русским государственным деятелем, проявившим незаурядные военные и дипломатические способности. Именно при нем русские земли обрели единство, сбросили татаро-монгольское иго.Формально Иван III оставался великим князем. Однако ему удалось закрепить за своими наследниками титул царя и самодержца.При нем происходило становление церковно-государственные отношений, которые характеризовались тесным переплетением функций церковных и государственных институтов. Доминирующим, однако, оказывалось влияние великокняжеской власти.
С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь стала играть важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура.Российское государство испытывало тенденцию к усилению самодержавия государей и масштабной идеологизации управления. Русские государи опирались при этом не на города и их противоречия с феодалами, как в Западной Европе, а на военно-бюрократический аппарат и религиозное чувство народа. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве порою оказывал решающее влияние на дела управления.
К началу XVI века между церковью и государством сформировался тесный союз. Теперь церковь подтверждала Божественность княжеской власти, а князь покровительствовал церкви, и помогал ей решать внутренние конфликты. Таким образом, установилась взаимовыгодная связь. Церковь сыграла значительную роль в централизации власти и во многом укрепила гражданскую власть московского князя, признав его князем над всею Русью. Эти отношения во многом повлияли и на внешнюю политику Ивана III. Часто предлогом к войне с тем или иным государством был именно церковный вопрос, в коем князь поддерживал православную церковь, а она в свою очередь давала законные основания для начала вооруженного конфликта. К тому же, как было сказано выше, церковь имела большое влияние на народ, и это давало князю всенародную поддержку, что так усиливало и его власть. На возвышение княжеской власти также повлияло становлении идеи « Москва – Третий Рим», которую активно продвигало православное духовенство. За новой идеологией князь возвеличивался подобно византийским императорам прошлого. Это давало московскому князю законные основания, его претензий на русские земли. Это также подтверждал его новый титул -«великий князь всея Руси».Церковь поддерживала политику князя в собирании и объединении земель в одно государство, так как это также расширяло и влияние православной церкви, и могущество, и также влияло на ее материальное положение.
Информация о работе Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII веках