Возвышение Москвы и создание единого русского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.
С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………. …….. 2
2. Возвышение Москвы……………………………………………………………............ 3
3. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига……………………………... 6
4. Образование единого российского государства……………………………………… 9
5. Заключение…………………………………………………………………………… . 12
6. Тест.
7. Список использованной литературы………………………………………………… 13

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

скопидомном сундуке Ивана Калиты», -  метко  и красиво сказал о нем В.О. Ключевский.

Благодаря этой победе народность осознала свое единство, почувствовала силу в этом единстве, оценила политические успехи и стала смотреть на себя, как  на Богом избранный народ, «новый Израиль», которому суждено играть первенствующую роль среди других православных народов. Такие тенденции начинают проглядывать в письменности того времени, в повествовании о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного, в легенде о происхождении московских князей от брата императора Августа – Пруса. Все эти сказания о святынях церковных и о символах политического главенства имели целью доказать, что политическое первенство в православном мире, принадлежавшее старому Риму и «Риму новому» - Византии, Божьим смотрением перешло на Русь, в Москву, которая и стала «третьим Римом». Игумен Филофей считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда - в Москву. Москва являлась «третьим Римом», а четвертому не бывать. Утверждение о Москве – «третьем Риме» призвано было служить возвеличиванию московских государей.

     Стремясь  возвысить великокняжескую власть над боярско-княжеской знатью, Иоанн III последовательно формировал многоступенчатую систему служилых сословий. Бояре, присягая на верность великому князю, заверяли свою верность особыми «клятвенными грамотами». Московский государь мог налагать опалы, удалять с государственной службы, конфисковать вотчины.

     При Иване III была введена поместная система – дарование служилым людям (дворянам) во владение на правах ненаследуемой личной собственности свободных земель (поместий) за несение военной или гражданской службы.

     Постепенно  усложнялись функции государственного управления. Появились должности казенного дьяка – руководителя Казенного двора, и подьячих, ведавших делопроизводством. С конца XV в. появляется Боярская дума – высший консультативный орган при великом государе, в которую помимо московских бояр входили бывшие удельные князья.

     В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов – Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок ведения следствия и суда. Судебник Ивана III прежде  всего защищал жизнь и собственность феодала-землевладельца. Кодекс устанавливал право крестьян уходить от своего феодала на другие земли лишь в строго определенный срок – за неделю до осеннего Юрьево дня (26 ноября) и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого» (выкупа). С введением Судебника начинается процесс прикрепления крестьян к земле. Законодательное ограничение холопства в городах увеличивало количество налогоплательщиков среди их населения.

     Объединенные  Москвой «под рукой великого государя»  русские земли переживали подъем не только в сфере государственного устройства. Русскую культуру этого периода не случайно оценивают в современной литературе как подлинное «Русское Возрождение».

     На конец XV – первую треть XVI в. приходится третий, завершающий, этап объединительного процесса государственно-политического «собирания Русских земель» под руку великого московского государя. Если при правлении Ивана III после присоединения к Москве земель Великого Новгорода и его северных владений, а также важных с геополитической точки зрения удельных княжеств общая территория Московского государства значительно возросла, то в период великого московского княжения его сына Василия III Российское государство стало крупнейшей державой на Европейском континенте. Значительную роль в этом играли идеологическое и духовно-нравственное начала, способствующие возрождению независимости и целостности многонационального государства, основой которого являлась великорусская народность, а духовным стержнем – православие.

     Василий III (1505-1533 г.г.), "последний собиратель русской земли", отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по наущению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний Новгород.

     Особой  заботой московского государя были крупные монастыри, увеличивавшие  свои доходы за счет вкладов «на  упокой души», торговых и ростовщических сделок. Видя в монастырях опору в своей деятельности по централизации государства, великий князь стремился если не ограничить монастырские владения, то хотя бы сделать рост церковных и монастырских богатств подконтрольным. 

     В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе, количество ее членов не превышало 24 человек. Государство делилось на уезды, а уезды – на волости. В уезде во главе ставился наместник, а в волости – волостель. Эти должности давались, как правило, за прежнюю военную службу.

Важным  этапом в истории России стал первый сословно-представительный законосовещательный  институт – Земский собор, созванный  в Москве в феврале 1549 года. Он состоял  из членов Боярской думы, освященного  собора, представителей различных слоев землевладельцев. Созыв Земского собора стал важным шагом на пути создания в России сословно-представительной монархии. Большое значение имели и низовые сословные организации. В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, в них включались регулирование землепользования, использование различных угодий, разверстка и сбор налогов.

     В русских городах, возникших как  центры феодального властвования, но со временем превратившихся в центры ремесла и торговли, очень большое значение имели низовые формы сословных организаций городских посадских людей. Демократические традиции этих сословных организаций оказались очень жизнестойкими. Государство всегда было вынуждено считаться с этим сословным демократизмом, временами приспосабливаясь к нему, временами используя его для своих целей или опираясь на него.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Процесс образования Московского государства  начался в XIV в. и завершился в начале XVI в. В это время была ликвидирована политическая независимость важнейших русских княжеств и феодальных республик. К Москве были присоединены суздальско-нижегородские, ростовские, ярославские, тверские, новгородские земли, что означало образование единой государственной территории Московского государства и начало перестройки его политической системы, завершившейся установлением самодержавия в России.

     Во  всей русской истории нет события  или процесса, сравнимого по своему значению с образованием Московского  государства. Эти полстолетия –  стержневое время в судьбе русского народа. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и во многом всех народов Восточной Европы. 
 
 
 

     Тест

Установите соответствие:

1). 1147.  2). 1276.  3). 1327.  4). 1328.  5). 1325-1340.  6). 1367.  7). 1375.  8). 1462-1505.                9). 1523.  

  • Строительство белокаменного кремля в Москве – 1367 г.
  • Окончательное признание Тверью политического первенства Москвы – 1375 г.
  • Правление Ивана Калиты – 1325-1340 г.г.
  • Первое упоминание о Москве – 1147 г.
  • Превращение Москвы в религиозную столицу Руси – 1328 г.
  • Образование Московского княжества – 1276 г.
  • Завершение объединительного процесса в русских землях – 1523 г.
  • Московские князья становятся сборщиками татарской дани – 1327 г.
  • Правление Ивана III – 1462-1505 г.г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Иловайский  Д.И.  Русская история. Книга  для всех. - М.: Издательство Информпечать  ИТРК РСПП, 1998 г. – 304 с.

2. Пихоя  Р.Г. общ. ред. Отечественная  история. – М.: Издательство РАГС, 2005 г. – 712 с.

3. Платонов  С.Ф. Лекции по русской истории.  — М.: Издательство «Летопись-М», 2000 г. - 742 с.

4. Кузнецов  И.Н. Отечественная история. –  М.: ИТК «Дашков и К», 2004 г. –  800 с.

5. Зуев  М.Н. История России. – М., 2007 г.  – 634 с.

6. www.hrono.ru/biograf/donskoi.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Возвышение Москвы и создание единого русского государства