Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

Важность изучения становления государства и права древнерусского государства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств. Без знания начальных периодов становления государства и права существенно затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение Древнерусского государства.
1.1. Предпосылки и причины возникновения государства 5
1.2. «Норманнская» теория 9
Глава 2. Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве
2.1. Источники права 11
2.2. Развитие судебной системы 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Древнерусское государство1.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

       2.2. Развитие судебной системы

       Древнерусское государство и право проходят в своем развитии ряд последовательно  сменяющих друг друга этапов. Период их возникновения и становления (IX-XI вв.) наименее обеспечен достоверными письменными источниками, в том числе и содержащими информацию о развитии судебной системы в древнерусском государстве.

       Слово «суд» в Древней Руси имело  очень разнообразные значения:  
суд значил право судить, судебную власть, суд - закон, определяющий порядок суда; в этом смысле суд значил то же, что судебник: Правда Русская или некоторые ее статьи озаглавливаются в списках иногда словами: суд Ярославль, в других - судебник Ярослава, суд - пространство судебной власти - то, что мы называем компетенцией, например «наместник с судом боярским» или «без суда боярского», т. е. с правом или без права судить известный круг дел; наконец, суд - судебный процесс, судоговорение со всеми ему предшествующими актами и со всеми последствиями, из него вытекающими.

       В древнерусской истории слово  суд впервые упоминается в  Уставе князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях  церковных". Точная дата принятия Устава историками не определена, но исследователи  событий той эпохи относят  его появление к первым годам XI в. В уставах и грамотах Ярослава содержались нормы, устанавливающие порядок судопроизводства и систему наказаний за преступления. Местом суда являлся княжеский двор, а сам князь - главным вершителем правосудия. В то же время князь мог поручить ведение суда специально назначенным им людям из своего окружения, так называемым вирникам, имевшим право взять себе в помощники писца. Упоминается в Ярославовых грамотах и о возможности разрешить тяжбу привлечением 12 граждан, которые разбирали дело, решали вопрос о виновности ответчика, оставляя за судьей право назначения наказания. Это, видимо, один из первых прообразов будущего суда присяжных. Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги.

       Таким образом, в Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь. 
Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку).
[2] 
Русская Правда знает две специфические процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной территориальной единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания.

         Гонение следа - это отыскание  преступника по его следам. Гонение следа – розыск преступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало её членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались. Если след привел к дому конкретного человека - значит, он и есть преступник.

       Если  ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника - сборщика торговых пошлин.

       Помимо  суда государственного (князя и его  администрации) в Киевской Руси активно  формировался вотчинный суд –  суд землевладельца над зависимым  населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований. Можно назвать  также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.  
Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

       Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы).  
При ограниченном количестве судебных доказательств по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом и водой). О последних мы знаем лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от раскаленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Ордалии – это разновидности суда божьего. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточности доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились лишь от более позднего времени (поле). Такие общие представления о древнерусском праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего.
 

 

     Заключение

        Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

       Благодаря образованию государства формируется  древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

       Древнерусское государство в течение веков  после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол.

       Вопрос  о происхождении славян считается  одним из основных вопросов в истории  Восточной и Юго-Восточной Европы.

       Древнерусское государство явилось важнейшей  вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

       Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в  составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них  ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

       Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская  Правда, дожили и до Московского  государства. Имели они значение и для права соседних народов.

       Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII века. 
 

 

        Список литературы

    1. Н. М. Карамзин. Предания веков. Москва, 1988.           
    2. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., Наука, 1973.
    3. Смирнов А.Н., Древние славяне. М., 1990.
    4. Шелов Д.Б., Славяне. Заря цивилизации. М., 1972.
    5. Артамонов М.И. " Происхождение славян ", 1950.
    6. Рыбаков Б.А.   " Мир истории ".
    7. История России с древнейших времен до конца XX века. Москва, 1996.
    8. История государства и права. / Под ред. Лепихова М.И.- М.: Былина, 1998г
    9. Портнов В.П.. История государства и права России. Лекции. - Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова.- 1999г.
    10. История государства и права России. Учебник для вузов/ Под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 1998г.
    11. Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2000.
    12. История государства и права. / Под ред. Лепихова М.И.- М.: Былина, 1998г.
    13. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 1993г.
    14. Н.М. Карамзин «История Государства Российского»// М. 2002г.
    15. В.О. Ключевский «Курс русской истории»
    16. Д.С. Лихачев «Повесть временных лет» перевод
    17. В.О. Ключевский «Курс русской истории»
    18. «История России с древнейших времен до конца XX века.»
    19. А.Ананьев «Призвание Рюриковичей, или тысячелетняя
    20. загадка России»// Октябрь, 2000г - № 10.
    21. М. Семенова «Мы – славяне!» популярная энциклопедия //С- 
      П.1997г.

Информация о работе Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве