Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:58, курсовая работа
Рассматривая церковь как «крупнейшего феодала», «крупный пережиток феодальной раздробленности», они отмечали не только ее «положительную вспомогательную роль» в процессе централизации, но и сопротивление духовенства этому процессу в своей борьбе за самостоятельность от светской княжеской власти6.
Ими был сделан важный вывод о значительной степени независимости церкви от светской власти, которая сохранялась у нее в течение почти всего XV столетия7.
Введение………………………………………………………………………… 3
Раздел 1. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ПРИСОЕДИНЕНИИ ЗЕМЕЛЬ …………………………………………………………………………………… 8
«Собирание земель»
Роль русской православной церкви во внешней политике Ивана III
Раздел 2. ЦЕРКОВЬ КАК МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА................................................. 19
2.1 Становление русской национальной церкви как один из факторов складывания централизованного государства
2.2 Еретические движения внутри церкви как толчок к последующему союзу церкви и государства
Заключение……………………………………………………………………... 31
Список источников и литературы ……………………………………………..33
После присоединения Новгорода процесс «собирания земель» продолжился. В 1481 году умер бездетный брат Ивана III, вологодский князь Андрей Меньшой, и весь его удел перешел к великому князю. После смерти верейского князя Михаила Андреевича великому князю отошел и его удел по ранее подписанному ими договору. После смерти матери великого князяИвану III достался весь ее удел, в том числе и половина Ростова.
В тоже время у Ивана III остался последний противник, также носивший титул великого князя. Это был великий князь тверской. Тверское княжество одно время тоже претендовало на роль собирателя земли русской. Однако его час уже пробил. После падения Новгорода Тверь осталась один на один с Москвой. Когда в 80-х годах XV века великий князь стал самостоятельно решать вопросы, которые раньше выносились на суд москвичей и тверичей, тверской князь Михаил Борисович выслал вон московского посла и заключил договор с Казимиром IV. Этого и дожидался Иван III. Зимой 1484-1485 годов на Тверь двинулись войска. Едва они перешли границу, как Михаил Борисович принял условия Ивана. Тверские же бояре стали переходить на службу к великому князю и не поддержали Михаила Борисовича, когда он, нарушив договор, возобновил отношения с Казимиром IV. Так что ему пришлось бежать в Литву одному. Тверь в отличие от Новгорода не была разорена. В 1485 году горожане мирно целовали крест новому князю – Ивану Ивановичу Младому. В этом же году Иван III официально принял титул «великого князя всея Руси».16
В 1489 году к Российскому государству была окончательно присоединена Вятская земля.
Также значительно расширили границы северные походы на Югру и Пермь. В ходе этих походов были покорены различные местные племена, а в состав Московского государства вошли бассейны Печоры и верхней Вычегды.
В результате политики «собирания земель» территория Московского государства увеличилась более чем в семь раз. Все конкуренты Москвы, такие как Новгород и Тверь, были повержены. Московский князь стал носить титул «великий князь всея Руси». Иван III умело использовал церковь в своих политических целях. Идеологические представления объединяли народ, мотивировали его на «подвиги» ради веры. Война за Новгород этому пример.
1.2 Роль русской православной церкви во внешней политике Ивана III
Формирование территории единого
Русского государства происходило
в сложной международной
Иван III вступил на престол в относительно мирное время, хотя и не совсем спокойное. В Большой Орде к власти пришел энергичный, честолюбивый Ахмат, мечтавший возродить былой блеск державы Чингизидов. В начале правления Ивана III все еще существовали отношения вассальной зависимости Руси от Орды.19 Стремясь создать независимое государство, Иван III постепенно пытался выйти из-под власти Орды. С начала 70-х годов он «выход» Орде не посылал, сам туда не ездил и ограничился подарками ханским послам. Русь долгие годы страдала под гнетом Золотой Орды. Выплата Орде ежегодной дани пала на плечи простого населения. Церковь же с 1246 года дань Орде не платила.20 Наоборот, русское духовенство стало получать ярлыки от хана. Ярлык признавал неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества.21 И вплоть до 1480 года не известно ни одного посягательства хана на установленные привилегии русской церкви.22 Свободная от выплаты дани монголам православная церковь имела возможность исподволь формировать материальную базу для освободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии окончательно вышел на повестку дня лишь к 1318 году после объявления ханом Узбеком ислама родовой династической религией Орды.23 Однако и это не подвигло церковь на конкретные шаги, и она все еще оставалась в союзе с Ордой. Русское священство обосновавшееся в Сарайскойепископии, то есть в самой столице Золотой Орды, участвовало в переговорах между русскими князьями и ханской администрацией. Не редки были случаи, когда священники действуя в интересах ханской дипломатии убеждали русских князей в принятии того или иного решения. Под страхом отлучения от церкви многие русские князья соглашались с политикой Золотой Орды. Так принимались налоги для простого населения, таможенные сборы между княжествами и т.д.24Православная Церковь честно служила Орде, и эта преданность наделяла ее большим влиянием в глазах монголо-татарской аристократии. Русские князья нередко заигрывали перед церковью в надежде, что епископ Сарайский или митрополит замолвит о них словечко перед ханом. К концу XIV века контакты русских первосвященников с ханской властью становятся не регулярными и сведения о них в источниках прекращаются.25К середине XV века Русское государство начало борьбу за окончательное свержение татаро-монгольского ига. И в 1480 году состоялось так называемое, Стояние на Угре, которое решило дальнейшую судьбу,как и Московского царства, так и Большой Орды. Русь уже в 1478 году прекратила выплату дани Большой Орде. В ответ на это, летом 1480 года на Русь за данью направился хан Ахмат. Русь оказалась в сложной обстановке. В 1479—1480 гг. на Псковскую область напало ливонское войско под начальством магистра Бернгарда фон дер Борха. Готовился поход на Москву польского короля и литовского великого князя Казимира IV. Опасность вторжения со стороны внешних врагов осложнилась мятежом, поднятым против Ивана III его братьями, удельными князьями Андреем и Борисом Васильевичами. Удельные князья с семьями, боярами и слугами, ссылаясь на феодальное право «отъезда», уехали из своих владений в Великие Луки, к западной границе, рассчитывая на соединение с литовскими войсками. В то же время был раскрыт заговор новгородского боярства, намеревавшегося передать Новгород польскому королю.В этом же году Иван III заключил договор о военном союзе с крымским ханом Менгли-Гиреем. Ахмат в свою очередь заручился поддержкой Казимира IV.26 В такой обстановке Ахмат в 1480 году начал свой поход на Русь, двигаясь по направлению к литовской границе, к верховьям Оки и затем к её притоку Угре.27Узнав, что татары движутся к границе, Иван III направил свои войска к Оке. Так же к его войскам присоединились войска тверского князя. В течение двух месяцев готовая к бою армия ждала противника, однако хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. Наконец, в сентябре 1480 года хан Ахмат переправился через Оку южнее Калуги и направился по литовской территории к реке Угре — границе между московскими и литовскими владениями. В русском войске были разногласия, паническим настроениям поддался и великий московский князь. Когда слухи о том, что великий князь склонен пойти на соглашение с ханом, дошли до столицы, население московского посада заволновалось и потребовало продолжения борьбы. Ростовский архиепископ Вассиан Рыло в «Послании на Угру» также настаивал на решительной схватке с татарами.28В сентябре Иван III покинул войско и вернулся в Москву, выражая настроение московского посада, Вассиан назвал князя «бегуном». Испугавшись народного гнева, великий князь переехал в Красное сельцо. Летопись также говорит о том, что князь настаивал и на возвращении сына, но тот отказался, сказав: «Подобает мне здесь умереть, а не к отцу ехать». Также летопись сообщает о том, что великая княгиня Софья с приближёнными и государевой казной была отправлена в безопасное место, на Белоозеро.29Как отмечает Р. Г. Скрынников, рассказ этой летописи находится в явном противоречии с рядом других источников. Так, в частности, изображение ростовского епископа Вассиана как злейшего обличителя великого князя не находит подтверждения; судя по «Посланию» и фактам биографии, Вассиан был полностью лоялен к великому князю. Исследователь связывает создание этого свода с окружением наследника престола Ивана Молодого и династической борьбой в великокняжеской семье. Это, по его мнению, объясняет как осуждение действий Софьи, так и похвалы в адрес наследника — в противовес нерешительным, превратившимся под пером летописца в трусливые, действиям великого князя.30 В октябре Иван III расположился в городке Кременец в 60 верстах от устья Угры. На самой Угре в это время шли ожесточенные стычки, монголы безуспешно пытались пересечь реку, но русские отбивали их наступления. Между тем 26 октября установилась зима с сильными морозами, сковавшими реку. Однако хан около двух недельне решался напасть на русских, очевидно, ожидал помощи от Казимира IV.Тем временем подтянулись войска удельных князей, а отряд Менгли–Гирея напал на владения Казимира, чем и остановил выступление короля. Не дождавшись помощи, 8-11 ноября войско Ахмата стало отступать. В погоню за ними двинулись конные полки, при их приближении ордынцы обратились в бегство. «Стояние на Угре» завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость. Хан же Ахмат вскоре был убит; после его смерти в Орде разгорелась междоусобица. Свержение татарского ига в 1480 г. явилось результатом длительной и упорной борьбы русского народа с захватчиками. Оно было событием большого исторического значения. Отмечая тесную связь между процессом внутреннего объединения русских земель, образования централизованного государства и свержением татаро-монгольского ига, Энгельс писал: «...вРоссия покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III»31
Во внешней политике Московского
государства четко обозначается
стремление объединить все русские,
включая современные
Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается. Ловко используя различные методы, он построил основу для дальнейшего возвышения Московского государства. В консолидации русских земель, в формировании единого русского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.
Раздел 2. ЦЕРКОВЬ, КАК МЕХАНИЗМ УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАНОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Становление русской
национальной церкви как один
из факторов складывания
Русская православная церковь играла важную роль в истории Московского государства и в централизации власти в стране в целом. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов.Ее становление как национальной церкви проходило на протяжении нескольких столетий и являлось последствием определенных процессов.
Важным фактором становления православной церкви стало татаро-монгольское нашествие, в течение которого роль церкви значительно поменялась. В домонгольский период церковь на Руси можно сказать переживала некий кризис, вызванный условиями раздробленности. Поместные епископы самостоятельно налаживали контакт с местными князьями и во многом от них зависели. С приходом монголов ситуация поменялась, князья обязаны были платить дань, а церковь нет. Также монголы издали ряд законов охранявших собственность церкви, что давало ей определенную независимость от князей, так как они теперь не могли посягать на церковные земли, а церковь могла обогащаться и развиваться. В этот период были построены самые знаменитые и крупные монастыри. Монголы не вмешивались в вопросы церковной иерархии суда и не облагали духовенство налогами.33 Поэтому в XIV веке в руках церкви оказалась треть всех обрабатываемых земель Северо-Восточной Руси. Также в это время происходит подлинная христианизация народа.34Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Правда свой собственный политический проект– «Третий Рим» - церковь осторожно начинает продвигать только с ослаблением центральной власти в Золотой Орде.35
В процессе становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны - формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной церкви.36 Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси - митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. Одной из основных причин отделения было завоевание Константинополя турками. В 1448 году собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону.37 Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а, следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 году. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов. Формальное провозглашение главенства московского государя в церкви произошло в связи с разрывом зависимости церкви от константинопольского патриарха. Теперь государь имел большое влияние на церковь, так как он стал принимать активное участие в выборе кандидатов в митрополиты. 38
В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь.39 Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край.40 Еcтественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.
Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия.
На фоне возвышения международного авторитета русского государства, роста национального самосознания в недрах Русской православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме».41 Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками.Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III старец псковского монастыря Филофей.«Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется».42
Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь.43 Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства.44 Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. Так было во времена Киевской Руси, но раздробленность все изменила, и такой союз был разрушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства.45
Информация о работе Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII веках