Возвышение Москвы и создание единого русского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.
С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………. …….. 2
2. Возвышение Москвы……………………………………………………………............ 3
3. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига……………………………... 6
4. Образование единого российского государства……………………………………… 9
5. Заключение…………………………………………………………………………… . 12
6. Тест.
7. Список использованной литературы………………………………………………… 13

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

«К причинам, способствовавшим усилению княжества, надо отнести: 1) сочувствие духовенства, выраженное в  перемене пребывания митрополии; 2) политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества; 3) отсутствие сильных врагов, так как Новгород не был силен, а в Твери происходили постоянно междоусобия князей; 4) сочувствие бояр и сочувствие населения.»* 
 

   
 
 

_____________________________________________

*Платонов  С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2000. с. 153.

                                  

                                     

Этапы освобождения Руси от монголо-татарского ига

     Калите наследовали один за другим его сыновья Симеон Гордый и Иоанн II, которые княжили недолго и умирали в молодом возрасте. После Семена детей не осталось вообще, а после Ивана осталось два сына. Таким образом, семья московских князей не увеличивалась, московские земли не дробились и, как следствие, сила Московского княжества не ослабевала, а московские князья продолжали получать в Орде ярлык на великое княжение. Только после смерти Ивана Красного ярлык на великое княжение был отдан суздальским князьям по причине отсутствия в Москве взрослых князей.  Однако десятилетний московский князь Дмитрий Иванович, направляемый митрополитом Алексием и боярами, начал борьбу с соперниками, сумел привлечь на свою сторону хана и овладеть великим княжением владимирским. Суздальский князь Дмитрий Константинович был великим князем всего около двух лет.

     Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 г.г.) занял московский княжеский стол в девятилетнем возрасте после смерти отца. Воспитателем Дмитрия  был митрополит Алексий, который  фактически управлял княжеством в его малолетство. В период правления Дмитрия политика Москвы отличалась энергией и смелостью. Он объединил великокняжеский сан и город Владимир в единую «вотчину», т.е. наследственную собственность московских князей, которые никакому другому князю принадлежать уже не могли. Владимир смирил суздальского, нижегородского, рязанского князей, дал отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество; в 1375 г. заключил мир между Тверью и Москвой, по которому тверской князь отказывался от всяких притязаний на владимирское великое княжение. К Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Владимир заставил повиноваться себе и Новгород Великий.

     При Дмитрии Донском Русь впервые  отважилась на открытую борьбу с татарами, но пока Орда оставалась сильной и  грозной, ее иго продолжало тяготеть над Русью. Борьба с татарами стала  возможна и  необходима только тогда, когда в Орде началось длительное междоусобие. Во второй половине XIV в. она разделилась между несколькими ханами, и у московского князя появилась возможность уменьшить дань Орде и держать себя независимее. Во время междоусобий из Орды выбегали на север татарские изгнанники, которые собирались в большие военные отряды и жили грабежами русских и мордовских поселений в области рек Оки и Суры. Князья рязанские, нижегородские и сам великий князь Дмитрий посылали против них свои рати. Такое сопротивление Руси озлобляло татар и заставляло их собирать против Руси все большие силы. Войска Дмитрия в 1378 г. разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича. Известно, что Вожское поражение привело Мамая в неописуемую ярость, и он поклялся не успокаиваться до тех пор, пока не отомстит Дмитрию. Но, понимая, что для покорения Руси нужно повторить Батыево нашествие, Мамай начал тщательно готовить новый поход. Кроме множества татар, которые уже собрались под его знамена, он нанял генуэзцев, черкесов, ясов и другие народы. Летом 1380 г. Мамай перенес свой стан за Волгу и стал кочевать в устье Воронежа. Ягайло, князь Литовский, вступил с ним в союз и обещал соединиться с татарами 1 сентября. Узнав об этом, Дмитрий стал немедленно собирать войска, послал за помощью к подручным князьям - Ростовским, Ярославским, Белозерским. Из всех русских князей не соединился с ним один Олег Рязанский, который из страха за свою область поспешил вступить в союз с Мамаем.

     Дмитрий назначил своим полкам сбор в Коломне  к 15 августа, а вперед в степь отправил сторожей, чтоб те извещали его о движении Мамая. Перед выступлением из Москвы Дмитрий отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил Дмитрия на войну, обещая победу, хотя и с сильным кровопролитием и советовал не терять времени.

     На  поле Куликовом  (при впадении речки  Непрядвы в Дон) 8 сентября 1380 года произошла  знаменитая битва с Татарами. Подобной битвы никогда прежде не было на Руси: на пространстве в десять верст кровь лилась рекою; груды трупов мешали движениям конницы; ратники задыхались от тесноты. В этом сражении Дмитрий сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. По случаю победы, говорит летописец, была на Руси радость великая, но была и печаль большая по убитым на Дону; оскудела совершенно вся земля русская воеводами, и слугами, и всяким воинством, и от этого был страх большой по всей земле Русской. Это оскудение дало татарам еще кратковременное торжество над куликовскими победителями. После Куликовской битвы Дмитрий перестал платить дань татарам. Однако в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.

     Куликовская битва все же имела важное историческое значение: она возвысила упавший дух русского народа, пробудила в нем сознание своего национального единства и надежду на близкое освобождение от иноземного ига; она упрочила уважение к династии великих князей московских. Гордости и самоуверенности завоевателей нанесен удар; ханы поняли, что только быстрым, неожиданным нападением можно принудить Москву платить дань. Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества.

     Заметную  роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси во времена Дмитрия Донского, играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Ярким тому примером является митрополит Алексий. Его недюжинный ум и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Умирая в 1378 г., митрополит Алексий хотел видеть своим преемником игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника русской православной церкви. «Тихими и кроткими словами» он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. По просьбе московского правителя в 1389 г. Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание), но стать митрополитом решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.

    Василий I (1389-1425 г.г.), деля еще с отцом правление, вступил на престол опытным князем и, продолжив политику отца, деятельно расширял пределы московского княжества: присоединил Нижний Новгород и другие города. За ярлыком в Орду он уже не ездил, а золотоордынский хан сам присылал Василию ярлык, как бы санкционировав получение им Владимирского княжества по завещанию. Однако после смерти Василия Дмитриевича возник династический кризис, вылившийся в династическую междоусобную войну между потомками Дмитрия Донского.

Василий  II Темный (1425-1462 г.г.). Первая половина его княжения ознаменована междоусобием (почти единственным в потомстве Калиты). Малолетством Василия II воспользовался его дядя Юрий Дмитриевич Галицкий, заявивший свои притязания на старшинство. Но на суде в орде хан склонился в пользу Василия, благодаря стараниям умного московского боярина Ивана Всеволожского. Князь Юрий не смирился с поражением, его противостояние весной 1433 г. перешло в войну, в которой великий князь потерпел поражение и бежал в Тверь, а затем в Коломну.  Юрий Дмитриевич вступил в Москву, однако бояре и московские служилые люди стали уходить в Коломну к своему князю, поэтому Юрий Дмитриевич вынужден был вернуть трон племяннику. Междоусобную борьбу за великокняжеский престол продолжили сыновья Юрия Дмитриевича – Василий Косой и Дмитрий Шемяка, в результате которой Дмитрий Шемяка, брат Василия Косого, хитростью захватил Василия II, ослепил его и занял московский престол. Скоро, однако, Шемяка должен был отдать престол Василию II.

Во время  правления Василия II, митрополит из греков Исидор принял в 1439 г. флорентийскую унию, за это Василий II посадил Исидора под стражу, а митрополитом был поставлен рязанский епископ Иоанн. Таким образом, отныне русские митрополиты ставились по избранию собором русских архиереев.

     Процесс объединения Руси вокруг Москвы продолжается. Начинается соперничество с Литвой вследствие желания Москвы и Литвы  объединить под своей властью  всю русскую народность. Шансы  обеих были более или менее  одинаковы, пока литовский князь Ягайло не женился на польской королеве Ядвиге и, таким образом, началось польское влияние на Русь. Такое усиление Литвы заставило многих тянуться к Москве, как общерусскому центру. С постепенным возвышением Москвы, великие князья московские стремились к уничтожению владычества татарских ханов, чему благоприятствует распад Золотой орды и отделение двух ханств - Крымского и Кказанского.

     Итак, стремление к объединению крепнет, выявляются благоприятные обстоятельства: с одной стороны возвышение Москвы, с другой - ослабление татар, распад их грозной силы. Попытки князей свергнуть иго начинают приобретать больше шансов на успех, и Русь вступает в новый этап своего развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Образование единого российского государства 

     Иоанн III (1462-1505 г.г.), ставший соправителем Московского  княжества еще при жизни отца, продолжил «собирание земель под  руку Москвы». Отличаясь умом и большой  силой воли, этот великий московский князь присоединил Ярославль, Ростов, Тверь, Вятку; ликвидировал независимость Великого Новгорода путем постепенной конфискации земель новгородского боярства и переселения их владельцев в центральные районы. Новгородцы лишились при этом вече и самоуправления, а новгородская посадница Мария и вечевой колокол были отправлены в стан Иоанна.

     С 1476 г. Иван III прекратил выплачивать дань Орде. К этому времени татары разделились на три независимые орды: Золотую, Казанскую и Крымскую. Они враждовали друг с другом и уже не были страшны русским. Обезопасив себя со стороны казанских татар и вступив в союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, Иоанн III в 1480 г. разорвал ханскую басму, приказал послов ханских отвести на казнь, а потом без кровопролития свергнул с себя татарское иго. Победителем вышел Иоанн также и в борьбе с Литвою, Александр литовский уступил Иоанну северную область.

     Иван III фактически стал создателем Московского государства. Именно он заложил основы самодержавия, не только существенно расширив территорию страны (помимо русских в ее состав вошли и другие народности: мари, мордва, коми, карелы и др.), но и, укрепив ее политический строй и государственный аппарат, значительно повысил международный престиж Москвы.

     Окончательное падение Константинополя под  ударами турков-османов в 1453 г. и женитьба Иоанна III на племяннице последнего императора «ромеев» византийской принцессе Зое-Софии Палеолог в 1472 г. позволили великому московскому князю провозгласить себя преемником византийских императоров и соединить герб московского княжества с изображением Георгия Победоносца с двуглавым орлом византийской империи, а Москву – столицей всего православного мира. Этот брак имел некоторые последствия для московского двора. Во-первых, он содействовал оживлению и укреплению завязавшихся в ту эпоху связей Москвы с Западом, особенно с Италией. Вместе с Софьей прибыли в Москву греки и итальянцы, которым великий князь поручал строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. Руками итальянских мастеров были построены в Московском Кремле  знаменитые Успенский собор и Грановитая палата. Во-вторых, женившись на греческой царевне, Иоанн III считал себя преемником исчезнувших греческих императоров и в 1485 г. принимает титул «Великого государя всея Руси» и проявляет большое властолюбие. Московские люди высказывали осуждение Софье и считали ее влияние на мужа скорее вредным, чем полезным: ей приписывалось падение старых обычаев  и разные новшества в московском быту, а также порчу характера мужа.  Если бы великий князь взял в жены другую принцессу, все равно он осознал бы полноту своей силы и полновластия, и связи с Западом все равно завязались бы. «К этому вел весь ход московской истории, в силу которого московский великий князь стал единым государем могучей великорусской народности и соседом нескольких европейских государств.»** 

     Толчком к превращению Московского удела в национальное великорусское государство послужила знаменитая Куликовская битва, победив в которой Дмитрий Донской заслонил собой и спас не только Москву, но и всю Русь. С этих пор Дмитрий из «князя московского» превратился в «царя русского», княжество его выросло в национальное государство Московское. «Оно родилось на Куликовом поле, а не в _____________________________________________

**Платонов  С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2000. с. 173. 

Информация о работе Возвышение Москвы и создание единого русского государства