Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, контрольная работа
История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.
С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.
1. Введение…………………………………………………………………………. …….. 2
2. Возвышение Москвы……………………………………………………………............ 3
3. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига……………………………... 6
4. Образование единого российского государства……………………………………… 9
5. Заключение…………………………………………………………………………… . 12
6. Тест.
7. Список использованной литературы………………………………………………… 13
скопидомном сундуке Ивана Калиты», - метко и красиво сказал о нем В.О. Ключевский.
Благодаря этой победе народность осознала свое единство, почувствовала силу в этом единстве, оценила политические успехи и стала смотреть на себя, как на Богом избранный народ, «новый Израиль», которому суждено играть первенствующую роль среди других православных народов. Такие тенденции начинают проглядывать в письменности того времени, в повествовании о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного, в легенде о происхождении московских князей от брата императора Августа – Пруса. Все эти сказания о святынях церковных и о символах политического главенства имели целью доказать, что политическое первенство в православном мире, принадлежавшее старому Риму и «Риму новому» - Византии, Божьим смотрением перешло на Русь, в Москву, которая и стала «третьим Римом». Игумен Филофей считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда - в Москву. Москва являлась «третьим Римом», а четвертому не бывать. Утверждение о Москве – «третьем Риме» призвано было служить возвеличиванию московских государей.
Стремясь
возвысить великокняжескую
При Иване III была введена поместная система – дарование служилым людям (дворянам) во владение на правах ненаследуемой личной собственности свободных земель (поместий) за несение военной или гражданской службы.
Постепенно
усложнялись функции
В целях централизации и унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был введен новый свод законов – Судебник, установивший единые налоговые нормы, общий порядок ведения следствия и суда. Судебник Ивана III прежде всего защищал жизнь и собственность феодала-землевладельца. Кодекс устанавливал право крестьян уходить от своего феодала на другие земли лишь в строго определенный срок – за неделю до осеннего Юрьево дня (26 ноября) и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого» (выкупа). С введением Судебника начинается процесс прикрепления крестьян к земле. Законодательное ограничение холопства в городах увеличивало количество налогоплательщиков среди их населения.
Объединенные Москвой «под рукой великого государя» русские земли переживали подъем не только в сфере государственного устройства. Русскую культуру этого периода не случайно оценивают в современной литературе как подлинное «Русское Возрождение».
На конец XV – первую треть XVI в. приходится третий, завершающий, этап объединительного процесса государственно-политического «собирания Русских земель» под руку великого московского государя. Если при правлении Ивана III после присоединения к Москве земель Великого Новгорода и его северных владений, а также важных с геополитической точки зрения удельных княжеств общая территория Московского государства значительно возросла, то в период великого московского княжения его сына Василия III Российское государство стало крупнейшей державой на Европейском континенте. Значительную роль в этом играли идеологическое и духовно-нравственное начала, способствующие возрождению независимости и целостности многонационального государства, основой которого являлась великорусская народность, а духовным стержнем – православие.
Василий III (1505-1533 г.г.), "последний собиратель русской земли", отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Присоединив последние уделы (Псков, северное княжество), он совершенно уничтожил удельную систему. Он дважды воевал с Литвой, по наущению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 году, отобрал у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудные для Василия, но окончились наказанием Казани: торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний Новгород.
Особой заботой московского государя были крупные монастыри, увеличивавшие свои доходы за счет вкладов «на упокой души», торговых и ростовщических сделок. Видя в монастырях опору в своей деятельности по централизации государства, великий князь стремился если не ограничить монастырские владения, то хотя бы сделать рост церковных и монастырских богатств подконтрольным.
В XVI в. продолжала существовать Боярская дума на правах совещательного органа при великом князе, количество ее членов не превышало 24 человек. Государство делилось на уезды, а уезды – на волости. В уезде во главе ставился наместник, а в волости – волостель. Эти должности давались, как правило, за прежнюю военную службу.
Важным этапом в истории России стал первый сословно-представительный законосовещательный институт – Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 года. Он состоял из членов Боярской думы, освященного собора, представителей различных слоев землевладельцев. Созыв Земского собора стал важным шагом на пути создания в России сословно-представительной монархии. Большое значение имели и низовые сословные организации. В жизни крестьян исключительную роль играла община, функции которой на протяжении столетий расширялись, в них включались регулирование землепользования, использование различных угодий, разверстка и сбор налогов.
В
русских городах, возникших как
центры феодального властвования, но
со временем превратившихся в центры
ремесла и торговли, очень большое
значение имели низовые формы сословных
организаций городских посадских людей.
Демократические традиции этих сословных
организаций оказались очень жизнестойкими.
Государство всегда было вынуждено считаться
с этим сословным демократизмом, временами
приспосабливаясь к нему, временами используя
его для своих целей или опираясь на него.
Заключение
Процесс
образования Московского
Во
всей русской истории нет события
или процесса, сравнимого по своему
значению с образованием Московского
государства. Эти полстолетия –
стержневое время в судьбе русского народа.
То, в каких условиях и как шло становление
Московского государства, на пять веков
предопределило социальную, политическую
и культурную историю не только русского,
но и во многом всех народов Восточной
Европы.
Тест
Установите соответствие:
1). 1147.
2). 1276. 3). 1327. 4). 1328. 5). 1325-1340.
6). 1367. 7). 1375. 8). 1462-1505.
9). 1523.
Список литературы
1. Иловайский Д.И. Русская история. Книга для всех. - М.: Издательство Информпечать ИТРК РСПП, 1998 г. – 304 с.
2. Пихоя Р.Г. общ. ред. Отечественная история. – М.: Издательство РАГС, 2005 г. – 712 с.
3. Платонов
С.Ф. Лекции по русской
4. Кузнецов И.Н. Отечественная история. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004 г. – 800 с.
5. Зуев М.Н. История России. – М., 2007 г. – 634 с.
6. www.hrono.ru/biograf/donskoi.
Информация о работе Возвышение Москвы и создание единого русского государства