Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:52, реферат

Описание работы

Важность изучения становления государства и права древнерусского государства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств. Без знания начальных периодов становления государства и права существенно затруднено изучение последующих периодов развития отечественного государства и права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возникновение Древнерусского государства.
1.1. Предпосылки и причины возникновения государства 5
1.2. «Норманнская» теория 9
Глава 2. Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве
2.1. Источники права 11
2.2. Развитие судебной системы 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Древнерусское государство1.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

       1.2. «Норманнская» теория

       Момент  возникновения Древнерусского государства  нельзя датировать с достаточной  точностью. Очевидно, имело место  постепенное перерастание тех политических образование, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных  славян. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

       Не  совсем ясен вопрос и о том, как  образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так  называемой норманнской теорией. Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер. Изучив древнерусские летописи и Повесть временных лет они истолковали их следующим образом:

       - основатель первой княжеской династии у восточных славян Рюрик выходец из варягов (норманнов);

       - слово Русь имеет скандинавское  (варяжское) происхождение.

       Следовательно в образовании древнерусского государства  главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы.

       Подобные  выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

       Эти идеи и были положены в основу норманнской теории происхождения русского государства - норманизма.

       Резким  противником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отстаивавший южные  истоки древнерусской государственности  и отрицавший роль скандинавов в  его формировании. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжалась десятилетиями.

       Противники  норманнской теории отрицали скандинавское  происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни происхождения  правящей династии. При этом называли и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедеонов, Забелив).

       В настоящее время большинство  ученых указывают на длительный, объективный процесс возникновения государства и субъективный, второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норманнской теории», основанной на тезисе о возможности «научить государству», между тем как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе длительного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений.

       К современным отечественным ученым преимущественно отвергающим норманнскую теорию присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

       Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень  социального и политического  развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием  восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли. 

Глава 2. Возникновение и развитие права в древнерусском государстве

2.1. Источники права

       Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало.

       Первым  источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного  строя и ставшие теперь обычным  правом.

       Каковы  же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы  которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был сборник письменный, в котором имелись нормы обычного права.

       Первый  известный источник права письменный - это договор Олега с Византией 911 года. В нем и упоминается Закон русский, который содержал некоторые нормы уголовного права Древней Руси. Одна из статей этого Закона предусматривала ответственность за убийство - смертную казнь на месте преступления.

       Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. Договора 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок».

       Княжеское законодательство как источник права  появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира  Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

       Устав Владимира определял взаимоотношения  княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в  пользу церкви так называемая десятина. Церковь по Уставу получала право  суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

       Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене, то в этом случае, возможно, было применение смертной казни.

       В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый  характер. За изнасилование и оскорбление  женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или  дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.  

       Наиболее  же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая  свое значение и в последующие  периоды отечественной истории.

       Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву.

       Со  второй половины того же столетия стала  формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном  варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий  этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения.

       К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

       Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права.

       Источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины.

       Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

       Для древнерусского обязательственного права  характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Например, краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку.  

       Брачно-семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

       По  Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.

       Понятие наследства возникает непосредственно  с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право  восточных славян, получившее распространение  после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество - он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочери. Споры о наследстве возникали довольно часто, Церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдикцию.

       В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось  нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так  и гражданско-правовым нарушением. Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение. Уголовное право рассматриваемого периода было феодальным. Русская Правда не знает возрастных ограничений уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.

       Русская Правда знает лишь два родовых  объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности следует назвать убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.

       Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет  краже. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. Известно и  преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением. В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.

Информация о работе Возникновение и развитие права в Древнерусском государстве