Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, контрольная работа
История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.
С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.
1. Введение…………………………………………………………………………. …….. 2
2. Возвышение Москвы……………………………………………………………............ 3
3. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига……………………………... 6
4. Образование единого российского государства……………………………………… 9
5. Заключение…………………………………………………………………………… . 12
6. Тест.
7. Список использованной литературы………………………………………………… 13
Содержание
Введение
История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет нам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусства. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах.
С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, - простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала.
Наукою история стала только в начале XX в., когда в Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм, когда главным интересом в истории стало изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), первая задача истории - воздерживаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.
Одной из задач русской исторической науки является систематическое изображение русской исторической жизни, схемы того исторического процесса, который привел нашу национальность к ее настоящему состоянию.
Образование
единого государства является закономерным
в истории страны. Оно было подготовлено
длительным общественно-экономическим
и политическим развитием Руси. Несмотря
на огромные разрушения хозяйства и культуры,
причинённые татарами с конца XIII начала
XIV в.в., стало восстанавливаться сельское
хозяйство, отстраивались города, оживлялась
торговля. Возникновение единого Российского
государства имело большое историческое
значение. Ликвидация перегородок на территории
страны и прекращение феодальных войн
создавали более благоприятные условия
для развития народного хозяйства
и для отпора внешним врагам.
Летописи
- древнейшие памятники русской
Первые упоминания о Москве мы встречаем в летописи не ранее XII в., в ней рассказывается, что в 1147 г. Юрий Долгорукий пригласил своего союзника, князя Святослава Черниговского, на свидание в Москву - небольшое поселение на юго-западных рубежах Ростово-Суздальского княжества, на пересечении путей, шедших во Владимир, Суздаль и Ростов из Чернигова и Рязани. Вот что рассказывается об этом в Ипатьевской летописи: «В лето 1147 отправился Юрий воевать Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской волости. И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Москов». Святослав же поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной, взяв с собой племянника своего Владимира Святославича. Олег поехал вперед и подарил Юрию пардуса (гепарда или барса). И приехал за ними отец его Святослав, и так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед силен, и сотворил великую честь им, и дал Святославу дары многие с любовью, и сыну его Олегу, и племяннику его Владимиру Святославичу, и всех дружинников Святославовых одарил по очереди. И затем отпустил их…». В эту пору Москва была лишь небольшим пограничным для Суздальского княжества военным пунктом, которому предстояло, лишь в будущем, занять важное положение по его срединному расположению в одинаковых расстояниях от наших естественных пределов на западе и на востоке, на юге и севере.
Во второй половине XIII в. и в начале XIVв. на северо-востоке России появляются три главных княжества, в которых утвердилось потомство Всеволода III и которые долго спорили между собою за первенство, а именно:
- Тверское - состояло из волостей, лежавших по верхнему течению Волги. Княжество небольшое, но густо населенное, занимало выгодное положение между Новгородом и восточной Россией, изобиловало промышленными городами и селами.
- Суздальское
или Нижегородское –
- Московское
- основателем которого был
В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский сборщик податей - баскак Чол-хан. Злоупотребления ордынцев при сборе "выхода" привели к восстанию горожан, которое возглавил сам тверской князь Александр. Чол-хан и его свита были перебиты. Хан Узбек предпринял карательную экспедицию против Тверского княжества, к которой присоединился Иван Калита. Тверь была сожжена, княжество разорено. Великокняжеский ярлык перешел в Москву, Орда доверила сбор дани московскому князю.
Иоанн Данилович Калита (т.е. кошель с деньгами) (1328-1340 г.г.) представляет собой образец северных князей-собирателей Руси; очень расчетливый и осторожный, он использовал все средства для достижения главной цели – возвышения Москвы над соседними княжествами. Особая политика у него была и в отношении Татар. Калита всегда оказывал покорность Узбеку; часто ездил в Орду с дарами, раболепно кланялся хану и сумел закрепить за собой и своими детьми великое владимирское княжение. Руками хана устранил в 1339 г. своего главного соперника Александра Михайловича Тверского и получил в пожизненное владение Углич, Галич, Белоозеро, обязавшись вовремя выплачивать дань с этих земель. Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять ее в Орду, Калита умело пользовался этим правом, чтобы увеличить свою казну.
Княжество свое Иван увеличил новыми приобретениями, которые совершил не силою оружия, а мирным путем в нарушение существовавшего права – он покупал у бедных князей деревни, села и даже города, которые становились опорными пунктами Москвы. Освоение новых земель, щедрые пожалования и покровительство князя Ивана привлекли в Москву и крестьян, и феодалов из окрестных земель, разоренного Владимира и самой Твери; так на московской службе оказались бояре Годуновы, Романовы, князья Голицыны, Хованские, даже некоторые знатные татары приходят к нему на службу. При Иване Калите были отстроены новые дубовые стены Кремля и первые московские белокаменные соборы.
Важным событием этого княжения было перенесение в 1326 г. в Москву митрополии из Владимира. До конца XIII в. русские митрополиты пребывали в Киеве, но в 1299 г. митрополит перебрался во Владимир, спасаясь от хозяйничавших на юге ордынцев. Иоанн I сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что Петр большей частью жил в Москве и основал там знаменитый Успенский собор. Его преемник митрополит Феогност, грек, окончательно сделал Москву своей резиденцией, с тех пор Москва стала столицею России в церковном отношении. Это событие было очень важным, т.к. в одно и то же время в Москве образовалось сосредоточение политической и церковной власти и, прежде малый, город Москва стал центром «всея Руси». Предание говорит, что, создавая Успенский собор в Москве как главную святыню зарождавшегося государства, святитель Петр предсказал Ивану Калите, еще не получившему тогда великого княжения, славное будущее Москвы. Благодарные москвичи очень чтили память митрополита Петра и вскоре после кончины причли его к лику святых, как «всея Руси чудотворца».
За знатными татарами и высшим духовенством тянулось к Москве и все народное множество. Народ шел на московские земли, и московские князья строили для него города и села, выкупали в Орде русский «полон» и заселяли его на своих землях. С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, уступив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны. В это время начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой создание местных рынков. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства.
Торговые связи московских купцов протянулись далеко за пределы русских земель. Так множилось население московского княжества, и вырастали силы и средства у московских князей.
Итак, возвышение Московского княжества над другими произошло по следующим причинам.
Информация о работе Возвышение Москвы и создание единого русского государства